Стадия рефлексии
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах – группах. Типология вопросов по Б.Блуму: 1. Вопросы формального уровня – это простые вопросы, ответы на которые предполагают воспроизведение информации (Когда родился Наполеон?). Данный тип проверки наиболее характерен для устной проверки знаний на зачете или экзамене. Они не стимулируют развитие навыков КМ, способствуют лишь тренировке памяти. 2. Вопросы на перевод – это вопросы, предполагающие трансформацию информации в других образах. (С чем можно сравнить строение земной коры?) Ответ на вопросы данного типа подразумевают формулировку услышанной или прочитанной информации своими словами. Соотнесение новой информации с уже знакомыми образами 3. Вопросы на интерпретацию - это вопросы, которые позволяют прояснить понимание взамосвязей между идеями, фактами, определениями или ценностями. (Почему вы считаете, что события должны были развиваться следующим образом?) Эти вопросы являются ключевыми, они как никакие другие стимулируют мыслительную деятельность. 4. Вопросы на применение – это вопросы, которые дают возможность учащимся перенести полученные знания на новые учебные условия, напрмер, на решение проблем. Эти вопросы достаточно сложны, так как подразумевают нестандартные ответы и поиск решений. 5. Вопросы на анализ – вопросы, требующие прояснения причин и следствий, вопросы планирования. (Какие этапы можно выделить для решения данной проблемы?) 6. Вопросы на синтез – это вопросы, связанные с творческим решением проблем на основе оригинального мышления. В отличие от вопросов на применение, для решения проблем в данном случае недостаточно имеющейся информации. (Как иначе можно рассмотреть эти обстоятельства, чтобы избежать проблем, которые стоят перед нами?) 7. Вопросы на оценку – требуют вынесения собственных суждений о рабочей информации или собственном ее видении.
«Синквейн» Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (в пер. с фр. – число 5). Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. Используется на стадии рефлексии. Позволяет проявить студентам творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Правила написания синквейнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. 2 строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. 3 строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия). 4. 4 строчка – это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме. 5. 5 строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.
Как это делать: Название (обычно существительное)…………………………………….. Описание (обычно прилагательное)………………………………………. Действия……………………………………………………………………… Чувство (фраза)……………………………………………………………… Повторение сути………………………………………………………………
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Прием «Фишбон», Таблица ЗХУ», Кластер
|