Студопедия — Глава П. ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава П. ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ






(У1‑ ХУ1 вв.)

Перед чтением главы убедитесь, что вы знаете о:

— понятии “цивилизация”;

— типах и очагах цивилизаций в древности;

— закономерностях формирования древних государств;

— сущности феномена власти —собственности;

— специфике развития восточной и античной цивилизаций;

— формах ведения хозяйства и принципах социальной структуры древних обществ.

В этом разделе, посвященном так называемым “средним векам”мировой истории, вы познакомитесь с тем, как менялся облик Постантичной

Европы на протяжении более тысячелетия. Вы узнаете о:

— периодизации Средних веков (различных ее вариантах);

— понимании феодализма, преимущественно свойственному этому периоду, видными русскими медиевистами и об основных взглядах на феодализм в мировой медиевистике;

— специфике процесса феодализации различных регионов мира;

— Великом переселении народов и образовании “варварских королевств”и начале формирования западно-европейских национально-этнических консолидаций;

— франкском королевстве, империи Карла Великого, ее распаде;

— периоде “вольных городов”и преодоления биполярности в экономике Западной Европы;

— факторах формирования западноевропейских национально-территориальных государств;

— Великих географических открытиях, “революции цен”— как раннем проявлении экономической эффективности частной собственности;

— роли католической церкви в становлении нового политического и экономического облика Западной Европы, Реформации и Контрреформации.

Данный раздел изобилует многими терминами, без которых понимание темы невозможно. Поэтому, желательно осваивать их по мере чтения самого материала.

В данном разделе речь пойдет о периоде в истории человечества, условно называемом средневековьем. Термин “средние века”возник в Италии в ХУ-ХУ1 вв. в кругах литераторов и историков. В научный оборот,

— 69 —

по мнению известного немецкого философа О.Шпенглера (1880—), этот термин был введен в 1667 г. в Лейдене профессором Горном. А широко стал использоваться после трудов Х.Келлера, который в 1688 г. написал свою “Историю средних веков”.

Средние века —это яркое время, насыщенное многими событиями. К числу основных из них относится появление на исторической арене новых народов, которые постепенно обретают свою самостоятельную национальную государственность.

Европейское средневековье занимает в этом отношении особое место.

Именно в Европе в это время происходят процессы, сделавшие ее лидером мирового развития. Вплоть до конца ХУ в. Европа отстаивала от стран

Востока (в частности, от Китая). Рубеж ХУ-ХУ1 вв. явился переломным. Европа оказалась способной перейти к более интенсивному способу производства —к капитализму. Страны же, подарившие ей порох, огнестрельное оружие, технологию производства шелка, бумаги и многое другое, подобный переход к несравнимо более прогрессивной экономике рыночных отношений совершить не смогли. Это обусловило отставание стран азиатского региона от Европы и в политическом отношении, надолго определив там деспотические формы государственного правления.

Первой на европейском континенте “школой капитализма”стала Голландия. Вслед за ней на авансцене европейской истории появились Англия, частично Франция, Швеция, Германия. Не останавливаясь подробно на причинах дивергенции (В нашем контексте —расхождение в исторической эволюции) европейской цивилизации и восточной, отметим здесь, что генезис капитализма в пределах европейской цивилизации в ХУ1 в. был подготовлен теми социально-экономическими и политическими процессами и событиями, которыми было так богато европейское средневековье и которые породили хозяйственный механизм зрелого феодализма в этом регионе мира.

Часть 1. Вопросы периодизации

В мировой медиевистике (раздел исторической науки, изучающий историю средних веков) существуют различные точки зрения относительно начала и окончания периода средневековья. Рассмотрим некоторые из них, содержащие полезную для нас информацию и побуждающие к размышлению.

1. 1У-ХУ вв. В обосновании этих рамок периода лежит следующее.

В 1У в. происходит торжество христианства в Римской империи. Возобладание этой религии над мифологией язычества было процессом длительным и сложным. Как известно, христиан поначалу преследовали. Однако отношение к христианам постепенно изменялось, становилось все более тер-

— 70 —

пимым, пока, наконец, власть и набравшая силу церковь с ее послушными массами не нашли общий язык. Тут надо обратить внимание на тот факт, что этот союз, естественно, как результат разрешения противостояния и даже борьбы, в конечном счете приносил пользу обеим сторонам, властные позиции которых от этого лишь усиливались.

В 1У в. церковь уже сыграла свою роль в борьбе за императорский престол. Получивший поддержку христианской церкви император Константин 1 (306— годы правления) объявил христианство официально дозволенной религией. В 325 г. император созвал 1‑ ый Вселенский собор из представителей церковных верхов. На этом соборе был объявлен союз между императорской властью и церковью. На Вселенских соборах 325 и 381 гг. был закреплен догмат о Троице. Император Феодосий 1 (379— годы правления) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так христианство из гонимой религии превратилось в государственную (Подробнее о происхождении христианства и его торжестве см.: Каутский К. Происхождение христианства /Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990; Куманецкий К.

История культуры Древней Греции и Рима /Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990. С.321—; БСЭ. Т.28. М., 1978. С.1143—).

В русле данной периодизации средневековья ХУ в. связывается с конкретным историческим событием —завоеванием турками Константинополя в 1453 г., что традиционно принято считать падением Восточной Римской империи.

