Сознательное и бессознательное в человеке
Огромной популярностью в XX в. пользовался психоанализ, основателем которого был австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939). Его идеи распространились на многие сферы научного знания — психологию, социологию, педагогику, теорию искусства, культурологию и т.д. Осн. работы «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927). Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Базовые положения психоанализа: 1. Существует особая психическая реальность – бессознательное («Оно»). Оно присуще каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Бессознательное — не зависящее от сознания безличное начало человеческой души, первооснова всех наших желаний и поступков. Это мир заложенных в человеческой психике инстинктов, неконтролируемых и неосознаваемых желаний, которые влияют на человеческую деятельность. Бессознательное является основой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознание составляют лишь его внешнюю оболочку, результат позднего развития психики в условиях цивилизации. Особенности бессознательного («ОНО»): 1. оно-несловесное (невербальное); 2. «оно никогда не умирает» – не теряет своей энергии; 3. ему закрыт доступ в сознательное; 4. по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни без участия сознания. Т.о. в психике человека присутствуют интенсивные скрытые представления, присутствия которых человек не замечает и не осознает. Бессознательное проявляется через: 1. Ошибочные действия - оговорки, ошибки памяти и речи, забывание имен и т.д. 2. Сновидения – психическая реакция на действующие во сне психические раздражители. 3. Влечения – сексуальные влечения, влечение к жизни, влечение к смерти. Практика делового общения: затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о его скрытых, неосознанных стремлениях. В ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. В зависимости от половой принадлежности партнера срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты «ореола», идентификации и стереотипизации. 2. Человеческой психике свойственна реакция вытеснения из сознания в бессознательное того, что нарушает равновесие и здоровье психики: асоциальных, эгоистических потребностей, агрессивных, сексуальных влечений. Накапливаясь, они превращают психику человеку в «бурлящий котел» и поэтому должны периодически «разряжаться», причем наиболее безопасным для общества способом. Так появляется механизм сублимации - преобразование вытесненных в бессознательное желаний, мыслей в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества. Спорт, наука, искусство, одухотворенная любовь — все это, по мнению Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов. Важнейшим элементом культуры, служащими для разрядки психических напряжений, является искусство. Но иногда механизм сублимации не «срабатывает». Если такая «разрядка» происходит в моменты стрессов и экстраординарных ситуаций, то результатом становятся войны, революции, преступления. 3. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая и динамическая. При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж («предсознательное»), который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. • "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. • "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. Я обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, поэтому оно руководствуется принципом реальности, приспосабливаясь к объективным условиям. Но наше сознание постоянно сталкивается с силой бессознательного, руководствующегося принципом удовольствия. Поэтому очень часто Оно одерживает верх, маскируя свои влечения под сознательные решения Я. • "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции. Сверх-Я — это своеобразная проекция мира культуры на человеческую психику. Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинктивные влечения, результатом становится появление человеческой культуры. "Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я". Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного - "Оно";• внешнего мира; норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них. 4. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
|