Студопедия — Морально-этические основания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Морально-этические основания






"Даже если бы мы вовсе не могли надеяться, что все люди однажды перейдут к вегетарианскому образу жизни, все равно никто не имел бы права есть мясо. Несправедливость остается несправедливостью даже тогда, когда это допускают все".

Магнус Швантье (1877-1959), один из великих зачинателей борьбы за вегетарианство и защиту животных; в 1902 году ввел понятие "боязнь жизни".

До этого мы рассматривали лишь отрицательные стороны мясоедения, касающиеся здоровья, экономики и экологии. Следующий вопрос глубже.

 
 

Имеем ли мы вообще право--приняв во внимание последствия--убивать животных? Этот вопрос уводит нас в область этики,--науки, которая изучает не только безжизненную материю, как это делают сегодня популярные науки, но выходит за пределы этой безжизненной материи в поисках жизни и смысла.

 

Этика считается в наше время технического прогресса падчерицей, в школах и университетах ее уже больше не изучают. Но ведь без этики, вопросов о смысле и ценности какого-либо действия, всякая наука будет бессмысленной и не имеющей никакой ценности.

Этика должна поэтому стать основой любых научных усилий. Греческое слово ethos, от которого происходит слово "этика", означает "внутреннее мировоззрение, нравы и ведение жизни", которые основываются на ответственности перед творением. И поэтому неудивительно, что представители этики всегда обсуждают также и тему вегетарианства.

Слово "вегетарианец", появившееся в 1842 году с основанием Британского Вегетарианского Общества, происходит от латинского слова vegetus, что означает "невредимый, здоровый, свежий" или "крепкий";. (Homo vegetus--так называли древние римляне "здоровых духом и телом людей"). Изначальное значение слова указывает, таким образом, на устойчивую в философском и моральном отношении жизненную позицию, которая вмещает в себя гораздо больше, чем просто поедание овощей и фруктов.

Большинство вегетарианцев--это люди, которые поняли, что нашим вкладом в создание более справедливого и мирного общества должно стать сначала решение проблемы насилия в наших собственных действиях.

 
 

Они осознали, что мясоедение несет в себе насилие над другими живыми существами, которое безответственно.

Многие люди, без сомнения, сразу же стали бы вегетарианцами, если бы увидели кричащих и агонизирующих животных на бойне, или если бы они, прежде чем съесть мясо, должны были сами убить животное.

Это открыло бы некоторым мясоедам глаза и сердце."Несмотря на это, мне вкусно" Исходя из приведенных выше наблюдений, можно сделать вывод, что мясоедение не представляет никакой ценности ни с точки зрения необходимости, ни здоровья, ни экономики.

Мясо делает человека больным, пассивным и безответственным по отношению к животным, природе и окружающим его людям. Остается только вот еще эгоистичный аргумент, сознательно отбрасывающий за борт все глубокие размышления и, таким образом, лишенный всякого разума: "Как бы там ни было, мне все равно вкусно".

 
 

Но кто дал нам право эксплуатировать другие живые существа и готовить им конец, полный ужаса, просто, чтобы есть мясо--на том основании, что нам "вкусно" и нам хочется?

 

 

Разве нельзя, если бы это было так просто, на том же дешевом основании оправдать и другие насильственные преступления?

Но принял ли бы какой-нибудь суд в мире подобное объяснение убийства или изнасилования? Разве страдания, которые я испытываю, отказываясь от мяса, мучительнее, чем те, что испытывают животные, из которых я готовлю жаркое?

Этот вопрос этики подняла также "Schweizer Illustrierte" в номере от 8.6.1987, где была приведена цитата известного немецкого писателя
Фолькера Элиса Пильгрима: "Приготовленная вовремя котлета лежит на полке подобно картонке, тарелке или пуговице от брюк. Но это не так. Еще вчера это принадлежало дышащему, чувствующему, пульсирующему целому. Хочу ли я убивать, чтобы вот так получить мою котлету? Нет, я не хочу. Теперь-- повернемся все серьезно лицом к этому вопросу, есть ли в Швейцарии, предположительно, все еще вегетарианцы. И мы задали бы этот вопрос в хорошем обществе поэтов и мыслителей всех времен, которые всегда считали убийство животных недостойным человеческого духа."

А таких личностей много!

К самым известным этическим вегетарианцам относятся Будда, Далай Лама, Заратустра, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Аристотель, Гораций, Овидий, Сенека, Плутарх, Франциск Ассизский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Гумбольдт, Лев Толстой, Вильгельм Буш, Рудольф Штайнер, Томас Алва Эдисон, Ральф Валдо Эмерсон, Джордж Бернард Шоу, Райнер Мария Рильке, Рихард Вагнер, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и т.д.--о многих вегетарианцах современности и не скажешь.

Всегда были великие культуры и личности, оказывавшие животным уважение, на которое они имеют право. В то время, как на нашей параллели еще царили примитивнейшие условия жизни, в Индии уже цвела высокоразвитая цивилизация, о чем мы узнаем из древних санскритских писаний той эпохи.

 

 

 
 

Прежде всего в "Бхагавад-гите", важнейшем из этих писаний, сказано, что возделывание земли, торговля натуральными продуктами и защита коров являются экономическими столпами общества, способного противостоять кризисам.

Кроме этого, "Бхагавад-гита" раскрывает, что таково желание Бога--все люди должны питаться вегетарианской пищей. (Другие подробности об учении "Бхагавад-гиты" приводятся в 6 главе и в послесловии.)

Также и в древнеевропейской культуре, в античной Греции вегетарианство было идеалом высшего поведения. Цитата из произведения Платона "Государство"; и названные выше имена это уже проиллюстрировали.

Пифагор (ок. 5ОО г. до н.э.), знавший также о законе реинкарнации, сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм,--насколько еще далек такой человек от преступления?"

А Аристотель продолжал эту мысль: "Если человек в совершенстве своем--самое благородное создание, то оторванный от закона и морали, он--самый худший из всех."

Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-12О гг н.э.) пишет в своем трактате "О мясоедении": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения?

Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения."

Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором."

Цитаты знаменитых вегетарианцев: во все времена находились люди, которые настоятельно указывали на необходимость безмясного питания.

Приводимые ниже цитаты говорят сами за себя:

Гораций (65-8 г. до н.э., римский поэт-классик): "Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы--ходячие кладбища!"

"Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека".

Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"

Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии): "Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость--один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа".

Ральф Валдо Эмерсон (18О3-1882, американский писатель и политик): "Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня,--Вы--соучастник".

Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): "Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".

Фридрих Ницше (1844-19ОО, немецкий философ):
"Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом".

Лев Толстой (1828-191О, русский писатель): Если человек серьезен и искреннен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуть- это мясоедение...Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству"

Вильгельм Буш (1832-19О8, немецкий писатель и график): "Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом".

Эмиль Золя (184О-19О2, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".

Дж. Бернард Шоу (1856-195О, английско-ирландский драматург): "Животные--мои друзья, и я не ем моих друзей!"

 
 

В книге "Paedagogus" (II,1) Клеменса Александрийского (15О-215) говорится, что Апостол Матфей "жил растительной пищей и не прикасался к мясу". Греческий летописец Евсебий (264-339), епископ Цезареи указывает в своей "Истории церкви" (II 2,3) на то, что Апостол и евангелист Иоанн был строгим аскетом и вегетарианцем. А Апостол Петр свидетельствует в Клементийских гомилиях (XII, 6): "Я питаюсь хлебом и оливой, и очень редко овощи добавляю."

 

Другие примеры раннехристианских вегетарианцев--Тертуллиан (16О-22О), Ориген (184-254), Св.Антоний (25О-356), Св.Иероним (347-42О) и Иоанн Хрисостомос (344-4О7)--только чтобы назвать важнейшие имена.

 
 

Как мясоедение вошло в Библию Вплоть до 4 столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии (Египет) указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа от многих доступных в то время священных писаний.

Многие из этих изначальных христианских писаний, однако, были позже оставлены без внимания или отклонены "западным" христианством, новой ветвью с центром в Риме, из-за неспособности следовать содержащимся в них заповедям, а также чисто по мотивам политики и борьбы за власть.

Мигрировавшие в Рим христиане были готовы идти на компромисс с нехристианским образом жизни, чтобы, используя такую позицию, избежать преследований христиан, проводимых по всей Римской Империи, и снискать расположение властей. Они даже добились покровительства Кайзера Константина (285-337), который правил в то время и впоследствии действительно позволил провести обряд своего "принятия" веры.

Константин, следует заметить, был убежденным мясоедом и любителем выпить, таким и остался, решил, что римская форма христианства должна стать религией для всех граждан его империи, и это решение он проводил, применяя силу.
В 325 году Константин созвал Никейский Собор, где некоторым ученым (так называемым correctores) было поручено "рассортировать"и "откорректировать" многочисленные раннехристианские документы о жизни и учении Иисуса Христа. Лишь четыре из многих изначальных христианских свидетельств были признаны как Евангелия и вошли в первый канон, авторитетность которого все же не была неоспоримым фактом.

Только через полвека (382) была составлена многократно переработанная подборка канонических текстов Папы Дамасуса, признанная как "Новый Завет".

Теолог и последователь раннего христианства Г. Оуслей комментирует эти намеренные изменения и разжижение учения Иисуса Христа следующим образом: "Все, что совершили эти корректоры, можно охарактеризовать так: они с чрезмерным усердием пообрезали Евангелия, содержащие определенные заповеди нашего Господа, которым они (читай: Константин) не собирались следовать.

А именно речь идет здесь о тех запретах, которые направлены против мясоедения, опьяняющих напитков и т.д." (Евангелие двенадцати Святых, предисл. из-во Humata, 1988)

Истинные христиане, которые и дальше строго следовали наставлениям Иисуса Христа--жить просто и воздержанно--тем самым отказываясь также от алкоголя и мяса, и которые не
хотели поэтому подчиниться новой церковной власти, должны были скрываться от своих римских "братьев по вере", так как Константин не терпел ни непослушания, ни критики. По свидетельствам современников, он казнил пойманных "отколовшихся " христиан, вливая им в горло, по римскому обычаю, расплавленный свинец.

Таким образом начала распространяться новая форма христианства под контролем Кайзера Константина и его преемников. Впоследствии он был возведен римской церковью в ранг святого, день его рождения (25.12) был провозглашен церковным праздником, а его биография приукрашена многочисленными легендами.
Именем Христа? Но от этих своевольных изменений в законах Бога должны были страдать не только люди, но также и животные, которых затем можно было повсеместно и беспрепятственно забивать и поедать.

В средневековье Фома Аквинский (1225-1274) объявил, что Провидением позволено убивать животных, так как у них нет души. (Интересно, что в этой связи он также сказал: у женщин нет души.)

Единичная точка зрения темного средневековья? Нет, к сожалению, нет. Позже обнаружилось также, что нет души у индейцев, и что у негров нет души, поэтому христианам разрешалось убивать индейцев и обращать негров в рабов, а с рабами обращаться точно как с животными, истязать, а в случае необходимости и убивать. И с подобным же настроем дозволенности и в наши дни в христианских странах мучают, убивают и съедают животных.

Епископ Махенс Гильдесгеймский заявил в своем "Письме на пост" от 8.3.1949: "У животных нет души, они не ведают о продолжении жизни после смерти. Поэтому у них также нет и никакого чувства достоинства, на котором они могли бы построить свои права. И в действительности, у животных нет прав.

У них нет претензий к условиям существования, состоянию здоровья, притязаний на собственность и стремления обрести добрую репутацию".

В беседе с известным теологом доктором Хайнрихом Штрайтхофеном 26.1О.1985 журнал "Птицеводство и свиноводство Германии" задал вопрос: "Некоторые защитники животных утверждают, что животные имеют права, аналогичные нашим человеческим, и также право на жизнь. Что вы скажете в этой связи?" Теолог ответил: "Ерунда! Это не подтверждается ни с правовой, ни с религоведческой, ни с философской точки зрения... Лишь человек является личностью. У животных нет личностного характера... Предназначение животных служить человеку оправдывает не только использование их, но также убийство и разведение."

И сам Папа Иоанн Павел II заявил в 1985 году в своей речи
перед биологами: "Животные определенно созданы для использования человеком; то есть, они могут быть использованы также и для экспериментов." И неудивительно, что всегда находились люди, говорившие о "предательстве христианами животных": "Чего мы еще ждем от религии, если мы вместе с животными теряем сострадание?"--справедливо спрашивал себя Рихард Вагнер (1813-1883), композитор и вегетарианец, еще в прошлом столетии.

 
 

Мясоедение и сегодняшняя Библия Различные издания церковной Библии опираются на Синайский кодекс, старейший текст Библии, который используют и сегодня. Этот греческий текст написан на греческом языке и происходит из 4 столетия после Христа, то есть после Никейского Собора.

Более ранние оригинальные тексты Библии сегодня уже не используются. Другие библейские тексты, такие как Ватиканский и Алексанрийский кодексы были записаны позже и, так же как и Синайский кодекс являются лишь церковными переводами копий копий.

 

И поэтому неудивительно, что сохранились только лишь неполные фрагменты учения Иисуса Христа, как раз и касающиеся питания человека. Так как решительные высказывания Иисуса Христа в этом вопросе нам больше не известны, то дискуссии об образе питания Христа бесполезны, когда при этом ссылаются исключительно на сегодняшний Новый Завет. (В этой брошюре не нашлось бы места, если бы мы решили подробно остановиться на многочисленных апокрифах изначальных христианских писаний, таких, как Эссенерское Евангелие, Деяния Апостола Петра или Книга Фомы, где описывается, как Иисус Христос проповедовал, в частности, строгое воздержание от мяса.)

 

Другие религии. Иудаизм.

Не только отцы раннехристианской церкви первых столетий после Иисуса Христа строгим образом отказывались от мяса, но и многие еврейские монашеские ордена до и во время Иисуса Христа, такие как, например, Эссенерские и Назаретские. Для всех них вегетарианство было, согласно I Книге Моисеевой
(1.29), основой жизни в сознании Бога.

В иудейских писаниях и в Ветхом Завете строго запрещено есть " мясо с кровью ". Вместо того, чтобы полностью выбросить мясо, как это рекомендовано во многих местах этих писаний, они, опираясь на разрешение есть мясо без крови, ввели сложный ритуал, чтобы получать мясо.

Они перерезали живой корове горло и оставляли ее истекать кровью (метод умерщвления, который кроме жестокости никогда не дает стопроцентно обескровленного мяса).

В действительности, такие ограничения в мясоедении нужны были, чтобы человек в конце концов понял, что лучше выбросить мясо целиком.

"К чему Мне множество жертв ваших?--говорит Господь.--Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу."

 
 

"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови." (Книга Исайи 1.11.15)

Ислам Пророк Магомет проповедовал в пустыне, где очень трудно жить вегетарианской жизнью. Хотя Ислам не является религией, пропагандирующей вегетарианство, Магомет высоко держался этого идеала, как это явствует из дошедших до нас биографий.

Он питался, главным образом, молоком, йогуртом, медом, орехами, фигами, финиками и другими фруктами.

Также и в Коране можно найти места в тексте, где от человека требуется проявить всеобщее милосердие и справедливость ко всем живым существам. Например: " Нет животного на Земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам. Все создания Аллаха--Его семья. " (6.38)

В суфизме, известной аскето-мистической ветви Ислама, воздержание от употребления мяса и алкоголя считается условием для развития глубинных качеств духа и экстатического созерцания Бога.

 
 

Буддизм: Господь Будда ввел "ахимсу" (ненасилие) и вегетарианство в качестве одной из пяти фундаментальных ступеней на пути самоосознания. Одна из его основных задач состояла в действительности в том, чтобы положить конец греху принесения животных в жертву и мясоедения.

"Я не вижу причин, почему нужно забивать животных и есть их мясо, так как ведь есть многое другое в пищу. Человек не нуждается в мясе."--Далай Лама (Стивен Розен: Food for the Spirit, Vegetarianism and the World Religious, Нью-Йорк, 1987)

 
 

Индуизм Индуизм--это современное собирательное понятие для многочисленных возникших в Индии философских направлений и религиозных течений.

В различных древнеиндийских сводах законов, как например, в " Ману-самхите ", содержатся ясные указания относительно мясоедения: "Нельзя добыть мясо, не совершив насилия над другими живыми существами. Поэтому следует избегать употребления в пищу мяса".

В другом месте "Ману-самхиты "; читаем: " Если человек осознает ужасающее происхождение мяса и жестокость, которую приносят с собой пленение и убийство олицетворенных существ, то он должен полностью отказаться от мясоедения."

Также ясно говорят об этом древнеиндийские ("ведические") писания, важнейшими среди которых являются "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам": "Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища безвкусная, разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов (мяса, рыбы и яиц), дорога тем, кто находится в гуне невежества." ("Бхагавад-гита", 17.1О) "Не ешь того, что осквернено мясом или рыбой" ("Шримад-Бхагаватам", 6.18.49)

В дальнейшем мы хотим прибегнуть к помощи ведических изначальных текстов, так как высказывания Вед наиболее ценны, как видно на примере с мясоедением.

Составлено Атма-таттва дасом (Армин Риси), Кришначандра дасом (Анди Вольф) и Раджа Видья дасом (Рональд Цюррер)

Издательство "Говинда", Цюрих, июнь 1993 года


 

24.07.14

Добрый день!

Сегодня нашла на сайте кришнаитов и разместила на нашем сайте хороший материал, затрагивающий разные аспекты темы мясоедения. Думаю пригодится в просветительской работе.

С уважением, Любомира.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 710. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия