КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
Методические рекомендации по проведению коммуникативных игр. Возраст участников: от 7 до 18 лет. Количество участников: от 6 до 30 чел. Период смены: коммуникативным играм уделяется большое внимание в организационный период смены. А также в случаях, если во временном детском коллективе начинают образовываться отдельные подгруппы, и контакт между всеми участниками затруднен. Коммуникативные игры можно проводить с играми на тактильное взаимодействие, это позволит участникам лучше наладить контакт. «Брось улыбку» Цель: Создание благоприятной атмосферы в отряде. Игроки сидят в кругу. Лидер начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Лидер «бросает» улыбку» другому игроку, который «ловит» ее руками и «наносит» ее на свое лицо, потом «стирает» и «бросает» другому. «Рукопожатия» Задача каждого из участников в течение 1 минуты собрать у присутствующих как можно больше рукопожатий, при этом пока не найдешь нового участника нельзя расцеплять руки с предыдущим. «Крокодил» Цель: Развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей. Ведущий загадывает участнику слово или словосочетание. Задача участника изобразить загаданное пантомимой. Остальные ребята должны догадаться. Упражнение «Покажи» Необходимо изобразить, используя всех участников: § крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц; § оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; § болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией; § Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой; § букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»; § картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п. § рыбок на сковородке, § червячков на рыбалке, § тесто в кастрюльке. «Передай действие» Участники встают в круг в затылок друг другу, эксперт становится вместе с ними в круг. Все закрывают глаза (кроме эксперта). Эксперт посылает различные действия, например, пять разных (погладить по голове, постучать по спине, нарисовать крест между лопатками и т. д.). Стоящий впереди должен как можно скорее и точнее передать движение, и так, пока все движения не вернутся эксперту, а он оценивает их «правильность». «Карусель» Примечание: игру целесообразнее проводить на детях в возрасте от 11 лет. Участники встают в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу. Внешний круг движется вправо (смена партнеров), внутренний стоит на месте. Делается несколько переходов, в зависимости от разыгрываемых ситуаций. Ситуации: 1. Представьте, что перед вами маленький ребенок (в роли детей внутренний круг), который почему то сильно плачет, постарайтесь его утешить, выяснить причину его разочарования. 2. Перед вами человек, ваш давний знакомый или друг, с которым вы не виделись лет семь. 3. Перед вами очень влиятельный человек, от которого возможно зависит ваша карьера, вам необходимо договориться с ним о возможной встрече. 4. Перед вами один из ваших родителей: мама или папа. Вы пришли домой довольно поздно, и надеялись проскочить в свою комнату… но на пороге возник родитель… ваши действия… 5. Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним. 6. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые. 7. Перед вами человек, с которым вам предстоит длительное путешествие. 8. Перед вами дипломат, вы представляете интересы своей страны, вам необходимо договориться о сотрудничестве. 9. Перед вами человек, которого вы сильно обидели, и хотели бы, чтобы он вас простил.
«Мой секрет» Участники встают в круг, каждый участник продолжает фразу: «Никто не знает, что я…», говоря о небольшом факте из своей жизни, который не известен остальным. Высказывания позволяют повысить уровень доверия в группе.
«Номерки» Инвентарь: стикер с заготовленными номерами от 1 до 30. Задание выполняется в полной тишине. Члены команды, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к ведущему. Ведущий прикрепляет на спину участникам в хаотическом порядке заранее заготовленные номерки. После этого по команде ведущего участникам необходимо как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 30 в шеренгу. Если участники разговаривают, упражнение начинается заново - участники перемешиваются.
«Мост дружбы» Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем предлагается построить мосты втроем, вчетвером и т. д., пока не будут задействована вся команда. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».
«Соседи» Участники выстраиваются в круг, запоминают своего соседа справа и соседа слева, узнают их имена (круг №1). Затем перемешиваются и снова выстраиваются в круг, запоминают своего соседа справа и соседа слева (круг №2). Еще раз перемешиваются и вновь запоминают своих соседей (круг №3). Затем ведущий проверяет ребят на внимательность и предлагает построиться также, как это было в круге №1. Важно, чтобы ребята правильно вспомнили своих соседей. Затем ведущий, чередуя называет номера кругов, которые необходимо вспомнить и построить.
«Мигалки» Все участники находятся в круге, один водящий стоит в центре. Задача участников наладить контакт друг с другом – перемигнуться или подать небольшой сигнал. Как только участники поняли друг друга, они должны быстро поменяться местами. Задача водящего заметить взаимодействие и занять место одного из них в круге. Не успевший добежать до места участник становится водящим.
«Каблучок» В игре участвует равное количество девочек и мальчиков, они садятся рядами лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метров. Девочки совещаются и распределяют, кто какого мальчика загадал. Мальчики по очереди подходят к ряду девочек, стараясь разыскать ту, которая загадала его. Для этого мальчик прохаживается около девочек и топает ножкой рядом с той, которая, по его мнению, его загадала. Если это так, девочка и мальчик идут танцевать или выполняют какое-нибудь задание. Если нет, то девочка в ответ тоже стучит каблучком, а мальчик возвращается на место ждать очереди для следующей попытки.
«Принцесса – рыцарь - дракон» Все участники делятся на две команды. Игра проходит по принципу «Камень – ножницы – бумага». Каждая команда совещается и одновременно показывает одно из трех движений: «Принцесса» – руки у бедер, будто держат юбочку. Делаем реверанс и говорим «Здрасьте!» «Рыцарь» – руки над головой, будто держат меч и рубящим движением со звуком «Хадыщ!» «Дракон» – руки наверху и впереди с растопыренными пальцами, злобный оскал и звук «Ррррррр!» Рыцарь бьет дракона, дракон уносит принцессу, принцесса влюбляет в себя принца. Игра идет до трех побед.
«Фотографы и фотоаппараты» Участники делятся на пары: первые участники – фотографы, вторые - фотоаппараты. Первые участники водят вторых за плечи по аудитории. Вторые участники передвигаются с закрытыми глазами. Фотографы выбирают несколько интересных ракурсов для фотографий и делают несколько снимков – для этого, «фотоаппараты» открывают на миг глаза и запоминают увиденное. Снимков должно быть пять, затем участники меняются глазами, после обсуждают увиденное.
«Рассказ наоборот» Участникам необходимо сочинить рассказ наоборот, т.е. первый участник начинает сочинять рассказ с конца (с последней фразы), следующий продолжает таким же образом. Причем, тот, кто нарушил обратную последовательность повествования, выходит из игры или при помощи других участников старается верно подобрать фразу. В итоге должен получиться связный рассказ.
«Гражданская оборона» Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: " Внимание! ". На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т.п.) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т.п.) Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.
«Угадай песню» Играет группа ребят. Определяется водящий, он отходит за пределы слышимости. Ребята подбирают песню или стихотворение, из которых выбирается ода строка или куплет. Например, строчка пушкинского стихотворения: " Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…" Все ребята, сидящие по кругу, берут себе по одному слову из этой строчки. Водящий возвращается и начинает опрос ребят. Он может задавать любые вопросы, самые несуразные, всем по очереди или в разбивку, типа " Твое отношение к соленой капусте? ", а отвечающий должен употребить доставшееся ему слово: " У меня к капусте чудное отношение! "
|