Возникновение Древнерусской литературы.- Князь Андрей Курбский защищал права и привилегии боярства. Его послания отличались - краткостью, чёткостью, стройностью композиции, ораторской напряжённостью. - Царь Иван Грозный отстаивал идеи неограниченной самодержавной власти. Его послания и торжественны и скорбны, и ироничны и раздражительны. 2 послания царя: 1564 год - в ответ на послания Курбского 1577 год 1-ое послание Курбского (написано в ссылке в Польско-Литовской земле, в Вольмере, граде короля Августа Сигизмунда). Обвиняет царя в том, что тот обвинил православных в измене, чародействе. Обвиняет его за то, что тот губит князей, которые столько для него сделали. «Какого только зла и гонения от тебя не претерпел». «Всего лишился и из страны сбежал, напрасно принуждённый тобою». «И воздал ты мне злом за добро, за любовь мою - непримиримой ненавистью. Ответ Грозного (Москва, 5 июля 1564): Говорит о происхождении самодержавия (от царя Владимира, просвятившего Русь крещением). Обвиняет Курбского в отступничестве от честного креста господня, в служении врагам христианства, в изменническом желании быть ярославским князем. Как бы Курбский отверг свою единородную душу. Грозный назвал это крепким наставлением («Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься?!») Ответ Курбского: Назвал письмо Грозного «широковещательным и многошумящим». Говорит, что не подобает мужам благородным ругаться как холопам. Постыдно из уст такого человека слышать слова бранные и язвительные (это не по-христиански). Курбский решает возложить надежды только на бога. Ответ Грозного (из Вольмера с посланником князем Александром Полубенским, написано в Ливонской земле 1577 года.) Разозлён тем, что Курбский обвинил его в растленном уме. «Сколько напастей, сколько оскорблений я от вас испытал». Обвинил Курбского в том, что бояре отняли у него молодую жену. Призвал его заглянуть внутрь себя и самому раскрыть содеянное им..... Возникновение Древнерусской литературы. Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени. Древнерусская литература исторична, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине). Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст. Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др. Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров. Анонимность большинства древнерусских памятников (авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского. Вначале литература не позволяла говорить о политических, важных для государства делах. Факторы возникновения древнерусской литературы: 1. письменность 2. классовый строй (начальнофеодальный) 3. устное творчество (обрядовая поэзия, предания, дружинный эпос). 988 г. - с принятием христианства пришла и письменность. Периодизация (11-17 вв): 1) 11-14 вв. Древняя литература (Киевская Русь - до нашествия татаро-монголов). Характерна монументальность. 2) 14-17 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности). 16 век - век публицистики: Иван Пересветов, Иван Грозный. 3) 17 век. Переходный период от средневековой к новой. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.
3. Апокрифическая литература. «Хождение богородицы по мукам». Апокрифы - произведения, изначально рассчитанные на узкий круг читателей. «Апокриф» означает - тайный, запретный. Апокрифическая литература - книги, отречённые от главной церкви. Построены на сюжетах из Ветхого и Нового заветов. Они более демократичны. Существовали новозаветные апокрифы, скорее они были апокалипсического плана (Откровения Св. Павла, «Евангелия Никодима, Фомы»). Это то, что не могло быть узаконено церковью. Ветхозаветные апокрифы - «Суды царя Соломона». Эсхатологические апокрифы - о жизни, смерти, судьбе мира. Эта литература наиболее яркая, образная, фольклорная. «Хождение Богородицы по мукам». Большинство апокрифов написано было в 14-16 вв. Их было очень много, людей привлекал занимательный сюжет. Итак, «Хождение Богородицы по мукам» - особенно яркое произведение ранней апокрифической литературы. Оно рассказывает об устрашении людей, не соблюдавших христианскую установку.
|