Особенности развития русской философии XX века.
Отличительной особенностью русской философии XX в. являлся идеологизм. Наряду с марксизмом, получившим распространение в России, на Западе в среде русской эмиграции распространяются антикоммунистические и религиозные учения. В период с 1918г. по 1922 г. многие мыслящие люди уехали на Запад по идеологическим соображениям, выразив так свой протест, своё несогласие с теми событиями, которые имели место в России. Осенью 1922 г. большой группе русской интеллигенции предложили выехать из страны. Всего двести представителей русской философской мысли, среди которых находились Н. Бердяев, С.Булгаков, С.Франк, Н. Лосский, были высланы за пределы Советской России. С 1918 г. по 1925 г. многие работы русских философов выходят в Берлине. Берлин стал своеобразным русским культурным центром, в котором печаталось большинство книг русских мыслителей. Некоторым философам разрешено было остаться на родине. Среди них – Лосев, Флоренский, Шпет. К концу 20-х годов XX века начались притеснения: запрещали работать, читать лекции по философии, подвергали арестам. Кое-кому было разрешено читать курс логики как идеологически нейтральный. Специфика 20-х годов ХХ века состояла в том, что постепенно накладывался запрет на историю русской философии. Для формирования этого запрета были три основные причины: - Высланными оказались наиболее квалифицированные историки философии. - В среде философов-марксистов русская философия не рассматривалась как источник марксизма. Считалось, что изучение русской философии не будет способствовать восприятию марксизма, и поэтому упор делался на историю зарубежной философии. Оценка развития философии сводилась к тому, была ли та или иная школа предшественницей марксизма или нет. В русской философии оценивалось, насколько близко подошёл тот или иной мыслитель к марксизму. Основное внимание уделялось античности, французскому Просвещению и немецкой классической философии, потому что эти этапы получили положительную оценку Маркса. Русская философия была вне сферы изучения. - Не было грамотных марксистов, которые были способны изучать русскую философию. Все серьёзные философы стояли на религиозных позициях и были высланы или исключены из научной жизни. В 20-е годы ХХ века общество бывших каторжан и ссыльных поселенцев проделывает большую работу по изданию трудов народников (Лаврова, Ткачёва, Бакунина). Но к 30-м годам ХХ века официальное отношение к народничеству меняется. Народники стали рассматриваться как главные оппоненты марксистов. Публикация их работ срочно прекращается. На IV томе остановили издание сочинений Лаврова, на VI – Бакунина и Ткачёва. С начала 30-х годов ХХ века в России фактически печатаются только работы революционных демократов и марксистов. Изменилось отношение к отечественной философской мысли только после 1935 г., когда VII Конгресс Коминтерна заявил о необходимости борьбы с распространявшимся фашизмом. В связи с этим делалась ставка на пропаганду материализма и патриотических традиций всех стран и народов. С 1938 г. начинается преподавание курса истории русской материалистической философии в вузах. В этот курс вошло изучение философии Ломоносова, Радищева, декабристов, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и русских естествоиспытателей: Сеченова, Менделеева, Тимирязева, Павлова. Одновременно с этим действовал запрет на анализ русской религиозной философии. И только с конца 50-х годов ХХ века стали появляться исследования по религиозной философии (и то в сугубо критической форме). Всё вышесказанное позволяет выделить две особенности развития отечественной философии в советский период: - Не было профессиональной оценки философских теорий. Философия оценивалась только с идеологических позиций. Поэтому всё развитие философской мысли приобрело идеологическую окраску. - В России имела право на существование только материалистическая философия, а все другие философские школы и направления объявлялись буржуазной апологетикой, оправдывающей капиталистический строй. Поэтому представители русской религиозной философии вынуждены были эмигрировать и издавать свои работы за рубежом. Их философские идеи значительным образом повлияли на развитие европейской философской мысли и были фактически неизвестны на родине. Русская послеоктябрьская эмиграция никогда не была идейно однородной. С самого начала в ней наметились самые разнообразные, зачастую противоположные тенденции. Однако господствующим умонастроением оставался антикоммунизм, философское обоснование которого особенно ярко выразилось в раннеэмигрантском творчестве Н. А. Бердяева и С.Л. Франка. Бердяев всячески старался обосновать тезис о том, что «равенство есть пустая идея и что социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве». Близкие идеи высказывал Франк. Оба они считали социализм подавлением свободы духа. Кроме того, совершенно отрицательное отношение вызывала у них марксистская теория пролетарской революции; с их точки зрения, «революция бессильна изменить человеческую природу» и вызывает только хаос и разрушение культуры. Согласно взглядам Бердяева и Франка, общественная жизнь по существу своему духовна, а не материальна. Духовность выступает в форме соборности, в которой реализуется богоустановленный миропорядок. Этот порядок устроен на началах иерархии и послушания. Именно с иерархизмом Бердяев и Франк связывали формирование личности. Истинную свободу человеку дарует «церковь Христова». Свободу и права человека Бердяев понимал гораздо глубже, чем всеобщее избирательное право, парламентское устройство государства. Концепцию естественного права Бердяев считал поверхностной и жалкой. Франк тоже поддерживал идею разнородности прав. Но основой этой разнородности являются отношения собственности, по его мнению.
|