Студопедия — ЗАПОВЕДИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАПОВЕДИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ






(И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ)

В шутку потому, что часто так легче, что многие из приведенных даже шутливых «заповедей» заслуживают того, чтобы в них вдумываться. Перечень их, конечно, открыт. Но речь идет не о расширении крылатых или бескрылых (это зависит от восприятия читателя) мыслей, а о том, что за ними может скрываться невидимая и для меня структура и ткань возможного учебника по психологической педагогике.

Недостаток приводимых заповедей состоит в том, что их число далеко выходит за пределы десятка. Но опыт показывает, что даже 10 превосходит объем кратковременной и долговременной памяти слишком многих людей.

 

Не сравнивай. Живущий несравним. О. Мандельштам  

— Сравнивай. Только с собой и в пользу несравненного.

— Будь уверен, что ученик априори способнее тебя. И не глупее.

 

Ребенок — непризнанный гений Средь буднично серых людей. М. Волошин  

— Помни. Ты актуальность — уже ставшее. Ученик — потенциальность. Он еще в пути.

 

Мальчишка океан встает из речки пресной И чашками воды швыряет в облака. О. Мандельштам  

— Когда ученик тебя покидает, не обижайся и не сердись. Можешь лишь сожалеть. Храни спокойствие.

— Успехам ученика радуйся больше, чем своим собственным.

— Не жалей времени, чтобы понять ученика.

— Не стыдись учиться у ученика.

— Не присваивай себе успехов и достижений ученика.

— Не требуй от ученика благодарности. На том свете зачтется.

— Человек есть дробь. Числитель — сравнительно с другими — это достоинства человека. Знаменатель — это оценка человеком самого себя.

Л. Толстой

— Сущность человека — это такая совокупность общественных отношений, которые человек в состоянии выдержать.

A. Зиновьев

— Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и не возможно.

Л. Толстой

 

Из всех насилий, Творимых человеком над людьми, Убийство — наименьшее, Тягчайшее же воспитание. М. Волошин  

— Все космисты в конце концов приходят к идее нового человека — человека или чего-то человекообразного, что не мешало бы дальнейшему прогрессу познания и техники.

B. Кутырев

— Новый человек — голый, без души и имущества, в предбаннике истории, готовый на все, только не на прошлое.

А. Платонов

 

Это ты — тростник-то Мыслящий? Биллиардный кий. М. Цветаева  

— Самая глупая и трагическая идея XX века — воспитание «нового человека».

М. Мамардашвили

— Не стесняйся признаваться в своем невежестве.

— Помни, что и ты сам, и каждый ученик должны сами писать свой «дневник».

— Не скупись на похвалы ученика и не принимай их от ученика.

— Признай в ученике человека, и он сам найдет свое призвание, а потом получит признание других.

— Помни, что 100-процентное понимание в принципе невозможно.

— Оставляй степени свободы для понимания и непонимания. Ученик способен додумать, в том числе и за тебя.

— Специалист (и педагог — В. З.) подобен флюсу. Полнота его односторонняя.

Козьма Прутков

(Между прочим, от твоего флюса зубы болят у ученика).

Непонятная мысль перестает быть мыслью. Она «речевой труп» мысли. Л. Веккер  

— Если ты пришел на урок (лекцию) в плохом настроении, а ушел в хорошем, значит с тобой все в порядке. Ты имеешь шанс стать педагогом.

— Если ты пришел на педагогический (ученый) совет в хорошем настроении, а ушел в плохом, с тобой все в порядке. Ты уже почти педагог.

— Перестать быть педагогом не стыдно. Стыдно быть плохим педагогом.

 

Познай себя, что толку в том, Познаю, а куда бежать потом? И. Гёте  

 

Познай себя, кто говорит: «Я — сущий»; Познай себя — и нарекись «Деянье»... Познай себя: свершается свершитель И делается делатель; ты — будешь. Вяч. Иванов  

— Любое не поэтическое раскрытие реальности не может быть полным.

Дж. Барроу

— Поэзия, конечно, не всегда точна, но смысла в ней больше, чем в точном знании.

— Нет ученика, которого не за что было бы полюбить.

— Питомцев можешь не любить, но вежлив с ними быть обязан.

— Духовность — не роскошь, а средство обучения.

— Духовность — это не болезнь.

М. Мамардашвили

В детский альбом кн. П. П. Вяземскому  
Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный. А. Пушкин    

— Если ты создал собственную философию (систему) образования, значит, ты кончился как педагог, возможно, начался как философствующий дидакт. Выбирай, что лучше.

