Культура. Период «великих реформ» был очень противоречивым для российской духовной жизни
Период «великих реформ» был очень противоречивым для российской духовной жизни. С одной стороны, либеральные преобразования и быстрая модернизация общества создали благоприятные условия для подъема во всех сферах культуры. Значительное влияние на культурную жизнь Росси оказала реформа системы образования, начатая в 1864 г. Было разрешено открывать начальные училища общественным учреждениям и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов, состоявших из представителей земств и чиновников (председателем был архиерей). Начальные школы делились на казенные, земские и церковно-приходские. Среднее образование в семиклассных мужских гимназиях объявлялось открытым для всех сословий, но вводилась высокая плата за обучение. Гимназии делились на классические (общеобразовательные предметы, латинский и греческие языки) и реальные (вместо древних языков увеличен объем математики и естествознания). Окончившие классические гимназии без экзаменов принимались в университет. Реальные гимназии давали доступ лишь в технические вузы. (В 1871 г. реальные гимназии реорганизованы в реальные училища.) С конца 50-х гг. стали открываться женские гимназии. Новый устав (1863 г.) восстанавливал академическую автономию университетов. Совет профессоров руководил всей университетской жизнью. Быстрое развитие получили технические вузы. В 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, положившие начало высшему женскому образованию в России. Но в то же время в стране обозначился социокультурный раскол. Он заключался в складывании двух противостоящих друг другу типов культурных ценностей: с одной стороны - городской, индустриальной, ориентированной на европеизацию и модернизацию, на рост атеизма - и с другой - сельской, аграрной, базирующейся на традиционализме и консерватизме, на религии. Это противостояние дополнялось старым расколом между дворянской, преимущественно европейской, культурой и культурой низов, сохранявшей традиционные ценности русской общины. Сложное переплетение различных представлений о системе ценностей неизбежно порождало внутреннюю конфликтность духовной жизни российского общества. Снятие этих конфликтов и проявилось в активных творческих поисках во всех сферах культуры. Активная антирусская позиция, занятая ведущими европейскими странами в период Крымской войны 1853-56 гг. и русско-турецкой войны 1877-78 гг. (за освобождение Болгарии) также серьезно повлияла на систему ценностей всего российского общества того периода. В стране стали усиливаться тенденции национализма, русификации, что проявилось в формировании идей панславизма. Панславизм заключался в противопоставлении идее европейской цивилизации идеи всеславянской цивилизации, которая возникла бы вследствие объединения всех славянских народов под верховенством России.
|