2. У —конец ХУ в.Такое определение временных рамок средних веков также связывается с конкретно-историческими событиями. В 476 г. восставшие наемники-варвары (таких было немало на службе у римлян) во главе с Одоакром (ок.431—), предводителем одного из германских отрядов в императорских армиях, низложили последнего императора Ромула Августула. Одоакр провозгласил себя “королем Италии”(правил ею с 476 по 493 гг.). С этим событием связано традиционное толкование падения Западной

Римской империи.

Что касается ХУ в. то, в отличие от предыдущей периодизации, в этой ХУ в. выбран по году открытия Америки (1492).

Приведенные варианты периода средних веков выглядят проблематично, с точки зрения научных основ периодизации. Озадачивает, что в определении начала и окончания исторического периода (средние века) берутся различные критерии. Как в первом случае, так и во втором —критерии расходятся между собой. В первом случае —это, с одной стороны, религиозный признак (торжество христианства как процесса), с другой —конкретное событие (оттоманское завоевание Константинополя в 1453 г.). Во втором —это, с одной стороны, конкретное событие, связанное с вос-

— 71 —

станием наемников в Западной Римской империи (476), положившем ей конец, с другой —также конкретное событие, но происшедшее за Атлантикой (1492).

Конечно, за приводимыми конкретными событиями стояло накопление мощных исторических предпосылок. И эти события были столь значительны по своему воздействию на ход мировой истории, что вполне соответствуют эпохальным историческим вехам. Так, после завоевания турками Константинополя усилилось значение русской боковой ветви православия, что ускорило образование русского государства. Падение Константинополя обернулось триумфом Москвы.

В качестве окончания средних веков фигурирует и такая дата —1517 г. Этот год положил начало Реформации в Германии. Критерий явно сомнителен: историей религии далеко не исчерпывается многообразие человеческой истории, в том числе в ее европейской локализации.

В отечественной (советской) историографии выделяют последний, третий период западноевропейского средневековья, который выходит за рамки ХУ1 в. Одни авторы считают окончанием средневековой истории канун английской революции, т.е. примерно вторую четверть ХУП в. Другие —под завершением средних веков понимают время от великих географических открытий на рубеже ХУ-ХУ1 вв. до Вестфальского мира (См.: История средних веков. 2‑ е изд. Т.П. М.: Высшая школа, 1977). Вестфальский мир 1648 г. окончил Тридцатилетнюю войну 1618— гг. Эта война была первой общеевропейской войной между двумя большими группировками, стремившимися к господству над всем “христианским миром”, габсбургским блоком, куда входили испанские и австрийские Габсбурги, поддерживаемые папством, католическими князьями Германии, Польско-Литовским княжеством (Речь Посполитая), и антигабсбургской коалицией, куда входили

Франция, Швеция, Голландия, Дания, Англия (частично) и Россия.

Датировка окончания средних веков 1648 г. имеет давнюю традицию в отечественной историографии и идет еще от декабриста М.Ф.Орлова (1788—), известного своим выступлением (1819) против самодержавной концепции русской истории Н.М.Карамзина (См.: Алпатов М.А. Концепция всемирной истории Михаила Орлова //История и историки: Историографический ежегодник 1974. М.: Наука, 1976. С.286—).

Существует также мнение, что период позднего средневековья распространяется и на ХУШ в. Данная точка зрения основывается, в частности, на появлении в Европе новой политической реальности —так называемых феодально-абсолютистских монархий (См.: История средних веков. Т.П.

М.: Соцэкгиз, 1939. С.3—).

Какие же выводы надлежит сделать из этого разнобоя мнений? Разли-

— 72 —

чие в определениях хронологических рамок периода средних веков говорит о трех вещах: 1) об условности термина “средние века”; 2) о невозможности в принципе жесткой фиксации какого-либо значительного периода мировой истории в силу многофакторности общественно-исторического развития (о периодизации как методе исторической науки, правилах пользования им. См.: Унпелев А.Г. Освоение методологического наследия в области исторической науки: Очерки советской историографии конца 50‑ х —80‑ е гг. Владивосток: Изд-во Дальн.ун-та, 1985. С.50—); 3) о неизбежной размытости исторических граней больших периодизаций, поскольку развитие общества протекает неравномерно в том смысле, что одни сферы общественной жизни развиваются быстрее, другие медленнее (иногда не без элементов регрессивного движения). А уж когда речь идет об историческом развитии совокупности обществ (европейская цивилизация и т.д.), тенденция неравномерности возрастает. Методологически плодотворно в этом отношении высказывание востоковеда В.П.Илюшечкина: “... Процесс общественной эволюции, — пишет он, —протекал и будет до определенного времени протекать очень неравномерно во времени и пространстве для различных обществ и разных регионов. Почти в каждую общеисторическую эпоху существовали и будут существовать до определенного времени общества самых различных типов по своему социально-экономическому характеру —общества, находящиеся на разных стадиях общественной эволюции”(Илюшечкин В.П.

Общее и особенное в развитии добуржуазных классовых обществ //Социальная и социально-экономическая история Китая. М., 1979. С.10—).

Автор делает вывод, что деление мировой истории на эпохи древности, средневековья и т.д. является произвольным и субъективным (См.:

Там же).

С еще большим скептицизмом и иронией к традиционному членению истории относится О.Шпенглер: “Древний мир —средние века —Новое время”—вот та невероятно скудная и лишенная смысла схема, чье абсолютное владычество над нашим историческим сознанием постоянно мешало правильному пониманию... жизненной длительности той части мира, которая сформировалась на почве Западной Европы...”(Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО Наука, 1993. С.49). Эту схему О.Шпенглер характеризует как наивную прямолинейность, от столетия к столетию теряющую всякий смысл (См.: Там же).







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия