Студопедия — Проблема бытия в истории философской мысли.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема бытия в истории философской мысли.






Как философская категория «бытие» появляется, когда философской мыслью была поставлена проблема существования. Наиболее ранние попытки философского осмысления проблемы бытия содержатся в древнеиндийской и древнекитайской философии. Философия Др. Индии содержит идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, представления о естественных началах мира. В Древнем Китае уделяется внимание бытию человека, общественному бытию.

В Античной Греции бытие выделяется как самостоятельная категория. Парменид вводит понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Под бытием он понимает исходное начало и основание мира. Но на той стадии развития философии едва родившаяся абстрактная мысль о бытии еще была слита с предметно-образным изображением бытия. "...И все бытие отовсюду, - сказано в поэме Парменида, - замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри". Пармениду казалось вполне естественным изображать бытие, и изображать его в виде некоего самого большого шарообразного "футляра", как бы вмещающего и отграничивающего все, что существует в мире. Правда, Парменид добавлял, что "узреть" такой шар можно только разумом, а не чувством. Философ выдвигает идею о неизменной сущности истинного бытия. Бытие, сущее – это нечто реальное, оно «есть». Ему противостоит небытие, несущее, «не есть».

«Быть или вовсе не быть – вот здесь

Разрешенье вопроса.

Есть бытие, а небытия вовсе нету;

…Цельное все, без конца, не движется и однородно,

Небыло в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем»

Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, не подвержено гибели. Философы бытие в таком качестве называют «абсолютные бытием» или абсолютом, Единым и пр. В развитых религиях это бытие определяется как Бог.

Тут снова стоит вернуться к сопоставлению парменидовского и гамлетовского "быть или не быть", с которого начались наши размышления о категории бытия. Гамлетовский выбор: достойно человека жить (быть) или стоит добровольно прервать нить жизни, уйдя в небытие. Парменидовская же мысль констатирует иное противоречие: будут или не будут отдельные вещи и человеческие существа - это не отменит главного основания жизни и философии, непреходящего бытия мира. Отсюда, согласно Пармениду, следует: есть только бытие мира, а его небытия нет. Обе стороны вопроса "быть или не быть" - конкретный смысложизненный и общефилософский - в конечном счете диалектически связаны между собой. Конкретная вещь разрушилась, данный человек умер, но они не исчезли из целостности бытия мира. Они остались как иные материальные его состояния. И "само бытие" сохраняется как вечное, пребывающее.

ü Гераклит (554-483 гг. до н.э.) говорил о постоянной изменчивости бытия, его текучести.

ü Платон (427-347 гг. до н.э.) впервые указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» – мир объективно существующих идей, которое противопоставлял «чувственному бытию». Платон указывал также и на бытие понятий, самостоятельно существующих в сознании человека.

ü В средние века парменидовское истинное чистое бытие отождествляется с Богом, который и выступает причиной и основанием существования мира.

ü В Новое время философы-материалисты нредко связывают понимание бытия с физической реальностью, происходит «натурализация бытия». Новое время и эпоха классической немецкой философии выделяют такие категории, как «субстанция», «объективно развивающаяся идея» и т.д. В то же время в системах субъективного идеализма бытие субъективируется (Беркли, Юм): мыслящий, воспринимающий субъект обеспечивает возможность существования материального мира.

ü ХХ век расширяет трактовку бытия и связывает его понимание с человеческим существованием, ценностями, языком. В философии XX в. в экзистенциализме все проблемы бытия сводятся к бытию человека. Бытие вещей несущественно. Оно не имеет значения. Значимо только ощущение своего бытия в мире человеком.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия