Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сейид Али-Мохаммад Баб и начало его проповедей в Абу Шахре (Бушире) и Ширазе в 1845 г





Он был юношей, сыном Мирзы Резы из рода сейидов1 Шираза. Его отец и родные занимались торговлей в Йезде и Ширазе. Однажды он посетил гробницы имамов в Кер-бале и Неджефе и слушал проповеди улемов2, особенно ходжи Сейида Казема. Потом он переехал в порт Абу Шахр и вел аскетический образ жизни. В жаркие дни без головного убора [он] сидел на солнце с твердым намерением покорить солнце, пока не исчезла вся влага из его головы. [Сидя] на солнце, рассказывал всякие небылицы. Вначале он объявил себя муршидом3, разъясняя населению различные слова. Затем он представил себя наместником исчезнувшего имама4. Простодушные поверили его словам, возвеличили его. А он заявил, что, так же как Амир уль-Му-мининАли5, является Бабом (вратами мира) пророка Мухаммеда: «Я тоже Баб имама Ходжат оль-гаиб6 и поэтому [являюсь] его наместником». Никто ему не возражал и не запрещал проповедовать, и некоторых простаков он ввел в заблуждение. Потом [он] отважился сказать: «Я и есть тот имам, которого [вы] ждете и тысячи лет находитесь в его ожидании». Затем пошел еще дальше и претендовал на пророчество и через некоторое время, отрицая Хатем ан-анбийа7, представил себя, упаси боже, выше пророка.

Собрал вокруг себя людей проклятых, покинутых и нарекал их своими наместниками. Затем отправил их во все окраины.

Один из таких глупцов прибыл в Шираз и затеял спор с улемами, где и обнаружились его вздорные идеи. Улемы сообщили об этом правителю. Его пригласил правитель и после изучения [его проповеди] прогнал и потребовал, чтобы он шагу не делал из своего дома. [Правитель] позвал из Бушира [Баба] в Шираз и 19 рамазана8 тайно с ним встретился, чтобы не осталось ничего скрытным, чтобы как можно больше узнать от него. Оказав [ему] большие почести, чтобы войти в доверие, сказал: «После того, как я наказал твоих заместителей, мне приснилось, что ты зашел ко мне, ударил меня ногой и сказал: «Вижу в тебе свет и прощаю тебя, иначе из-за заместителей сам бы тебя убил». Сейид обрадовался и сказал: «Это ты не во сне, а наяву увидел. Так я сказал, так я сделал». Правитель сказал: «Я посвящаю себя тебе», - и поцеловал ему руки, он (Баб) тоже поцеловал его в щеки. Правитель сказал: «Я с солдатами и оружием буду участвовать в твоей священной войне». Сейид сказал: «Я тоже отдам тебе царство Рума»9. Правитель сказал: «Не хочу царство Рума, а хочу радостно и счастливо жить в твоей свите. Теперь пойдем побеседуем с улемами, убеди их». Он привел его на собрание известных улемов, где присутствовал сейид Яхья - сын господина сейида Джафара Эстехбанати, и они побеседовали. Сейид Али-Мохаммад Баб, считая правителя своим муридом10, безумно расхвалился, и дело дошло до того, что он безапелляционно заявил: «Мой Коран изящнее и лучше, чем Коран пророка, и моя религия отменяет религию пророка».

Когда дело дошло до этого, улемы сказали, что свою идею, религию, отрицание и обновленные принципы шариата [он] должен изложить письменно, чтобы они могли изучить и оценить их. Этот наивный бедняга взял лист, написал свои смутные изречения и передал улемам. Они единодушно пришли к мнению, что он спятил и находится в расстройстве ума и что во имя властей его надо наказать. Его несколько раз ударили палками по ногам, измазали лицо и повели в мечеть11. Баб заявил о раскаянии, проклиная себя, и поцеловал ногу господину шейху Абу Таро-бу имаму джомэ12, а других собравшихся просил о прощении. Затем его арестовали, и в течение шести месяцев он был закован в цепи.

Моэтемад од-Доуле питал к нему уважение. Некоторые его мистические идеи он ценил до тех пор, пока не умер в раби оль-аввале 1263 года в Исфагане. [После его смерти] положение сейида Али-Мо-хаммада ухудшилось. По приказу государственных влас­тей его отозвали в Тегеран, а затем отправили в крепость Чехрик в Азербайджане, принадлежащую Яхья-хану Курду, и определили стражу.

Сейид Яхья поехал в Иезд, другие его муриды рассеялись по разным краям, обманывая народ и создавая из него (Баба) чудотворца, и глупость его осталась неизвестной. Некоторые корыстолюбивые улемы проявили расположение к нему и поддержали его сочинения, объявив их последним Кораном. Началось вольнодумство и безбожество. Распространились тайные выражения. Вольнодумство взяло верх. Независимая свободная вера развивалась. В это время имена имамов присваивались вероотступникам и еретикам. Поднялось крупное восстание. Некоторые, не слышав и не видев его (Баба), следовали за ним, и в каждом городе ждали начала восстания.

Когда улемы дали фетву14 об их вероотступничестве и приговорили их к казни, они тоже обвинили улемов в ереси и некоторых убили. При этом обе стороны потеряли много людей.

Реза – Кулихан Хедайат.

Раузат ас-Сефа: Пер. с перс. –

Тегеран, 1960. - Т. 10.

- С. 301 - 312.

1 Сейид - потомок пророка Мухаммеда.

2 Улем- высшее духовное лицо.

3 Муршид - духовный руководитель.

4 Имам - здесь: имам-е гаиб — «скрытый имам», двенадцатый шиитский имам Махди, который якобы исчез и появится, чтобы на земле установить справедливость.

5 Амир уль-Муминин - титул халифа Али, зятя пророка Мухаммеда, первого шиитского имама.

6 Имам Ходжат оль-гаиб - титул имама Махди.

7 Хатем ан-анбийа - последний из пророков, эпитет Мухаммеда.

8 Рамазан - название девятого месяца мусульманского лунного календаря.

9 Рум - Византия.

10 Мурид (мюрид) - последователь.

11 Мечеть - мусульманский храм, место чтения молитв.

12 Имам джомэ – священнослужитель, руководящий молитвой в пятницу в главной мечети







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 652. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия