ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие. Возраст участников: от 7 до 18 лет. Количество участников: от 12 до 30 чел. Период смены: проводятся в организационный период смены для преодоления тактильного барьера между участниками и сплочения коллектива, могут также проводиться в любые периоды смены. Игры на тактильное взаимодействие помогают снимать эмоциональное напряжение и способствуют установлению контакта между девочками и мальчиками во временном детском коллективе. «Передай апельсин» Цель: Ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Участники стоят в кругу. Одному из них дают «апельсин» - теннисный мячик и просят зажать его между шеей и подбородком. Задача участников – передать этот апельсин по кругу так, чтобы не прикасаться к нему руками, а каждый следующий участник брал его как первый – под подбородок. Если «апельсин» падает, упражнение начинается заново. «Живое препятствие» Участников просят образовать «живое препятствие» - встав в плотную группу, принять такие позы, чтобы затруднить проход через нее. Но при этом препятствие должно быть принципиально проходимым, а не представлять собой сплошную непроницаемую «живую стену», которую можно одолеть только таранным ударом. Доброволец с завязанными глазами преодолевает это «живое препятствие». Ему не следует применять физическую силу (расталкивать, растаскивать других участников и т. п.), а нужно найти возможности протиснуться между ними без таких действий. Перед прохождением каждого следующего добровольца форма «живого препятствия» меняется. «На колени» Участников просят встать в круг каждый смотрит в затылок стоящему впереди и всем вместе сесть таким образом, чтобы каждый посадил себе на колени впереди стоящего участника, а сам сидел на коленях у следующего. Необходимо продержаться таким образом минуту, для поддержания общего духа предлагается исполнить хором какую-нибудь песню. «Ущелье» Материалы: гимнастический обруч. Участники попадают в горное ущелье, выбраться из которого можно через узкий проход, который будет обозначен обручем. Все встают в тесный круг, одной рукой держатся за обруч, другой за руку соседа. Необходимо выбраться из ущелья не расцепляя рук и так, чтобы обруч не упал (пещеру не завалило). Выбираться из пещеры следует пролезая сквозь кольцо снизу вверх и выбравшись наружу за круг. «Узкий мостик» Инвентарь: «мост» из бумаги длиной 2 м. Участники делятся на две равные команды и встают в две шеренги, смотря в затылок впередистоящему. Первая пара участников из разных команд встает лицом друг к другу на расстоянии 2 метров, между ними на земле лежит мост из бумаги. Ведущий: «Вы идете на встречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия, кто поставит ногу за ее пределы – упадет в воду. Постарайтесь разойтись так, чтобы не упасть».
«Автобус» Инвентарь: клубок ниток, жетоны по числу участников. Участники встают в тесную кучу, плотно прижавшись друг к другу, ведущий обвязывает участников ниткой – это пространство автобуса, в котором едут пассажиры. Ведущий – это кондуктор, который выдает абонементы. Стоя с какой-нибудь стороны, ведущий называет участника (стоящего дальше всей) и приглашает его пробраться к кондуктору, чтобы получить абонемент. Задача участников сохранить нитку в целости, а также всем участникам получить абонемент у кондуктора. «Галочка» Подготовка: на асфальте обозначается «галочка» - 45” На асфальте рисуется галочка: угол 45 градусов. Необходимо участникам, разделиться на пары и пройти по этой галочке: каждый со своей стороны. Необходимо непрерывно держаться друг за друга, сделав точкой опоры плечи или кисти партнера. «Шторм» «Настоящей команде не страшен никакой шторм! Разделитесь на две команды, одна команда образует внешний, другая внутренний круг. Стоящие во внутреннем круге должны повернуться лицом к тем, кто стоит в круге внешнем. Прижмитесь друг к другу в парах ладонями, пары образуются между внешним и внутренним кругом. По моей команде каждый круг сделает ровно столько шагов, сколько будет указано в команде. Внутренний круг влево, внешний вправо три шага: раз, два, три!». Затем ведущий говорит, сколько шагов надо сделать и каким способом поддерживать друг друга – под руку, коленями, спинами, мизинчиками». «Сосиски, кетчуп, кока-кола» Участники встают колонну в затылок друг другу и берут своего впереди стоящего соседа за плечи. Затем за ведущим они повторяют слова и движения. Правая нога вперед – «сосиски» Левая нога вперед – «кетчуп» Вращаем тазом - «кока-кола» Три прыжка вперед – «поп-корн, поп-корн, поп-корн». Задание выполняется с увеличением скорости. Затем необходимо взять за плечи впереди стоящего соседа, стоящего через один от участника и продолжать выполнять упражнение. «Рука к руке» В игре принимают нечетное количество участников. Водящий произносит: " Все меняются местами. Рука к руке". Все участники игры, включая ведущего, ищут себе пару и берутся рука к руке. Тот, кто не успел найти себе пару, становится ведущим и продолжает игру: " Нос к носу... " Плечо к плечу"... " Ухо к уху"... и т.д. «Прощение» Участники встают в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу. В парах участники хором произносят стихотворение и повторяют движения. Внешний круг движется вправо (смена партнеров), внутренний стоит на месте. Делается несколько переходов, так, чтобы круг прошел полный поворот. Стихотворение: Ты мне близкий человек, (похлопали рукой по плечу партнера) Не забыть тебя во век. (потрогать партнера за ухо) Если вдруг обида будет, (погрозить пальцем) Каждый пусть ее забудет. (погладить партнера по голове) Сердце больше не болит – (поднести руки к сердцу), Будем жить мы без обид – (обняться).
«Общие объятия» Участники стоят лицом в круг, необходимо взяться за руки со своим соседом справа и слева, затем через одного соседа, и так с каждым разом круг становится все теснее и теснее.
Игра-разминка «Моль» Вызывается один участник – самый гостеприимный, ему объясняется основная задача – активизировать участников. Войдя в круг, он приветствует участников как хозяин, проводит небольшую экскурсию по своему дому, а затем акцентирует внимание на том, что в его прекрасном доме есть небольшая проблемка – завелась моль. Моль находится везде – садится на всех участников и летает по дому. Для того, чтобы прогнать моль, участникам необходимо топать ногами, хлопать в ладоши, перемещаться по площадке. «Молекула - Хаос» Все участники по команде ведущего «Хаос» перемещаются в хаотичном порядке по площадке, а как только ведущий дает команду «Молекула» и называет любое число, участникам необходимо быстро собраться именно таким числом и взяться за руки. Примечание: Можно использовать как вариант разбивки участников на команды, а также для снятия тактильных зажимов у детей. «Молекула – Хаос 2» Все участники по команде ведущего «Хаос» перемещаются в хаотичном порядке по площадке, а как только ведущий дает команду «Молекула» и называет любое число, участникам необходимо быстро собраться именно таким числом и взяться за руки. Сложность в том, что все участники играют с закрытыми глазами до тех пор, пока не скажет ведущий. Глаза открываются только тогда, когда все встали по своим «молекулам» и взялись за руки, а затем снова закрываются. Примечание: Этот вариант стоит проводит на детях старшего возраста и использовать его можно как диагностический (кто ходит внутри, кто снаружи; кто выставляет руки перед собой; кто ведет себя агрессивно (толкается, наступает на ноги и пр.) «Коллективный массаж» Все участники находятся в круге, руки они складывают на плечи впередистоящему. Задача участников: мягкими движениями сделать массаж плечевой зоны игроку впереди себя. Задание выполняется примерно в течение минуты, а затем все разворачиваются и делается «ответный» массаж. Примечание: Водящий пресекает все признаки агрессии и стимулирует участников на доверительный лад. Когда участники разворачиваются, можно сказать, что теперь можно ответить своему соседу также, как он делал массаж тебе. Игру целесообразнее проводить в орг.период смены для снятия тактильных зажимов для ребят старшего школьного возраста.
|