Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формы бытия.





В современной философии выделяются следующие формы бытия, связанные между собой:

1. Бытие вещей и процессов:

а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

2. Бытие человека;

3. Бытие духовного (идеального):

А) индивидуальное духовное (индивидуальное сознание, воля и т.п.) – существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и "локализованных" в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. "Микромир" бытия духовного в его индивидуализированных формах, о котором сейчас идет речь, исследуют такие, например, науки, как психология. Индивидуализированное и внеиндивидуальное духовное тесно переплетены, способны "переливаться" друг в друга. К примеру, когда-то в глубокой древности человек "нашел" идею колеса. В дальнейшем эта одна из успешнейших технических идей воплотилась, "опредметилась" в реальных колесах, а потом стала вести и свое относительно самостоятельное существование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые передавались через опыт поколений, подтверждавших и обогащавших идею. Идея колеса сначала применялась к ограниченному кругу предметов, потом стала "работать" в великом множестве все более сложных устройств. И соответственно она включалась во все более сложные виды человеческих знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обособилась от индивидуального процесса сознания и действия. Началась жизнь идеи. Платон приводил другие, но сходные примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.

Б) объективированное духовное (или внеиндивидуальное: общественное сознание, религия, культура, наука, искусство, язык и т.п.). Специфика объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое "место бытия" объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. Оба эти вида духовно-нравственного бытия играют существенную роль в развитии личности (как индивидуализированное духовное) и в совершенствовании культуры (как объективированное духовное).

4. Социальное бытие – бытие отдельного человека в обществе, культуре и бытие общества в целом

Бытие имеет свою противоположность – небытие. В истории философии эти два понятия обычно использовались в диалектическом единстве: из небытия рождается бытие, которое по истечении времени возвращается к своему началу – небытию:

небытие бытие небытие

Интересно в связи с этим учение даосов о двух Дао. Описывая Дао, даосы часто наделяли его человеческими качествами, говорили о нём как о живом существе. Оно совершает подвиги, оно с любовью воспитывает все существа. Наиболее глубоким местом в даосизме является учение о двух Дао. Первое Дао безымянно и невидимо, оно – небытие. Второе Дао содержит в себе множество образов – вещей. Первое – бестелесно, туманно, пусто, неопределённо, бездеятельно. Второе – бесконечно, неисчерпаемо, непобедимо, всемогуще, действует повсюду. Однако второе Дао внутренне связано с первым. Оба они переходят друг в друга.

В систематизированном виде учение о Дао можно представить следующим образом. Небытие первично – это – Дао, не имеющее имени. О небытии можно говорить только отрицательно. Отсюда и характеристики первого Дао: не имеет тела (формы), неслышимо, невидимо, неопределенно и т.д. Небытие порождает бытие. Бытие – это Дао, имеющее имя. Физическим аналогом второго Дао является небо и земля.

Так как все вещи своей глубочайшей субстанцией имеют небытие, то они непрочны, постоянно уходят в небытие, возвращаются к своей первооснове. И единственный постоянный признак мира – это возвращение к первооснове. Поэтому только ничто (небытие) вечно и постоянно.

Философское понимание материи.

Для обозначения природных форм бытия в философском познании было разработано понятие материи. Слово «материя» в дословном переводе с латинского означает «вещество». Впервые встречается у Платона. В истории философии длительное время материя отождествлялась с веществом. В ходе развития философской мысли существовали различные концепции материи, так или иначе отражающие уровень развития естествознания.

Близким к понятию материи и часто совпадающим с ним является понятие субстанции. Субстанция (в переводе с лат. – сущность, то, что лежит в основе) – естественное, «физическое» основание бытия и его сверхприродное, метафизическое начало.

Для древней философии естественные начала мира выступают в форме первостихий: земля, вода, огонь, воздух или мысленных конструкций (апейрон, атом). Причем одна из стихий могла (особенно в Др. Греции) приниматься за исходную, фундаментальную. Например, по Гераклиту первооснова мира - это Огонь, который отождествляется с космосом. Возгорание и угасание огня чередуются и продолжаются вечно. При угасании космический огонь переходит в другие субстанции – в воду, землю, воздух. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются энергетическим началом: пневмой (греки), «праной» (Индия), ци (Китай).

Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводится все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такие основания – материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д.

Рене Декарт (латинское звучание – Картезий) (1596-1650), представитель философии Нового времени, в основе мира видел два равноправных начала: дух и материю, идеальное и материальное. Философия Декарта имела дуалистический характер. Дуализм – от латинского слова dualis – двойственный – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал.

Материю Декарт понимал как телесную субстанцию (от латинского – сущность, нечто, лежащее в основе) и отождествлял с протяжённостью и пространством. С точки зрения Декарта, материальным предметам присущи только протяжение в длину, ширину и глубину. Мировая материя (пространство) - беспредельна, однородна и делима до бесконечности. Декарт говорит о движении материи, которое понимает как механическое, имеющее внешний толчок. Общей причиной движения, по его мнению, является Бог.

Декарт – дуалист. Кроме телесной субстанции есть ещё другая независящая от неё мыслящая субстанция. Именно из этих двух субстанций состоит человек. С точки зрения Декарта, Бог соединяет в человеке материальную субстанцию (тело) и мыслящую субстанцию (душу, разум).

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

• материалистический монизм – материя есть основа бытия, материальный мир един и неделим. Дух, сознание, идеальноене обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такой подход в наиболее развитом виде характерен для представителей материализма европейского Просвещения 18 в., К. Маркса и его последователей;

• идеалистический монизм — материя является производным от идеального начала, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой бытия.

Объективно-идеалистический монизм – материя существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа (религиозные системы, христианство – Бог, Платон – первоосновой бытия являются вечные идеи, Гегель – несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»;

субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа (Д. Беркли)

• дуализм ( от лат. dualis – двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал: духа и материи.

Структура материи:

Материя условно делится на три структурных уровня:

1. Мегамир часть материального мира, в которой познание доступно астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию: планеты, системы планет, галактики, системы галактик, Вселенной, мира в целом;

2. Макромир – часть материального мира, в которой живет и действует человек и возможно познание путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств человека: человек, семья, коллектив, социальная группа, общество, природа, (многоклеточные организмы, виды, популяции, биогеоценозы), вещи;

3. Микромир – часть материального мира, в которой для человека невозможно познание путем непосредственного наблюдения (кварки и др. единицы материи, меньшие, чем атом, атом, молекулы; доклеточный уровень: ДНК, РНК, белки, клетки).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 581. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия