Влюбленных наяд
десять лет разницы между рождением Пушкина и Гоголя, так что Гоголь - ровно следующее поколение. Тем не менее гоголь многое напечатал при жизни Пушкина, а Белинский номинировал гоголя на звание первого поэта России в 1835 году после выхода его двух сборников повестей, а точнее циклов повестей - Миргород и вечера на хуторе близ Диканьки. Гоголь востребован во всем мире, и о нем до сих пор спорят и возвращаются к нему. Ранняя проза Гоголя начинается с 31 года. Гоголь хотел стать чиновником, но стал писателем и написал поэму, которая с треском проваливается. В результате никогда больше к поэзии не обращается, уступив поле другим, например,Пушкину, которому поклонялся. Крах поэтических надежд в эпоху торжества пушкинского поэтического гения. Но гоголь оказывается победителей на поприще прозы. Повести белкина вышли в том же 31 году были не так успешны, а вечера на хуторе вызвали массовый восторг. И массовый, и элитарный читатель приветствовал одного и того же человека. Это было привлекательное чтение, там были острые сюжеты, сказочность, фантастика. Одно лицо выступает в качестве издателя. Как у Пушкина, у гоголя та же игра - у него есть разные рассказчики повестей, но есть и некий собиратель повестей и их ретранслятор. Он не рассказчик всех повестей. Очень специфическая лексика используется, там даже словарь украинизмов есть. Идея гоголя была не просто показать тот мир. Он обращается к Украине с ностальгией, как к миру прекрасного, противопоставляя ее миру холодного бюрократичесаого Петербурга. Хотя Гоголь никогда не был украинофилом. Ощущал Украину как часть великой Россией. Под русским он подразумевал все три нации. Вместе с тем здесь уже есть не только восторженные по отношению к Украине мотивы. Гоголь никогда не писал по-украински - это русский писатель, хоть он и вводит украинизмы, пишет он по-русски. Украина не смогла присвоить себе Гоголя. В вечерах на хуторе времена разные - от древности до современности гоголя. Про современность Гоголь с воодушевлением пишет о ре пошлости. Следующий сборник или цикл - миргород. Туда входит уже не восемь, а четыре повести. Нет собирателя повестей, но есть единый смысл, связанный с городом Миргород. Это название модно интерпретировать в символическом духе. Миргород как идея разрушения города-мира, городской цивилизации, ощущения внутреннего единства. Городская цивилизация наступает и разрушает это патриархальное единение. И тогда эти четыре повести встают в четкую систему. Первая повесть - старосветские помещики, господствует идиллии, добрые милые помещики, любят друг друга и мир, правда тут есть некая гоголевская ирония в фамилии героев - толстогубы, потому что главное занятие их - поедание явств. Но здесь нет раблезианского обжорства, нет еще сатиры. Ирония безусловно есть, но она мягкая и добродушная. Нечто пошловатое просвечивает в этих милых старичках, но это пока приглушенно. Заканчивается архетипно смертью обоих супругов. Любовь становится скорее привычкой, чем духовным единением людей. На финал надо обратить внимание - почему Гоголь не заканчивает смертью обоих, а заканчивает тем, что приезжает наследник и все приходит в полную негодность? Линия разрушения гармонии, разрушения патриархального мира. Дальше все хуже и хуже. Гоголь воспевает это начало во второй повести - Тарасе Бульбы. Тарас Бульба - романтическое начало. Нет там реализма, разве что немного. Типичная историческая романтическая повесть, в которой воспевается борьба за свободу казачества. Тарас убивает одного из своих сыновей - Андрия, только потому, что нарушает законы товарищества, он предает единую сечь ради своей любви. Ее один романтический мотив - для Андрия главное любовь, и чувство превыше всего. Говорит, что родина там, где любовь, а любовь к полячке, значит казаком может изменить. Это как история будущего Павлика Морозова. А здесь отец убивает сына, нарушая семейные узы, несмотря на то, что борется за веру русскую, за что и идут они на поляков. Русское начало - православное, что и отличает нас от других славян и католических славян поляков. Борьба с иноверцами - священна, особенно если они угрожают родине, что оправдывает христианина Тараса в его грехе. Гоголь явно идеализирует казачьий мир, и любимого героя Тараса. На саом деле они наносят превентивный удар по Польше и доходят до Кракова, который никогда не был под Россией. Борьба идет не на территории украины, а на территории Польши. Третья повесть - Совсем уж фантастическая, мистическая и романтическая, "Вий". Для нее характерно фольклорное начало, причем Гоголь перемешивает российское, украинское, немецкое фольклорное начало. Посмотреть сноску к слову Вий. Надо знать, что означает название. Никаких гномов в славянской мифологии не было, это явный привет немецким традициям. Для гоголя важна идея отпадения человека от церкви. Главная идея - трагедия Хомы Брута. Имя очень интересное: подчеркнуто славянское имя Хома и историческая фамилия Брут. Контаминация славянского и римско-католического тут очень любопытна. Он не последователен в своей вере, погибает, потому что любопытство оказывается больше его веры. В третьей повести возникает идея отпадения человека от церкви, распада соборной традиции. Четвертая повесть - повесть о том, как посорились иван иванович с иваном никифоровичем. Слово ссора в название - уже отсылка к распаду патриархального мира. Ссора крайне пошла - повторяются словесные конструкции, они не личности, не индивидуумы. И финал этой повести насыщен иронией и трагической иронией, это смех сквозь слезы. 35 год - именно за этот цикл повестей и с учетом предыдущего Гоголь получает титуль первого поэта России. 1829-1835 - первый период творчества, Петербужский. В 35 году апофеоз. В 1836 году необычайно успешно был поставлен Ревизор, хотя гоголем это было воспринято как провал. После так называемого провала Ревизора и начала трений с Пушкиным, редактором современника, в 1836 году Гоголь уезжает за границу и живет там следующие 12 лет, изредка возвращаясь в Россию. Важная веха - 42 год, когда он приезжает в Россию, чтобы опубликовать первый том мертвых душ. Тогда же выходит третий том его полного собрания сочинений. "Петербургские повести" - угловые скобки означают, что это не название, данное, самим автором. Гоголь назвал их просто повестями. Белинский был в контрах с швыревым. Для самого Гоголя более ценна была критика Швырева. Петербуржские повести выходят в сорок втором году, хотя время работы над ними приходится с начала тридцатых и длятся почти десятилетие. Невский проспект, записки сумасшедшего, портрет, нос, печатались уже. Цикл объявляет интерес к петербуржскому периоду русской истории, к особому ру, который был собран в послепетровские времена в России. Место действительно в основном действительно там. Действующие лица в основном не из высших слоев, это среднее и низшее чиновничество, художники. Здесь два главных характера можно выделить - это прежде всего характер художника и проблема художника и окружающего мира, художника и рыночной экономики, проблема денег, художник и реклама, журналистика, раскрутка творчества, художник и назначение его творчества. Портрет и невский проспект - две повести по этой теме. Второй тип характера - маленький человек, чиновник низкого звания. В записках сумасшедшего - чиновник с амбициями, в шинели - без амбиций, маленький в квадрате. Эти две темы гоголь рассматривает просто образцово ярко, очень вдумчиво и глубоко, причем рисует образы, которые становятся достоянием мировой литературы. Влюбленных наяд Серебристые всплески, Где ревнивые доски Вам путь заградят.
|