Проблема истины в процессе познания.
Познавательная деятельность направлена на получение истинных знаний для дальнейшего использования их в практической деятельности. Категория истины является центральной в гносеологии. Однако само понимание истины многоуровневое. Уровни понимания истины: 1. Онтологический уровень. Истина рассматривается как свойство самого бытия, как подлинное бытие, противостоящее бытию неподлинному, иллюзорному. В рамках религиозно-философских построений, Царство Божие или мир платоновских идей истинны, они противостоят мнимому– телесному, чувственно воспринимаемому бытию. Истина здесь сопрягается с духовной очевидностью и откровением. В реалистических концепциях и обыденном сознании истина соотносится с неким эталоном (настоящий ученый, истинный гражданин) – то есть мы соотносим нечто с бытийствующим эталоном или идеалом. Предмет соответствует своему понятию, поэтому истинен. 2. Логико-семантический уровень. В рамках этого уровня функционируют дедуктивные науки. Итина фиксируется терминами «правильность», «достоверность». Подразумевается формальная безупречность доказательства теоремы или получения какой-либо логической формулы на основе исходно принятых условий. 3. Ценностно-экзистенциальный уровень – фиксируется в русском языке словами правда, праведность, правота, совесть Смыкается с онтологическим уровнем. Истина в ее греческом значении – aleteia, по М. Хайдеггеру, означает «несокрытость бытия», т.е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо научиться видеть и слышать. Самое древнее определение истины, получившее название классического, гласит, что истина – это соответствие мыслей действительности. Классической концепции истины придерживались Платон и Аристотель. В современной философии эта концепция получила дальнейшее развитие, которое состоит, прежде всего, в обосновании объективности истины. Объективная истина – это такое содержание знаний, которое не зависит от субъекта. Это не означает, что объективная истина является элементом объективного мира. ! Объективную истину можно определить как содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, то есть воспроизводит его.
Связующим звеном между знаниями и объективным миром является практическая деятельность людей. Практическая заданность предмета познания не лишает его объективности, но делает эту объективность относительной в том смысле, что на каждой ступени исторического развития человечества в соответствие с уровнем развития предметно-практической деятельности познанию раскрываются лишь какие-то ограниченные свойства объективной реальности, некоторый ограниченный её срез. С этой же ограниченностью связано и такое свойство истины как её относительность. Понятия относительной и абсолютной истины характеризуют истину как процесс изменения и развития знания об объективном мире. Длительное время в философии и науке преобладало представление об истине как об абсолютном и неизменно достоверном знании. Истина в таком понимании противопоставлялась заблуждению. Однако история науки свидетельствует о том, что наши знания не являются ни абсолютно точными, ни неизменными. Они носят приближённый характер и постоянно пополняются. Поэтому истины, установленные наукой, относительны. Л. Андреев: «Истина – это ложь, которую еще не успели доказать»
! Относительная истина – это знание, которое приближённо и неполно воспроизводит объективный мир, которое пополняется и конкретизируется от эпохи к эпохе.
Возможно ли достижение абсолютной истины? Что такое абсолютная истина? Прежде всего, под абсолютной истиной понимают предельно точное и полное знание. Такого рода истина – идеал, предел человеческого знания, который недостижим ни на каком конкретном этапе познавательной деятельности человека. Процесс развития науки – это приближение к такой абсолютной истине, однако предел полноты и точности нашего знания о мире постоянно отодвигается, и абсолютная истина ускользает от человека. Существует и другое истолкование понятия абсолютной истины. Под абсолютными истинами понимают также некоторое знание, которое не опровергается дальнейшим развитием науки. К такого рода знанию относятся, во-первых, истины-факты: например, Земля – планета солнечной системы. Во-вторых, к таким абсолютным истинам можно отнести все достоверные знания, накопленные человечеством в данную эпоху. В качестве примера можно привести законы Ньютона, которые, несмотря на то, что физика со времён Ньютона ушла далеко вперёд, всё же не потеряли своей истинности. Подобного рода истины и относительны и абсолютны одновременно. Относительны в том смысле, что они применимы только к определённой ограниченной области действительности, а абсолютны в том смысле, что они не опровергаются в ходе развития науки, а включаются в качестве органической составляющей в более сложное и более полное знание о мире. Поиск истины неотделим от заблуждений и появления ложных представлений. Ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет. («Фантазеры» Н. Носова). Социально-политической формой лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана человека используется специальный набор знаний и технических средств. От лжи следует отличать заблуждение. Заблуждение – непреднамеренная трактовка истинного знания как ложного, а ложного – как истинного. Нахождению истины в науке обычно предшествует цепь заблуждений. В данном случае заблуждение – это не просто ошибка, а ошибка, принимаемая за истину. Такие заблуждения существуют до тех пор, пока не сталкиваются с фактами, их опровергающими. Таким образом, заблуждения предстают ступеньками познания и выполняют определенные познавательные функции. Примерами такого рода заблуждений являются идеи эфира и теплорода. Теория эфира послужила предпосылкой волновой оптики и электродинамики, а идея теплорода – основанием физического учения о тепловых процессах. Поиск философского камня в алхимии привел к развитию химии. В завершении разговора мы можем уточнить определение истины. Истина – это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный и завершенный характер.
|