Студопедия — ВНИМАНИЕ! 23 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВНИМАНИЕ! 23 страница






Этническая общность — это исторически сложившая­ся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения

Наименование подхода (теории) Его сущность
Естественно-био­логический или расово-антропо-логический подход Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной ра­сы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и на­родностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопре­деление вплоть до отделения, идею их пол­ного равноправия, пролетарский интерна­ционализм
Социокультур­ный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры об­щества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными со­циальными институтами. Этническая об­щность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этноге­неза1 (происхож­дение, развитие этноса) Рассматривает этнос как природное, био­логическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обита­ния. История человечества — цепь много­численных этногенезов. Источник возник­новения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоак­тивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, ода­ренные, талантливые люди

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовс­кой).

1 Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992).

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхожде­ния, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность лю­дей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес­кого самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количест­венные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (при­нижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этни­ческих групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой соли­дарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она созда­вала необходимые условия для совместной деятельности лю­дей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутс­твовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других свя­зей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценнос­ти, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними со­циально-психологические характеристики сознания и пове­дения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-эт­нической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осозна­ние своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, истори­ческих судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поко­ления в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувс­твует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе ко­торой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от дру­гих наций и народов, не превращать государственные грани­цы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племе­ни, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин наци­ональность, который употребляется в русском языке как на­именование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классичес­кой нацию межэтническую, в которой на первый план выхо­дят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокуп­ностью (сообществом) граждан того или иного государс­тва. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не

0 «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

1 B6. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „________" (1) и «этнос» сходны, поэтому их оп­ределения аналогичны. В последнее время все чаще использу­ется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос"

(что точнее). Существуют три типа этноса. Для_______(2)

главное основание объединения людей в одну_______(3) —

кровно-родственные связи и общее______________(4).

С возникновением государств появляются__________(5),

состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями терри­ториально-соседского типа. В период буржуазных обществен­но-экономических отношений формируются_______(6) —

этносоциальный организм, объединенный связями культур­ного, языкового, исторического, территориально-политичес­кого характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите вни­мание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение Е) народность

Б) племя Ж) национальность

B) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

Д) народ

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

ответов.

           
           

Ответ: ДБВАЕГ.

Тема 14. Межнациональные отношения

Межнациональные отношения в силу их многоаспект-ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

— отношения между разными национальностями внутри одного государства;

— отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений следующие:

— Мирное сотрудничество.

— Этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкнове­ние).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества

Наименование способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно сме­шиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межна­циональные браки. Таким путем сформиро­вались латиноамериканские народы: в одно це­лое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африкан­цев-рабов
Этническое поглощение (ассимиляция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Асс­ирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами раство­рялись в них. В насильственном сценарии бо­лее крупная нация запрещает другим исполь­зовать родной язык в публичной жизни, полу­чать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­дов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государствен­ными, например, в Бельгии — французский, датский и не­мецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальян­ский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной нацио­нальности добровольно овладевают привычками и традиция­ми другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адапта­ции (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает ов-

ладение богатствами еще одной культуры без ущерба для цен­ностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязан­ные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций

Межнациональная дифференциация

Процесс разъединения, разделения, противостоя­ния различных наций, эт­носов и народов в самых разных планах

• Самоизоляция в целом

• Протекционизм в экономике

• Национализм в различных фор­мах в политике и культуре

• Религиозный фа­натизм, экстре­мизм

Формы

Межнациональная интеграция

Процесс постепенного объ­единения различных этно­сов, народов и наций через сферы общественной жизни

• Экономические и поли­тические союзы (напри­мер, Европейский союз (ЕС))

• Транснациональные корпорации (ТНК)

• Международные культурные и народные центры

• Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стира­ются традиционные границы, и че­ловечество превращается в единую политическую систему

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этни­чески однородных государств. К таковым можно условно от­нести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общ­ность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот пока­затель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) на­циональное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 стра­нах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отноше­ний между национальными общностями, характеризующа­яся состоянием взаимных претензий, открытым противо­стоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения кон­тактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредото­чивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опа­сениями за судьбу группы, — не только за потерю культурно­го своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борю­щихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего от­ветственны за создание, «образа врага», представлений о сов­местимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, кон­фессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенс­тво, законность, права человека, рынок, демократия, отделе­ние церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных националь­ностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм — совокупность неправильных пред­ставлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной куль­туры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписыва­ние ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую клас­сификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

— Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профес­сиях, социальных слоях, органах власти.

— Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культу­ры в общественной жизни.

— Этнодемографические — быстрое изменение соот­ношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста насе­ления.

— Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природ­ных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

— Экстерриториальные — несовпадение государствен­ных или административных границ с границами расселения народов.

— Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

— Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной ре­лигиозности населения.

— Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Типы межнациональных конфликтов

Государст­венно-право­вой

Этнотерри-ториальный

Этнодемог-рафический

Социально-психологи­ческий

Неудовлетво­ренность пра­вовым положе­нием нации, стремление к собственной государствен­ности

Конфликт с властными структурами государства,в составе которо­го находится нация

(например, Аб­хазия и Юж­ная Осетия в Грузии и др.)

Определение территории нации, наци-онально-тер-риториаль-ных границ

Защита прав «коренной националь­ности», огра­ничения для «пришлых»

Изменение образа жиз­ни, наруше­ние прав че­ловека

(например, конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осе­тии)

Опасность растворения этноса в ре­зультате притока иноязычного населения

(например, конфронта­ция между Конфедера­цией нардов Кавказа и российски­ми властями)

Переселен­цы (бежен­цы) и мест­ное населе­ние

(например, проблемы месхетинс-ких турок в Узбекиста­не, чечен­цев в Казах­стане, диск­риминация русскоязыч­ного населе­ния в стра­нах СНГ и Прибалтий­ских госу­дарствах)

Межэтнические конфликты не возникают на пустом мес­те. Как правило, для их появления необходимы определен­ный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерян­ности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла

жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этничес­кий фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реа­лизуется следующим образом. Когда появляется угроза су­ществованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социаль­ного восприятия ситуации происходит социальная идентифи­кация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, мес­тничеству; недоверие к другим нациям, нередко перераста­ющее в межнациональную вражду.

Виды национализма

• Этнический — борьба народа за национальное освобож­дение, обретение собственной государственности.

• Державно-государственный — стремление наций вопло­тить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

• Бытовой — проявление национальных чувств, враждеб­ное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой и phobos — страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессив­ную форму — шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от име­ни Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и не­нависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеда­ний, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма яв­ляется геноцид.

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — пред­намеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиоз­ным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физичес­кое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происхо­дит на основе:

— предпочтения своих соплеменников «чужим», при­шлым, некоренным и усиления чувства национальной соли­дарности;

— защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этни­ческой группы;

— требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

— игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самооче­видностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулято­ром является этнический стереотип как разновидность соци­ального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отно­шений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвраща­ет социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этничес­кие цели и идеалы становятся ведущими социально-психоло­гическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку не­избежно начинает выражаться в противостоянии, в конфлик­те, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базо­вых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращива­ния, увеличения) конфликта объективно и неизменно начи­нают действовать следующие социально-психологические за­кономерности:

— уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрес­сивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

— искаженное восприятие информации друг о друге;

— выработка установки враждебности и подозритель­ности, закрепление образа «коварного врага» и его дегумани­зация, т. е, исключение из рода человеческого, что психоло­гически оправдывает любые зверства и жестокости по от­ношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

— формирование ориентации на победу в межнацио­нальном конфликте силовыми методами за счет пораже­ния или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых про­межуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает

Прекращение насилия

±

Организация диалога между сторонами конфликта

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответс­твенных представителей каждой стороны, лучше всего — го­сударственных органов

±

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

±

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий пере­говоров

Максимально определенное формулирование условий итого­вого соглашения, придание ему легитимности с помощью ка­кой-либо из форм его ратификации или народного одобрения

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться сво-

их целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта инте­ресов или по крайней мере снижение его остроты, к чему мо­жет повести, например, появление в отношениях между сто­ронами новых стимулов: суровая экономическая необходи­мость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международ­ной или иностранной помощи — могут (правда, не всегда) пе­реключить интересы конфликтующих сторон в иную плос­кость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо че­рез хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территори­альные споры, стремление к суверенизации; борьба этничес­ких меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

— Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требую­щей безусловной реализации прав и свобод лиц любой нацио­нальности, уважения самобытности, их национального само­сознания, языка, обычаев, исключающей малейшее прояв­ление национального недоверия, вражды.

— Использование экономических рычагов для нормали­зации этнополитической ситуации.

— Создание в регионах со смешанным национальным со­ставом населения культурной инфраструктуры — националь­ные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в тради­циях национальной культуры.

— Организация эффективно действующих международ­ных комиссий, советов, других структур для мирного разре­шения национальных споров.

Образец задания

I Сб. I Назовите две тенденции в развитии современных меж­национальных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы приме­рами следующие тенденции в развитии современных межна­циональных отношений: Интеграция; экономическое, куль­турное и политическое сближение наций, разрушение нацио­нальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, ко­рейское меньшинство в Японии).

Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения

Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинако­во высоко ценится обеими сторонами.

Участники конфликта называются субъектами конф­ликта:

— свидетели — это люди, наблюдающие за конфлик­том со стороны;

— подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;

— пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;

— посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Не все участники конфликта обязательно находятся в не­посредственном противоборстве друг с другом. -

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конф­ликт, — это предмет конфликта. Причина и повод для кон­фликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта — объективные обстоятельства, ко­торые предопределяют появление конфликта. Причина кон­фликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта^ но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоре­чием. Противоречие — это фундаментальная несовмести­мость, несогласие каких-то важных — политических, эко­номических, этнических — интересов.

Виды противоречий

Наименование вида Его сущность
Внутренние противоречия Берут свое начало в столкновении внутри-групповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп
Внешние противоречия Возникают между двумя или несколь­кими социальными системами
Антагонистические (от гр. antagonis-ma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия Лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подоб­ного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его
Неантагонистичес­кие противоречия ? Имеют место между субъектами кон­фликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противо­речий подразумевает возможность ком­промиссов путем взаимных уступок
Основные противоречия Определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодей­ствие между основными его субъектами
Неосновные противоречия Сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъек­тами конфликта
Объективные противоречия Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины
Субъективные противоречия Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, раз­личиями в манере поведения, мировоззре­нии, ценностных ориентациях

Противоречие обязательно лежит в основе любого конф­ликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве не­удовлетворенности положением дел и готовности его изме­нить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия