А.Х. САИДОВ1. Предмет сравнительного богословия (определение, цели, задачи). 2. Какие богословские вопросы и проблемы относятся к сравнительному богословию в отличие от догматики и истории Церкви? 3. Основные особенности латинского и греческого менталитетов, которые привели к формированию разных богословских позиций Востока и Запада. 4. Основные западные исповедания. 5. Практика трех чинов воссоединения инославных как выражение отношения Православной Церкви к инославным конфессиям. 6. Как православные призваны принимать в церковное общение представителей основных западных исповеданий? 7. Богословский спор о соотношении сил человеческой природы и благодати Божией в спасении человека в V в. Пелагий и бл. Августин. 8. Причины разделения Вселенской Церкви на Восточную и Западную: религиозные, политические, национально-культурные. 9. Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную. Зилоты и икономисты. Противостояние патриархов Фотия и Игнатия. 10. Свято-Софийский Собор 879-880 в. 11. Отношения между Западом и Востоком в Х-Х1 вв. События 1054 г. Папа Лев IX и патриарх Михаил Керулларий. 12. Возвышение власти Римского первосвященника в средние века, утверждение абсолютной власти Римского епископа над Западной Церковью и его притязания на абсолютную светскую власть. 13. Особенности Римо-католической экклезиологии. 14. Учение о верховной церковной власти епископа Рима. 15. Исторические предпосылки принятия догмата о непогрешимости Римского первосвященника, «говорящего ех саthedга». 16. Догмат о вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. 17. Римо-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («filioque»). 18. Учение Римо-католической Церкви о первородном грехе и первозданной праведности. 19. Римо-католическое учение о спасении. 20. Мариальные догматы Римо-католической Церкви. Догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. 21. Мариальные догматы Римо-католической Церкви. Догмат о телеcном вознесении Девы Марии. 22. Учение Римо-католической Церкви о Священном Писании. 23. Учение Римо-католической Церкви о Священном Предании. 24. Римо-католическое учение о таинствах. Особенности Таинства Евхаристии. 25. Римо-католическое учение о таинствах. Особенности таинств Крещения, Миропомазания, Священства, Брака. 26. «Реформаторы до Реформации»: Д. Виклиф, Ян Гус, Дж. Савонарола. 27. Соборное движение XV столетия. 28. Исторические, политические и религиозные предпосылки возникновения движения Реформации. 29. Влияние гуманизма как предпосылки Реформации. 30. Схоластика и Реформация. 31. Богословские предпосылки Реформации. Via moderna и Schola Augustiniana. 32. Смысл Реформации. Особенности германского (М. Лютер) и швейцарского толкования необходимости реформ. 33. Ранние взгляды Лютера на доктрину оправдания. Открытие Лютером «праведности Божьей». 34. Доктрина оправдания верой М. Лютера. Как соотносятся уверенность в спасении и сомнения. 35. Последствия доктрины Лютера об оправдании. 36. Что такое оправдание по заслугам? 37. У. Цвингли, Ж. Кальвин и М. Букер об оправдании. 38. Смысл предопределения у Августина и Кальвина. Место доктрины предопределения у Кальвина и его последователей. 39. Что означает «двойное предопределение»? 40. Sola Scriptura. Подход радикальной и умеренной Реформации. 41. Трудности соблюдения принципа Sola Scriptura. Кому принадлежит право толковать Писание? 42. Причины отвержения реформаторами средневекового толкования таинств. 43. Происхождение лютеранства. 44. Смысл и значение таинств у М. Лютера. 45. Смысл и значение таинств по У. Цвингли. 46. Смысл и значение таинств по Ж. Кальвину. 47. Радикальная Реформация о природе Церкви. 48. Сущность и значение Церкви по М. Лютеру. 49. Сущность и значение Церкви по Ж. Кальвину. 50. Критика принципов управления церковью Кальвином и др. реформаторами. 51. Отношение Церкви и власти в анабаптизме. 52. Доктрина двух царств М. Лютера. 53. Церковь и государство, права и обязанности граждан и правителей по У. Цвингли. 54. Церковь и государство, права и обязанности граждан и правителей по Ж. Кальвину. 55. Протестантская трудовая этика и дух капитализма. 56. Взгляды М. Букера и Ж. Кальвина на священство. 57. Реформация и возникновение естественных наук. 58. Возникновение англиканства. 59. Экклезиологические основы англиканства. 60. Проблема апостольского преемства Англиканской церкви.
Вопросы разработала преп. Коротчук О.Н. Вопросы утверждены на заседании кафедры пр. № 15 от 29.08.2012 г.
А.Х. САИДОВ
|