— Кто верит какой-либо системе, тот изгнал из сердца своего любовь! Гораздо сноснее нетерпимость чувствований, нежели рассудка: суеверие все лучше системоверия.

В. Ваккенродер

— Если системы вообще существуют, то это всегда предсказание задним числом, вещание после самого события мысли.

о. П. Флоренский

— Эволюция решает, а не ставит проблемы.

А. Ван дер Хейджен

— Не путай принятие решений с решением проблем. Последнее, как минимум, увлекательней.

— А там, где система, там смерть... Ибо есть закон (и XX век подтверждает это), согласно которому всякая идеология неизменно стремится к тотальности.

М. Мамардашвили

— Диалектика кончилась и началась жизнь.

Ф. Достоевский

 

Конечно, век экспериментов Над нами — интересный век... Но от щекочущих моментов Устал культурный человек. И. Северянин  

— Упражнение — это повторение без повторения.

Н. Бернштейн

— Повторенье — мать ученья и прибежище ослов.

Педагогический фольклор

— Когда воспитается в нас доминанта на лицо другого... с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице.

А. Ухтомский

— Когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю и внешнюю как внутреннюю... — тогда вы войдете в Царствие.

Апокрифическое Евангелие от Фомы

— Фауст не спорит с Вагнером: «Ты совершенно прав, я не нахожу здесь и следа духа (ума), и все это является дрессировкой». Лишь бы дрессура человечества была исполнена благоволением к нему.

А. Ухтомский

— Ложь, грубость, невежливость лишают весь твой труд убедительности.

— Невежда начинает с поучения, а кончает кровью.

Б. Пастернак.

— Образование — это повторяющееся усилие держать две несовместимые вещи — закон и свободу.

Парафраз М. Мамардашвили.

— Душа — это дар моего духа другому.

М. Бахтин

— Береги честь смолоду: не погружайся в методологию. Устанешь.

— Не надо вооружаться компасом, переезжая через лужу.

П. Зинченко

— Умный простит, когда его назовут дураком. Дурак — никогда: не экспериментируй с руководством.

— Не мучайся проблемами материи и сознания. Лучше превращай свое существование в бытие.

— Личность — не продукт коллектива, а его основание.

В. Давыдов

— По-моему, для блага революции не обязательно попирать личность.

М. Шагал

— Культура — это усилие человека быть.

М. Мамардашвили

— Помни, что рефлекторное устройство от рефлексивного отличается всего лишь союзом и заглавной буквой:

Рефлекс или Рефлекс = и = Я

Одно и то же, но какая разница!

— Будь оптимистом: Параноев Ковчег все лучше, чем Крейсер Аврора.

— Изначальная духовность человека — во всяком случае на стадии Homo faber — едва ли может быть оспорена.

В. Топоров

— Изначальная духовность человека может быть разрушена, в том числе и с твоей помощью.

— Внутреннюю связь элементов личности гарантирует только единство ответственности и вины.

М. Бахтин

— Догмат, понятия — это очки. От живого дыхания настоящего эти очки запотевают, и в ясных понятиях мы ничего не видим.

А. Белый

— Признать свои мысли окончательными, хотя бы в силу того, что они систематически изложены, может только тот, кто мыслит в первый раз.

Н. Грот

— Не удивляйся, когда ученик выходит из образа, которым ты его наделил или за него построил. Это нормально.

— Господи, Ты что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

М. Шагал

— Помните того дурака из древнегреческих философов, который днем ходил с фонарем под тем предлогом, что он ищет людей! Ведь это Голядкин, да еще более тяжелый и противный, потому что самоуверенный, не догадавшийся о том, что себя-то нельзя найти, если сначала не нашел «человека больше себя и помимо себя».

А. Ухтомский

— Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов.

М. Шагал

— Только не спрашивайте, — предупредил я Луначарского, — почему у меня все синее или зеленое, почему у коровы в животе просвечивает теленок и т. д. Пусть ваш Маркс, если он такой умный, воскреснет и все вам объяснит.

М. Шагал

— Поскольку человек не рождается природой, постольку он рождается постоянно или должен рождаться постоянно и непрерывно в матрице тавтологий существования и понимания и вероятности.

М. Мамардашвили

— «Врастить» мышление и сознание в действие не менее важно, чем «вырастить» их из действия.

— Образование без души опустошает душу.

— Учитель! Будь конгениален ученику.

— Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает.

Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид, что знает.

Лао-Цзы

 

ЛИТЕРАТУРА

Аверинцев С. С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: рефл-бук;-Киев: Ваклер, 1996.

Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991.

Апокрифы древних времен. М.: Мысль, 1989.

Аристотель. Поэтика. М.: Соцэкгиз, 1957.

Арсеньев А. С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психология в мире, 1994. № О.

Арсеньев А. С. Философия и будущее. Рукопись, 1997.

Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1981. № 1.

Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии, 1972. № 3.

Бахтин М. М. // Контекст: Ежегодник, 1973. М., 1974.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.

Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.

Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Изд-во РОУ, 1995.

Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1996.

Белкин А. Судьба и власть. М.: Гуманитарий, 1996.

Белый А. Ритм и действительность. Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.

Бернштейн Н. А. Биодинамическая нормаль удара // Исследования Центрального института труда, 1924. Т. 1. Вып. 2.

Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.

Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Бонфуа Ив. Ничей сон // Знамя, 1996. № 12.

Бродский И. О Цветаевой. М.: Независимая газета, 1997.

Брока Р. Тело и язык // Иной: Психоаналитический альманах, 1994. № 2.

Брудный А. А. Наука понимать. Бишкек: Фонд «Сорос-Кыргызстан», 1996.

Бубер Мартин. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

Вайнштейн О. Язык романтической мысли. М.: Изд-во РГГУ, 1994.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Введенский А. И. О пределах и признаках одушевления // Журнал Мин-ва народного просвещения, 1892. № 7.

Вернадский В. И. Публицистические статьи. М.: Наука, 1995.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

Верч Д. Голоса разума. М.: Тривола, 1996.

Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии, 1992. № 8.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Гадамер X.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 4. М., 1959.

Геллер М., Некрич А. История России: в 4 т. Т. I, М., 1996.

Гефтер М. Я. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.

Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995.

Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Модель предметного действия: способы построения, структура организации и система функционирования // Системные исследования: Ежегодник 1989—1990. М.: Наука, 1991.

Гордон В. М. Визуальное мышление. М.: Тривола, 1998 (в печати).

Горский А. К. Огромный очерк // Путь, 1993. № 4.

Гроссман Л. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1965.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960.

Звегинцев В. А. Мысли о лингвистике. М.: Изд-во МГУ, 1996.

Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.

Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики // Психологический журнал, 1981. № 2.

Зинченко В. П. Информационная подготовка решения // Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. М. 1981а.

Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Педагогика, 1983.

Зинченко В. П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа, 1986. № 2.

Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопросы психологии, 1988. № 6.

Зинченко В. П. Культура и техника // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.

Зинченко В. П. Последнее интервью А. Н. Леонтьева // Наука в СССР, 1989а. № 5.

Зинченко В. П. Послесловие к дружбе. К кончине М. К. Мамардашвили // Вопросы философии, 1991. № 5.

Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991. № 2.

Зинченко В. П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991б. № 4, 5, 6; 1992. № 3—4, 5—6.

Зинченко В. П. Системный подход к психологии? Развернутый комментарий к Тезисам А. Н. Леонтьева или Опыт психоаналитический в науке // Психологический журнал, 1991в. № 4.

Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии, 1993. № 4.

Зинченко В. П. Слово об учителе. К 90-летию П. Я. Гальперина // Вопросы психологии, 1993а. № 1.

Зинченко В. П. Штрихи к портрету Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии, 1994. № 1.

Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во РОУ, 1994а.

Зинченко В. П. Психология в Российской Академии образования // Вопросы психологии, 1994б. № 4.

Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.

Зинченко В. П. Вклад А. А. Ухтомского в психологическую физиологию // Вопросы психологии, 1995б. № 5.

Зинченко В. П. Психология в моей жизни // Мир психологии, 1995в. № 5.

Зинченко В. П. Становление психолога. К 90-летию А. В. Запорожца // Вопросы психологии, 1995г. № 5.

Зинченко В. П. От классической к органической психологии. К 100-летию Л. С. Выготского // Вопросы психологии, 1996а. № 5, 6.

Зинченко В. П. Движение — живое существо. К 100-летию Н. А. Бернштейна // Вопросы психологии, 1996б. № 6.

Зинченко В. П. Мир образования и/или образование мира. // Мир образования, 1996в. № 3, 4.

Зинченко В. П. Образ и деятельность. Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997б.

Зинченко В. П. Участность в бытии. К 95-летию А. Р. Лурии // Вопросы психологии, 1997в. № 5.

Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.

Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977. № 7.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979.

Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. Гл. III.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.; Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

Иванов Вяч. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Structure of texts and semiotics of culture. Mounton, 1973.

Иванов Вяч. И. Собр. соч.: в 4 т. Брюсель: Forever Oriental Cretien, 1974.

Ионин А. Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979.

Искандер Ф. Моцарт и Сальери // Знамя, 1987. № 1.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.

Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М.: Сов. писатель, 1989.

Кедров К. А. Поэтический Космос. М.: Сов. писатель, 1989.

Коменский Я. А. Сочинения. М.: Наука, 1997.

Кузанский Н. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1979.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 1977.

Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М.: Сов. наука, 1945.

Лесневский А. С. Становление понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 1996.

Лефевр В. А. Космический субъект. М.: Ин-кварто, 1996.

Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Изд-во РОУ, 1993.

Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991.

Лотман Ю. М. О семиосфере // Ученые записки Тартусского ун-та, 1984. № 641 (Труды по знаковым системам). Т. 17.

Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство СПб, 1996.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во МГУ, 1968.

Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: Изд-во МГУ, 1971.

Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1977. № 9.

Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Макаренко А. С. Соч.: в 7 т. Т. 5. М., 1957.

Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.

Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.

Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995.

Мамардашвили М. К. Путь к очевидности. М.: Аграф, 1997.

Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987.

Мандельштам О. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1990.

Маноха И. П. Человек и потенциал его бытия. Киев: Стимул, 1995.

Мерлин В. В. Пушкинский домик. Алма-Ата: Граммата, 1992.

Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.

Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996.

Мещеряков Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М.: РГГУ, 1994.

Мещеряков Б. Г. Психологические основы антропологизации образования // Вопросы психологии, 1998. № 1.

Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996.

Овчинников Н. Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX века // Вопросы философии, 1992. № 8.

Ойзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии, 1993. № 11.

Ортега и Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994.

Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М.: Сов. писатель, 1982.

Пастернак Б. Л. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1985.

Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. М., 1989.

Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.

Петровский А. В. М. М. Бахтин, Ф. М. Достоевский: психология вчера и сегодня // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1985. № 3.

Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии, 1996. № 6.

Пинский А. А. Проблемы образования и А. Эйнштейн // Наука и школа, 1997. № 2.

Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995.

Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М., 1997.

Прозументова Г. Н. Цель в педагогике: догматическое и парадигматическое определение // Мастер-Класс, 1996. № 1(0).

Пятигорский А. М. Мифологические размышления. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

Рабинович В. Л. Авангард — черновик культуры? (Вместо послесловия — Манифест). Рукопись, 1997.

Ранке И. Человек. СПб., 1901. Т. I.

Рашковский Е. Б. Современное міроздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1996. № 6.

Рашковский Е. Б. Карл Поппер и эвристика поисков свободы в России: Тезисы. Рукопись, 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб: Петрополис, 1997.

Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

Роден О. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913.

Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940.

Рыжов В. П. Наука и искусство в инженерном деле. Таганрог: ТГТУ, 1996.

Смирнов С. А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). Новосибирск: АО «Офсет», 1996.

Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 2.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.

Собкин В. С., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию. М.: Центр социологии образования, 1994.

Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985.

Толстых А. В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии, 1997. № 2.

Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972.

Ухтомский А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.

Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988.

Флоренский П. А. Философия Культа // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Париж: Умка-Пресс, 1985.

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли: Часть первая. М.: Правда, 1990. Т. 2.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Часть вторая // Символ. Париж, 1992. Т. 28.

Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.

Фосийон А. Жизнь форм. М.: Московская коллекция, 1995.

Франк С. Л. Живое знание. Берлин, 1923.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фуко М. Герменевтика субъекта. М.: Социо-Логос, Прогресс, 1993. Вып. 1.

Холмогорова Е. «... чтобы плыть в эволюцию дальше» // Знамя, 1996. № 12.

Хомский Н. Язык и мышление. Изд-во МГУ, 1972.

Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

Чернов В. Мстислав Ростропович — гражданин мира, человек России // Огонек. 1994. № 8.

Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969.

Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. Части I и II. СПб., 1922.

Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

Эльконин Б. Д. Кризис и основания проектирования детского развития // Вопросы психологии, 1992. № 3, 4.

Эмерсон К. Интервью // Диалог. Карнавал. Хронотоп, Витебск, 1994, № 2.

Эриксон Э. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996а.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996б.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996в.

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.

Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996.

Vittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1972.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия