Студопедия — УОРНЕР 703
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УОРНЕР 703






ние, доход, семья, друзья, клубы и общества, а также его привычки, речь и вообще поведение, то нетрудно дать достаточно точную оценку его статуса. У. и его сотрудники разработали эмпирич. методики и приёмы оценки социального статуса (индексы) и распределе­ния населения по этим статусам. На основе эмпирич. исследований классовой структуры небольших амер. городов У. утверждал, что в США существуют шесть классов — высший-высший (1,44%), низший-высший (1,56%), высший-средний (10,22%), низший-средний (28,12%), высший-низший (32,6%) и низший-низший (25,22%). Существование различных классов, по У., определяется необходимостью нек-рой упорядочен­ности во взаимодействии отд. лиц и групп. С ростом разделения труда, по У., возрастает социальная диффе­ренциация. Социальное неравенство истолковывает­ся как функционально необходимое для сохранения общества, части к-рого У. рассматривает как объеди­нённые и взаимозависимые в системе, находящейся в равновесии. Общая теоретич. схема учения У. о классах несостоятельна, многие его идеи вызвали резкую критику со стороны немарксистских социоло­гов, напр. Р. Миллса и др. Вместе с тем ряд его идей и методов способствовали росту змпирич. исследований классовой структуры.

У. изучал также проблемы взаимоотношений между различными этнич. группами, особенно в Австралии и США, социальную структуру пром. предприятий США, роль и влияние средств массовой коммуникации, фак­торы воспитания и образования, механизмы формиро­вания религ. убеждений и верований.

• Jankee city series, v. 1—5, New Haven — L., 1941—59 (со­автор); Social class in America, N. Y., 1960 (соавтор); The cor­poration in the emergent American society, N. Υ., 1962; Ame­rican life: dream and reality, Chi.— L., 19653.

• Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961.

УОТСОН (Watson) Джон Бродес (9.1. 1878, Гринвилл, шт. Юж. Каролина,— 25.9.1958, Нью-Йорк), амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Концепция У., созданная на основе исследований животных, яви­лась реакцией на методы интроспективной психологии (см. Самонаблюдение). У. попытался построить психо­логию как одну из естеств. наук, пользующихся объек­тивными экспериментальными методами. Всю психич. деятельность У. трактовал как поведение, понимаемое в виде совокупности связей «стимул — реакция»; орга­низм, по У.,— «самоорганизующаяся машина», осн. задача психологии — изучение процессов научения. Даже мышление У. стремился представить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия. Идеи и методы У. оказали большое влияние на развитие психологии, прежде всего в США. Меха-нистич. ограниченность концепции У. была подвергну­та критике в процессе дальнейшего развития психоло­гии.

• Behavior: an introduction to comparative psychology, Ν. Υ., 1914; в рус. пер.— Психология как наука о поведении, М.— Л., 1926.

• Экспериментальная психологич. ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пи­аже, пер. с французского, в. 1—2, М., 1966; Ярощевский М. Г., История психологии, Μ., 19762.

УПАНИШАДЫ (санскр. упанишад, букв. — сидение около, т. е. вокруг учителя с целью познания исти­ны, отсюда позже — сокровенное знание, тайное уче­ние), др.-инд. произведения религ.-филос. характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутр. смысла; гл. источник религ.-филос. системы веданты. Корпус У. составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к 6—3 вв. до н. э., а позднейшие к 14—15 вв. н. э. Наиболее ранний слой У. образуют «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Таиттирия», «Айта-рея», «Каушитаки» и «Кена». Неск. позже были состав­лены «Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Маханаряна», к-рым придана метрич. форма. След.

УОТСОН

группу образуют более поздние У.: «Прашна», «Майт-ри», «Мандукья».

Развивая темы и понятия Вед (космология, тема и-ка, идея единства всего сущего, концепция пуруши, отчасти атмана и брахмана и т. п.), У. вводят их в рам­ки более последоват. монистич. системы и — в отли­чие от Вед — переносят центр тяжести с внешней на внутр. сторону явлений. Место ритуала и обрядности занимает в У. внутр. ритуал, связанный с «путём зна­ния» (в противоположность «пути действия»), повы­шенным интересом к человеку, к нравств. аспекту жиз­ни, к проблеме освобождения от мира объектов и страс­тей, достигаемого растворением индивидуальной души в мировой, познанием тождества с высшей реаль­ностью — брахманом. Именно в эпоху У. формируются первые филос. проблемы; У. изобилуют вопросами ти­па: «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется пу-руша, человек, представляющий собой верховный дух?» («Шветашватара-У.»). В центре У.— учение о природе мировой души, о единстве брахмана и атмана, о выборе пути к освобождению (мокша);всё конечное, согласно У., имеет ценность лишь как отражение веч­ного. В У. уже намечается акцент на самопознании как высшей форме познания, ибо познание атмана («Я») есть путь к познанию брахмана.

У. оказали исключит. влияние на развитие инд. мыс­ли, явившись — помимо веданты — источником идей для самых разных религ. и филос. направлений. Вели­ко влияние У. на учение «Бхагаватгиты»;мн. черты объединяют с У. санкхью, йогу, отчасти мимансу. Буддизм разделяет с У. учение о карме, о соотношении бытия и небытия. Идеи У. были впервые системати­зированы Бадараяной в «Брахма-сутре»; особое разви­тие они получили в веданте, прежде всего у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось во взглядах Раммохан Рая, Ганди и др. Идеи У. оставили значит. след и в европ. философии, начиная с Шопенгауэра.

• Les Upanishad, ed. par L. Renou, t. 1—17, P., 1943—59; Upanishads, ed. by S. Radhakrishnan, L., 1953; Upanishads, ed. by S. Nikhilänanda, v. 1—4, N. Υ., 1949—59; в рус. пер.— Брихадараньяка-У., пер. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья-У., пер. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; У., пер. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1967.

• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956; Сыркин А. Я., Нек-рые проблемы изучения У., М., 1971; Deussen P., Die Philosophie der Upanishad's, Lpz., 1919s; Olden berg H., Die Lehre der Upanishaden und die Anfänge des Buddhismus, Gott., 19232; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, v. 2, Camb. (Mass.), 1925; Heiler F., Die Mystik in den Upani­shaden, Munch.— Neubiberg, 1925; R a n a d e R. D., A const­ructive survey of Upanishadic philosophy..., Poona, 1926; Chakravarti S. Ch., The philosophy of the Upanishads. Calc., 1935; Rüben W., Die Philosophen der Upanishaden, Bern, 1947; Gajendragadkar K. V., Neo-Upanishadic philosophy, Chaupatty—Bombay, 1959; Dasgupta S., A his­tory of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; Radhakri­shnan S., Indian philosophy, Bombay, 1977.

УПРАВЛЕНИЕ,элемент, функция организов. систем различной природы (биологических, социальных, тех­нических), обеспечивающая сохранение их определ. структуры, поддержание режима деятельности, реали­зацию программы, цели деятельности. Социальное У. как воздействие на общество с целью его упорядоче­ния, сохранения качеств. специфики, совершенствова­ния и развития есть свойство любого общества, вытекаю­щее из его системной природы, обществ. характера труда, необходимости общения людей в процессе тру­да и жизни, обмена продуктами их материальной и ду­ховной деятельности.

Труд, материальное и духовное произ-во, распреде­ление и потребление невозможны без определ. орга­низации, порядка, разделения труда, установления мес­та и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У. У. с необходимостью подвержены и со­циальное поведение людей, и социальные отношения в

целом. Каждое общество всегда предъявляет определ. требования к человеку, социальным коллективам. В обществе сложились два типа механизма У.— сти­хийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систе­му является усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; его воздействие автоматично но своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, напр., рынок — осн. регулятор капиталистич. экономики, гл. управляю­щая сила произ-ва и определяемой им всей системы обществ.

отношений. Под влиянием совр. нроиз-ва и науч.-технич. революции в капиталистич. странах широко распространены гос.-монополистич. програм­мирование, регулирование экономики, обществ. отно­шений и духовной жизни, к-рые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить её.

Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознат. факторы У., по­степенно формируются специфич. обществ. институты — субъекты У., т. е. система орг-ций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.

Факторы У. в ходе истории претерпели глубокие изменения — от У. посредством сложившихся и переда­ваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до У. обществом на науч. основе в условиях социализма.

Границы У., его содержание, цели и принципы зави­сят от господствующих в обществе экономич. отноше­ний, характера социально-политич. строя. В классовом обществе сознат. У. приобретает классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или группы классов).

В бурж. обществе У. основано на частной капита­листич. собственности, а гл. целью буржуазии, управ­ляющей обществом посредством гос-ва и др. орг-ций, является упрочение собств. господства. В социалистич. обществе У. основано на обществ. собственности, а его целью является развитие и совершенствование произ-ва, всех обществ. отношений, культуры для всё более полного удовлетворения материальных и духов­ных потребностей трудящихся. Управляют обществом, непосредственно или через представит. органы, сами трудящиеся. В условиях социализма У. приобретает науч. характер. «Только социализм, — писал В. И. Ле­нин, — даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное произ­водство и распределение продуктов по научным сооб­ражениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» (ПСС, т. 36, с. 381). Социализм — общество, создаваемое планомерно уси­лиями нар. масс под руководством Коммунистич. пар­тии и социалистич. гос-ва на основе науч. познания и практич. использования объективных закономернос­тей. Управлять обществом научно — это значит позна­вать обществ. закономерности и на этой основе направ­лять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскры­вать противоречия обществ. развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способнос­ти преодолевать или нейтрализовать внутр. и внеш. не­гативные воздействия; проводить реалистич. политику, основанную на строгом учёте объективных возможнос­тей, соотношения социальных сил. Т. о., науч. У. об­ществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воз­действие людей на обществ. систему в целом или на её звенья (сферы обществ. жизни, отрасли экономики и т. п.) на основе познания и использования объектив­ных закономерностей и тенденций в интересах обеспе­чения оптимального функционирования и развития со­циалистич. общества и достижения поставленных це-

лей — решения задач коммунистического строительст­ва. Науч. У. предполагает активный процесс познания обществ. закономерностей, тенденций развития и раз­работку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объём и глубина использова­ния объективных закономерностей возрастают, а объём и значение стихийных регуляторов сокращаются. При совр. уровне развития техники и науки неуправляемы­ми остаются нек-рые стихийные силы природы, ока­зывающие заметное влияние на развитие ряда от­раслей экономики, в особенности с. х-ва. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колх. рынке, бракосочетания, вкусы и потреб­ности людей и т. п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистич. характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создаёт возмож­ность учёта и влияния на них.

Ленин придавал огромное значение вопросам науч. У., рассматривая его организацию как одну из осн. задач социалистич. и коммунистич. строительства. Коммунистич. партия, Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали осн. принципы социа­листич. У.: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеологич. проблем; единство хоз. и политич. ру­ководства; демократич. централизм — сочетание пла­нового централизов. начала с широкой демократией, использованием инициативы масс; партийность; прин­ципы научности, объективности и конкретности, требу­ющие учёта объективных закономерностей и их специ­фич. проявления в конкретных историч. условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комп­лекс вопросов У.; терр.-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-терр. подход с отрас­левым, и др. Партия, Ленин разработали вопрос о субъекте У. социалистич. обществом как системе гос. и негос. орг-ций и учреждений, руководимых Ком­мунистич. партией; осн. требования к работе аппарата У.: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание науч. и адм. сторон, системность, организованность и др.; пути подготовки и совершен­ствования кадров У. Принципы У. находят конкретное выражение в гос. У., У. экономикой и т. д.

У. предполагает осуществление субъектом У. ряда последоват. операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), органи­зацию выполнения решений и контроль за их выпол­нением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематич. обмена информацией между компонентами обществ. системы, а также данной системы с окружаю­щей её средой. Информация позволяет субъекту У. иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостиже­нии) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систе­му и обеспечить выполнение управленч. решения.

В результате науч. У. обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистич. партии в СССР построен развитой социализм, к-рый требует и позволяет обеспечить гармонич. развитие всех сфер обществ. жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономич.,

социально-политич. и идеологич. проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких науч.-технич. и экономич. преобразований, сочетать экономич.

рост с решением широких социальных задач — повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к со-циальной однородности, дальнейшим подъёмом культу­ры. Всё это выводит вопросы У. за рамки компетенции только специфич. органов У., руководителей и спе-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия