ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Л. КОЛЬБЕРГА
Что нам известно о выдающихся ученых современности? Прежде всего содержание их научных достижений и открытий, серии проведенных ими экспериментов, выводы написанных ими книг и статей, и меньше всего мы осведомлены об их жизни, поисках и стремлениях, о личном влиянии на окружающих. А ведь давно позади век ученых-одиночек, сегодня побеждают те, кто создает собственную научную школу, кто объединяет вокруг себя преданных делу и идее людей. В высшей степени это относится к известному американскому психологу, профессору Гарвардского университета Лоуренсу Кольбергу (1927—1987). «Кольберг трансформировал взгляды целого поколения американских психологов и педагогов,— авторитетно заявляет редактор журнала „Форум нравственного воспитания Лиса Кумекер.— Он построил новую концепцию нравственного развития, отвечающую потребностям науки второй половины XX в. В последние 10 лет жизни в силу потрясающей работоспособности Кольберг оказывал прямое воздействие на практику воспитания в американских школах, что выразилось во внедрении там эволюционной модели нравственного развития, а также в обеспечении реальной демократической школьной структуры» (см.: Кумекер Л. Из личного интервью. Саут Бенд, 1990). Его научное кредо и основные теоретические положения достаточно полно представлены в приведенном ниже отрывке из книги «Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию». Поэтому мы ограничимся лишь малоизвестными фактами из биографии Кольберга, его собственными воспоминаниями и воспоминаниями близких ему людей (см.: Remembrances of Lawrence Kohlberg/Ed by J. Fowler, J. Snarey, K. DeNicola. Atlanta: Center for Research in Faith of Moral Development, 1988), попытаемся, насколько это возможно, воссоздать образ поистине удивительного, незаурядного человека. ...«Лори № 1» был самым младшим из четырех детей в среднеобеспеченной и трудолюбивой семье Кольбергов. Поначалу забавный малыш с льняной головкой и веселым нравом, он постепенно превратился в любознательного парнишку. Рано проявившаяся неординарность ребенка искала своего выхода, но, увы, родителям некогда было им заниматься. «Лори № 2» — юноша, полный энергии и пышущий здоровьем, много путешествовал во время каникул, объездил практически всю страну, в ночлежках делил койку с бородатыми поэтами, ловил с крестьянами рыбу в горных речушках, наконец, боролся за предоставление евреям-эмигрантам права вернуться на Родину. Именно тогда, в сорок пятом, в год окончания страшной войны, а для Кольберга — еще и школы, встали перед ним проблемы справедливости и бесчестия, именно тогда начались его бесконечные поиски универсальной морали. Один из школьных учителей, озадаченный поведением и нравом юноши, посоветовал ему прочитать произведение Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Потрясенный образом Ивана и его стремлением к нравственному усовершенствованию, Кольберг еще более утвердился в необходимости найти свое истинное «я», причем в настоящем серьезном деле. Случай незамедлил представиться. Осенью того же года он попадает в Европу в качестве матроса на один из военных американских кораблей, а затем становится механиком небольшого судна, совершающего нелегальные перевозки эмигрантов в Палестину, находящуюся в тот период под мандатом Британии. Вскоре корабль был захвачен британцами, а команда вместе с беженцами отправлена в концентрационный лагерь на Кипр. Однако физические страдания лишь закалили Кольберга, ему удалось бежать и найти пристанище в израильских кибуцу, где, по его словам, воплотились подлинные идеалы социальной справедливости, правда резко отличающиеся от норм и принципов американской демократии. Тем временем родители настойчиво звали Кольберга домой, требуя, чтобы он продолжил образование и не изменял традициям среднего класса. Итак, он студент Чикагского университета, серьезно занимается философией, штудирует труды великих мыслителей прошлого, начиная с Платона и кончая Кантом и Дьюи. Особенно привлекателен для него категорический императив немецкого ученого, созвучен его идеалам призыв относиться к человеку как к высшей ценности. Юношу влечет и клиническая психология, в которой он усматривает реальное средство помощи людям. Окончательно же Кольберг определился, проработав все лето санитаром в госпитале доя душевнобольных: его стезя — психология. В 1955 г. после окончания университета началась по-настоящему исследовательская деятельность Кольберга, именно тогда он приступил к изучению уровня нравственных суждений группы подростков из Чикаго. Результаты проведенного исследования положены в основу его докторской диссертации, защищенной три года спустя. Итак, появился и расправил плечи «Кольберг № 3». Он даже изменил свое имя, вместо привычного, ласкающего слух Лори (Laurie) стал Лэрри (Larry). Теперь Кольберг — доктор философии, женатый человек, обремененный семьей и детьми. Но родные напрасно надеялись на то, что он наконец остепенится и разбогатеет. Внутренне Кольберг мало изменился, все тот же страстный порыв, то же стремление к высшей справедливости. Уже начиная с 60-х годов известность Кольберга как интересного ученого и блестящего экспериментатора перешагнула границы США, но никак не повлияла на его моральный облик, на взаимоотношения с родными и друзьями, с коллегами по работе. Полное отсутствие снобизма, простота и доступность — вот что позволяло ему по-прежнему оставаться незаменимым добрым дядюшкой для своих многочисленных племянников, нежным братом и любящим отцом, по-настоящему преданным другом. Старинный товарищ Кольберга Э. Шоплер вспоминает: «Лэрри всегда был бесстрашным, как физически, так и интеллектуально, и этим нельзя было не восхищаться. Несмотря на постоянную занятость, он неизменно был готов прийти на помощь друзьям. Ни одна проблема не казалась ему банальной, если это имело отношение к его товарищу, и тогда он отдавал решению этой проблемы всю свою удивительную способность к сопереживанию и творческому анализу... Лэрри был живым воплощением модели высочайшего уровня интеллекта, разработанной Ф. Скоттом Фицджеральдом: „Человек, который обладает даром одновременно удерживать в сознании две противоположные идеи и при этом сохранять способность к действию"» (Remembrances of Lawrence Kohlberg/Ed. by J. Fowler, J. Snarey, K. DeNicola, Atlanta: Center for Research in Faith of Moral Development, 1988, p. 16—17). Кольберг-исследователь резко отличался и, пожалуй, в лучшую сторону от общей когорты ученых-исследователей. Он всегда стремился понять каждого испытуемого и, как только хоть один из них давал ответ на моральные дилеммы, противоречащий ожиданиям ученого, тут же летел в Чикаго, пытаясь лично разобраться в ситуации. И так на протяжении всех 20 лет, пока продолжалось исследование. Параллельно Кольберг вел эксперименты и замерял уровни нравственного развития подростков из глухих тайваньских деревушек, маленьких турецких поселков и израильских кибуцу. Несомненные успехи в области психологии морального развития любого заставили бы почивать на лаврах достигнутого, но не Кольберга. А тут еще война во Вьетнаме, студенческие волнения —все это подогревало постоянную озабоченность вопросом: как перенести теоретические представления о ступенях морального развития в практику реальной американской школы? Отсчет нового витка в исследованиях Кольберга начинается в 1967 г., а отправной точкой стали две идеи Дж. Дьюи: 1) о процессе воспитания как взаимодействии учителей, учащихся и ученых; 2) о демократии как единственном средстве, позволяющем превратить любое воспитательное учреждение в «справедливое сообщество» (термин введен Кольбергом). Реализация этих идей в практике сначала, как ни странно, Коннектикутской женской тюрьмы, а затем разных типов школ стала главной целью последних 20 лет жизни ученого. ...Кольберг продолжал упорно работать, однако подорванное здоровье, постоянное переутомление, невыносимые физические страдания резко состарили его. Он превратился в «Кольберга № 4», в котором уже не было прежнего энтузиазма и озорства. А 17 января 1987 г. Лэрри исчез. Спустя несколько дней была найдена его машина на одной из тупиковых улиц неподалеку от Бостонской гавани. И только в начале апреля Гудзон выбросил на берег тело ученого. Почему в 59 лет Кольберг решил покончить с собой? Причин тому множество, прежде всего, конечно, тяжелейшая болезнь. Но есть и еще одно объяснение, которое обнаружилось в записях, сделанных незадолго до смерти: «Если мы любим жизнь или природу,— писал Кольберг,— мы должны со спокойствием и хладнокровием относиться к собственной смерти, потому что жизнь вообще мы ценим гораздо больше, нежели собственную, имеющую естественный конец жизнь. Если мы знаем и любим вечное, мы в этом смысле станем вечными сами» (там же, р. 22). Можно по-разному относиться к научным достижениям Кольберга, одно несомненно — это был талантливый ученый, обладавший даром приносить радость окружающим, готовый критиковать самого себя и признавать собственные ошибки, способный на вершине славы начинать все сначала, всегда открытый новому. Когда-то известный голландский врач выбрал для себя девиз: «Светя другим, сгораю сам». Не знаю, слышал ли Кольберг об этом девизе, но он, как никто другой, абсолютно точно отражает прожитую им жизнь.
|