Студопедия — Жизнь в резервациях, 1918-2000 гг.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жизнь в резервациях, 1918-2000 гг.






Равнинные оджибвеи по-разному приспосабливались к жизни в резервациях. Несмотря на то, что им коренным образом пришлось изменить свой образ жизни, они смогли сохранить свой язык, ритуалы, систему родства и ритуалы до 1990-х годов.

Деятельность миссионеров и усилия правительств Канады и США привели к изменениям, но одновременно вызвали сопротивление. Как и у соседних индейцев на севере прерий и лесостепей, поощрялось занятие фермерством, но далеко не все из равнинных оджибвеев имели достаточно земли, технических средств и капитала для успешного занятия сельским хозяйством. В Черепашьих горах аналогичная ситуация осложнялась выделением большому количеству мелких арендаторов участков государственной земли на территории Дакоты и Монтаны в пределах резерваций. Такое распределение земель приводило к дальнейшему рассеиванию части оджибвеев и сдаче таких участков теми, кто не хотел на них жить, посторонним.

Некоторые оджибвеи занялись изготовлением капканов, ловушек, предметов народного промысла, а также нанимались на сезонные работы на фермы и стройки. Дополнительными источниками дохода были охота, рыбалка (рис.4) и собирательство. Некоторые смогли приобрести образование и стали профессионалами в разных областях - от ухода за больными до работы в области техники, права и образования.

Во время Второй Мировой войны лишь немногим оджибвеям удавалось наниматься на сезонные работы в сочетании с традиционными промыслами. Большое их число стало искать постоянную работу, но в ближайших населенных пунктах рабочих мест было мало. В результате некоторые из них покинули резервации и нашли работу в больших городах, а многие из оставшихся стали жертвами постоянной безработицы. Начиная с конца 1960-х годов, после того, как правительства США и Канады разработали программы по преодолению обнищания и способствованию экономического развития, обстановка несколько изменилась. Стали создаваться рабочие места, чему способствовали мероприятия по жилищному строительству, образованию и здравоохранению, хотя к 80-м годам уровень занятости в некоторых из этих областей несколько снизился. С начала 70-х новые рабочие места стали возникать благодаря появляющимся частным и коммунальным предприятиям (рис.4), таким как супермаркеты и казино, многие из которых внесли существенный вклад в развитие местной экономики.

В XX веке у оджибвеев продолжали действовать соглашения, заключенные ими с правительствами Канады (рис.5) и США. В Канаде правящие органы индейских сообществ возглавлялись избираемыми вождями и советами, которые согласовывали свою политику с другими охваченными договорами группами, населяющими равнины. Расположенные на территории США резервациях Черепашьих гор и Роки Бой управлялись избираемыми советами и председателями. Здесь "традиционные" или "чистокровные" равнинные оджибвеи составляли лишь небольшую часть населения, однако при этом в Черепашьих горах эта группа играла важную роль в сохранении традиций. В нее входили представители наследственной "знати", выполнявшие функции советников.

Несмотря на небольшую численность равнинных оджибвеев в США (она никогда не превышала нескольких тысяч человек), они активно участвовали в сохранении и восстановлении традиционной культуры и ритуалов (Танец Солнца, Танец Травы и др.) в своих сообществах на современных пау-вау. Традиционное сообщество также призывало к помощи в организации и развитии двуязычных и двукультурных образовательных программ. В Канаде, в отличие от США, языки равнинных оджибвеев и равнинных кри продолжают изучаться дома, на них говорят много взрослых. Подобные усилия предприняты канадскими общинами для сохранения традиционных ритуалов и ремёсел. Самые яркие направления их культуры в конце XX века нашли своё отражение и в Церкви Коренных Американцев и в творчестве художников из равнинных оджибвеев. На протяжении всего XX столетия равнинные оджибвеи прикладывали очень много усилий по сохранению своей культуры.

 

Этнонимы. [1]

Название «равнинные оджибвеи» предложено Скиннером для различения равнинных оджибвеев от оджибвеев, живущих в Вудланде. В двадцатом веке их называли оджибва, чиппева, банги, сото, равнинные оджибвеи и западные оджибвеи.

Название «оджибва» и «чиппева» произошло от разного произношения слова očipwe, которое было самоназванием группы, жившей на севере Су-Сэнт-Мэри. В двадцатом веке так называли себя группы восточных равнинных оджибвеев, а также некоторые западные общины в том числе и в Северной Дакоте и Монтане. Название «чиппева» преимущественно используется в США и в южном Онтарио. «Оджибва» или «оджибве» используется в остальной части Канады.

Восточные равнинные оджибвеи также называют себя aniššina-pe “человек, индеец”, однако это название не используется западными равнинными оджибвеями.

В западной Манитобе и Саскачеване более употребляемо название сото (‘sōtō), которое использовалось франко-канадскими торговцами и установилось в самом начале XIX века. Так называют восточные группы оджибвеев.

Торговцы Компании Гудзонова Залива в XVIII и XIX вв. называли равнинных оджибвеев также как и северных оджибвеев банги, также произносится как pung’ke. Это название произошло от оджибвейского слова panki «немного», употребляемым при общении с торговцами. В двадцатом веке равнинные оджибвеи в США использовали «банги» как самоназвание.

В Северной Дакоте и в Монтане равнинные оджибвеи иногда называют сами себя nakkawininiwak “те, кто говорит отлично [от оджибвеев]” или nakawe-wininiwak. Это заимствование из языка равнинных кри nahkawiyiniwak или nahkawe-wininiwak. Оджибвеи Миннесоты называют равнинных оджибвеев maškote-aniššina-pe «народ прерий». Однако большинство соседних племён не отличали равнинных оджибвеев от кри. Племена верхнего Миссури называли кри и оджибвеев одинаково: ассинибойны šahíya, манданы šahí, хидатса šahí и арирака šAhi?A.

 

Иллюстрации.

Рис. 1 - Территория равнинных оджибвеев в середине XIX века, а также их современные резервации.

Рис. 2 - Военная Академия США, Вест-Пойнтский музей, коллекция 553. Акварель Питера Риндисбахера, сделанная вблизи колонии на Ред Ривер, Манитоба 1822-1825 гг. Внутренняя обстановка типи. Курящий трубку мужчина справа одет в кожаное одеяние с бахромой и в ноговицы. На нем украшение с геометрическим узором, выполненное иглами дикобраза. У него рог для пороха и ножны кинжала. На женщинах платья из сукна и мокасины. Мокасины сшиты так, что на подъеме есть мелкие складки. На стене типи снегоступы, сумка и рог для пороха, расшитые рукавицы, ружье, топорик, лук, шкуры птиц и животных.

Рис. 3 - Предметы, используемые в религиозных ритуалах. Слева: Джон Дэниелс, шаман, на котором наплечная накидка и пояс военной связки (военная связка - набор предметов, обычно магических или священных для определенной цели) Громовой Птицы. Изготовлено было примерно между 1850 и 1880 годами и впоследствии перешло по наследству к Дэниелсу. К моменту приобретения этих предметов в 1958 году, они уже утратили свою роль как священные предметы. Дэниэлс держит в правой руке "шаманскую трубку", а в левой - трещотку шамана, исцеляющего больного «высасыванием» недуга. Ни один из этих предметов не имеет отношения к военной связке. На голове у него головной платок, поскольку голова воина должна быть всегда покрыта. Фотография сделана Джеймсом Г. Говардом, резервация Лонг-Плейн, Эдвин, Массачусетс, 1958 г.

  1. Барабан общества Мидевивин, сделанный из дерева и металла. Средняя часть барабана украшена металлическими заклепками, дно окрашено в зеленый цвет. На барабан натянута кожа, удерживаемая кольцом, которое сделано из дерева, ткани и металла. Барабанная палочка сделана из дерева, на верхушке обмотана тканью.

b – e. Набор предметов военной связки, полученный от Дж. Дэниелса, первоначальный владелец неизвестен.

  1. Ожерелье, представляющее собой металлическую цепочку с 8 большими барсучьими когтями, латунными бусами, а также с красными и белыми шелковыми ленточками; длина 40 см.
  2. Барсучья шкура с ленточками из красного и черного шелка; набрасывается на спину; длина 69 см.
  3. Пояс из плотной синей шерстяной ткани, украшенный бисером и синей шелковой каймой; длина 107 см.
  4. Рубаха и пояс облачения Громовой Птицы, шейная накидка, сделанная из красной шерстяной ткани, украшенная белыми и черно-голубыми стеклянными бисеринками и латунными колокольчиками; возможно, колокольчики были добавлены Дж. Говардом; длина 132 см.

Собрание Джеймса Говарда, резервация Лонг-Плейн, Массачусетс, 1958 г.

Рис.4 - Вверху - развитие экономики в резервации Черепашьих гор, Северная Дакота. Работники Чиппевайан-Осентикс, предприятия, совместно созданного племенным управлением и Бюро по делам индейцев, действовавшим с 1964 по 1966 гг. Предприятие было создано для обеспечения работой лиц, живущих в резервации. Мужчины вырезают фигурки животных, которые затем продаются музеям и другим организациям. Фото Дон Морроу, 1964 г.

Внизу - рыбак на Рыбном озере после сильного дождя. Фото Уэйн Л. Скоу, 1960 г.

Рис.5 - Жизнь в 1990 гг.

Вверху - резервация Черепашьих гор. Барабанщики пау-вау; мужчина в полосатой рубашке - Верлин Дюбуа, слева от него Дэвид Дж. Рипли, Терри Бейкер и Бой Джо Файян в светлой куртке. Фото сделано в июне 1993 года. Колледж сообщества Черепашьих гор, Белкур, Северная Дакота.

Внизу слева - Уэйлон Уитфорд, четырехлетний мальчик из Роки Маунтинс Хаус, Альберта, получающий стипендию 5 долларов от Канадского министерства по делам индейцев и северных земель согласно Договору N 6. Фото Роб МакКинли, 1998 г.

Внизу справа - Лесли Пельтье на пау-вау в июне 1993 года.

Автор верхней и правой нижней фотографий неизвестны.

 

Перевод: aniodchai.

Редакция: М. Виноградов, Д. Жиделев, А. Мейнерт.

Источник: Albers, Patricia C. (2001). Plains Ojibwa. In R. J. DeMallie (Ed.), Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 2, pp. 652—661). W. C. Sturtevant (Gen. Ed.). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.

http://books.google.lv/books?id=koQZmtDMbX8C&lpg=PA652&dq=plains+ojibwa&pg=PA652#v=onepage&q=plains%20ojibwa&f=false


[1] Написано Дугласом Р. Парксом.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия