Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 6 страница






 

Сов. лит-ведение дало немало образцов глубокого А. Вместе с тем теоретич. суждения о его природе разноречивы. Неоднократно выражалось принципиальное неприятие А., обосновываемое представлением о “нерасщепимости” худож. образа (напр., работы П. В. Палиевского); в том же русле — защита “медленного чтения”, отличающегося от непосредств. худож. восприятия только большей интеллект, напряженностью (М. О. Гершензон). В работах, отмеченных воздействием структурализма, напротив, наблюдается переоценка А., к-рый здесь оказывается описательно-констатирующим — направленным более на постижение формальной структуры, чем смысловой целостности произведения. Перспектива преодоления подобных крайностей намечается в работах, где на основе идей М. М. Бахтина применяется целостный, или “эстетический”, А. В соответствии с данной концепцией, эстетич. целостность всякий раз вновь возникает “вокруг” имманентной худож. миру произведения точки зрения, поэтому литературовед-читатель, утвердившись на “завершающей” позиции автора, беспрепятственно проникает “внутрь” худож. целостности, не разрушая ее; однако для научно достоверного ее определения необходимо одновременно занять и иную, внешнюю этому миру, но не чуждую ему гносеологич. позицию, что и достигается аналитич. расчленением материально-знаковой оболочки эстетич. целого. Здесь принципиально важна нераздельность живого проникновения в суть произв. и его А., тогда как широко распространенное на Западе противопоставление А. и интерпретации часто ведет к обеднению литературоведения, с одной стороны, и к произволу критич. интерпретаций — с другой.

 

АHАK — АНАЛ

 

==23

 

Целостный А., формирующийся в отечеств. лит-ведении, опирается на ставшую традиционной и упроченную в вузовском преподавании систему понятий и терминов, характеризующую разные стороны содержания и формы лит. произведения в их соотнесенности и единстве (см. Форма и содержание, Литературоведение, Теория литературы).

 

φ Ρ к а ф т ы м о вА. П., Тематич. композиция романа <Идиот>, в его кн.: Нравственные искания рус. писателей, М., 1972; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 4., М., 1984, с. 353; Лотман Ю. М Анализ поэтич. текста, Л., 1972; Корнан Б. О., Изучение текста худож. произв., М., 1972; Образцы изучения текста худож. произв. в трудах сов. литературоведов, в. 1, Ижевск, 1974; Э? штейн М., Критика в конфликте с творчеством, <ВЛ>, 1975, № 2; Анализ лит. произведения. Л., 1976; Лихачев Д. С., О точности лит-ведения, в кн.: Лит. направления и стили, М., 1976; Волкова Е. В., Произв. иск-ва — предмет эстетич. анализа, М., 1976; Целостность худож. произв. и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении лит-ры, Донецк, 1977; Гиршман М. М., Путь к объективности, <ВЛ”, 1978, №1; Тюпа В. И., Научность литературоведч. анализа как проблема, -“Науч. доклады высшей школы. Филологич. науки”, 1978, №6; Федоров B.B., Литературоведч. анализ как форма читательской деятельности, в сб.: Проблемы истории критики и поэтики реализма, в. 5, Куйбышев, 1980; Проблемы поэтики, Самарканд, 1980, с. 3—10; Учебный материал по анализу поэтич. текстов, Таллин, 1982; Принципы анализа лит. произв., М., 1984; Маймин?.Α., Ρлинина Э.В., Теория и практика лит. анализа, М., 1984. В. И. Тюпа.

 

АНАЛОГИЯ литературная (греч. analogia — сходство, соответствие), 1) сходство образов, сюжетов, характеров, композиц. и др. приемов. Можно выделить два типа таких А.: а) внутри данного текста, необходимые автору для сопоставления героев, сюжетных ситуаций и т. д. (в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина: письмо Татьяны — письмо Онегина; объяснение Онегина с Татьяной — объяснение Татьяны с Онегиным); б) А. с чужим текстом, сознательно вводимые автором: А. с библейскими мифами в др.-рус. лит-ре (в “Сказании о... Борисе и Глебе”—А. между братоубийцей Святополком и Каином, Борисом и прекрасным Иосифом; обращение к антич. мифам в лит-ре Возрождения и последующих лит-рах). Нередко автор, углубляя образ своего героя, проводит А. между ним и его лит. “прототипами”; в романе “Идиот” Ф. М. Достоевский проецирует на кн. Мышкина черты Христа и Дон Кихота. Ср. Заимствование, Вечные образы. Подражание.

 

2) А. как одно из гл. средств сравнительно-исторического литературоведения, помогающее установить типологич. соответствия в лит-рах разных стран и регионов. А. способствует выявлению сходных тем, мотивов и лейтмотивов, свойственных данному лит. течению, направлению, данной группе писателей.

 

Кроме того, можно говорить о намеренном создании целых аналогичных текстов, что нашло выражение в лит-рах разных эпох. Так, в классицизме принцип сознат. подражания классич. образцу требовал имитации духа этого образца; т. о., адекватное прочтение произв. возможно было только при знании А. между “образцом” и “подражанием” (напр., подражая “Искусству поэзии” Горация, Буало создает “Поэтическое искусство” как текст, аналогичный “образцовому”). А. м. Песков. АНАПЕСТ (от греч. anapaistos — обратный дактилю, букв. — отраженный назад), 1) в антич. стихосложении стопа из 4 мор, строения ^~ii —, употреблялась в маршевых лирич. песнях. 2) В силлабо-тонич. стихосложении — метр, образованный стопами из 3 слогов с сильным местом на 3-м; сильное место заполняется обязательно-ударным, слабые — безударными слогами (^^^). В нем. и англ. стихе употребляется обычно в составе трехсложных размеров с переменной анакрусой, в рус. стихе (с 19 в.) — в чистом виде; наиболее частые размеры — 3-стопный (“Что ты жадно глядишь на дорогу...”, H.A. Некрасов), 4-стопный (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу...”, его же) и их чередование (“Иванов вечер” В. А. Жуковского и др.).

 

М. Л. Гаспаров.

 

==24 АНАЛ — АНГЛ

 

АНАФОРА (греч. anaphora, букв. — вынесение), едино начатие, повтор слова или группы слов в начале неск. стихов, строф, колонов или фраз: “Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем...” (М. Ю. Лермонтов). По аналогии с этой стилистич. А. иногда говорится о фонической А. (одинаковые звуки в начале слов), тематической А. (одинаковые мотивы в начале эпизодов) и пр. Ср. Эпифора, СимПЛОКа. М. Л. Гаспаров.

 

АНАХРОНИЗМ (греч. anachronismos, от ana- — обратно, назад, против и chronos — время), 1) ошибка против летосчисления (хронологии). 2) Ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой. А. органичны для иск-ва и лит-ры средних веков и Возрождения, для классицизма. В реалистич. иск-ве 19—20 вв., требующем историч. правдивости, воспринимается как недостаток произв., но в отд. случаях выступает как осознанный худож. прием (напр., в романе “Дела господина Юлия Цезаря” Б. Брехта). 3) В переносном смысле — пережиток старины, обычаи, суждения, не вяжущиеся с совр. воззрениями. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Развивается на англ. яз. Предки совр. англичан англосаксы, пришедшие с континента, принесли с собой герм. мифы и легенды, передававшиеся из поколения в поколение изустно; лишь после введения христианства ученые монахи стали записывать древние героич. поэмы. В рукописи 10 в. дошла эпич. поэма <Беовульф> (кон. 7 в.). На брит. почве в 8—10 вв. возникли религ. лирика англосаксов, богословские труды, летописи. После завоевания Англии норманнами в 11—13 вв., развивается трехъязычная лит-ра феод. мира: церк. сочинения — на лат. яз., рыцарские стихи и поэмы — на франц. яз., англ. предания—на англосаксонском. К сер. 14 в. складывается общенац. англ. яз. Рождается поэзия, отражающая жизнь и быт разных сословий. Поэт дворянских идеалов Джон Гауэр в поэме “Глас вопиющего” выразил враждебное отношение к крест, восстанию 1381; идеология крестьянства 80-х гг. 14 в. нашла отражение в поэме У. Ленгленда “Видение о Петре пахаре”. Апофеоз культуры зрелого феодализма на пороге раннего Возрождения — собрание стихотв. повестей и новелл Дж. Чосера “Кентерберийские рассказы” (кон. 14 в.). В прологе к этому соч. дано описание людей почти всех тогдашних сословий и профессий, совершающих паломничество в Кентербери. Ср.-век. рыцарская романтика сочетается здесь с прозаич. юмором горожан, в оценке жизненных явлении ощущается зарождение гуманизма. Столетняя война с Францией (1337—1453), затем война Алой и Белой розы (1455—85) задержали развитие лит-ры. Среди немногих памятников — прозаич. пересказ легенд о рыцарях “Круглого стола” в “Смерти Артура” Т. Мэлори (15 в.). В то же время получила развитие нар. поэзия — баллады легендарного, историч., драматич. характера.

 

С концом разрушит, феод. распри, установлением абсолютизма Тюдоров лит. деятельность возрождается. Растут связи англ. писателей с представителями гуманизма др. стран. В нач. 16 в. выступил Т. Мор, друг Эразма Роттердамского, автор “Утопии”, содержавшей не только критику феод. системы, но и картину идеального гос-ва, осн. на коммунистич. общности имущества. Во 2-й пол. 16 в., после воцарения Елизаветы I, гуманизм стал господств, идейным течением. Лирич. поэзию создали “петраркисты” (см. в ст. Итальянская литература) Т. Уайет, Г. X. Сарри — творцы англ. сонета. В 1557 издатель Р. Тоттел представил образцы их поэзии (а также стихи их современников) в антологии “Песни и сонеты” (т. н. Тоттелевский сборник). Высшее достижение эпич. поэзии — поэма Э. Спенсера “Королева фей”, написанная ориг. строфой (спенсерова строфа). Возникают приключенч. и плутовские романы, пасторальная лит-ра. В нач. 17 в. появился жанр эссе (“Опыты

 

и наставления”?. Бэкона) и “характеров” (Т. Овербери). Прозаич. повесть о быте ремесленников создал Т. Делони. Наибольшей худож. высоты достигла драматургия зрелого Возрождения. Англ. драма прошла церк. стадию, потом перешла к уличным представлениям мистерий, имевших характер циклов, к-рые исполнялись в течение неск. дней. В 15 в. появились жанры моралите и интерлюдии. В нач. 16 в. гуманисты использовали их для пропаганды своих идей. Во время Реформации, охватившей Англию в 16 в., театр включается в борьбу против католицизма. В этих условиях появилась первая историч. драма, содержавшая еще элементы моралите, — “Король Джон” (1548) Дж. Бейла. В сер. 16 в. в академич. кругах ставятся первые англ. драмы, написанные в подражание античным, преим. лат., образцам: трагедия “Горбодук” Т. Нортона и Т. Сэквилла, комедии “Ральф Ройстер Дойстер” Н. Юдалла и “Иголка кумушки Гаммер Гертон” (1556) неизв. автора. Приемы итал. “ученой” комедии перенес на англ. почву Дж. Гаскойн в своей прозаич. переделке “Подмененных” Л. Ариосто. В нар. театре, переживающем бурный подъем во 2-й пол. 16 в., возникла самобытная нац. драматургия: К. Марло, Р. Грин, Т. Кид, Дж. Лили и др. “университетские умы”. Соединив традиции ср.-век. нар. театра и ученой гуманистич. драмы, они подготовили почву для появления драматургии У. Шекспира. В своих комедиях он выразил жизнерадостный дух Возрождения и оптимизм гуманистов. В пьесах-хрониках из истории Англии (“Ричард III”, “Генрих IV” и др.) реалистически показал борьбу между феод. сепаратизмом и исторически прогрес. абсолютист, тенденциями. Вершина творчества Шекспира — трагедии “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет” и др. Выражая горестное сознание того, что для гуманистич. идеалов нет места в действительности (сонет 66), Шекспир с небывалой силой показал сложный душевный строй людей Возрождения, передал ощущение драматизма эпохи. К плеяде талантливых драматургов относятся Б. Джонсон, обосновавший т. н. теорию юморов (т. е. однолинейной типизации характеров), Т. Хейвуд, Т. Деккер, зачинатели жанра трагикомедии Ф. Бомонт и Дж. Флетчер.

 

Англ. бурж. революция 17 в. положила конец развитию гуманистич. драмы: по требованию пуритан в 1642 все театры были закрыты. Этот период был малопродуктивен в лит-ре. Блестящий публицист бурж. революции Дж. Мильтон в период Реставрации (т. е. восстановления династии Стюартов) создал эпич. поэму “Потерянный рай”, в библейских образах отразившую титанич. борьбу социальных сил эпохи. Пуританский писатель и проповедник Дж. Беньян в аллегорич. романе “Путь паломника” показал драматич. перипетии добродетели и чести в мире социального неравенства и бурж. корысти. Светским “галантным” духом периода Реставрации проникнуты романы Афры Бен. От красочного стиля барокко (метафизическая лирика Дж. Донна, Дж. Херберта) к строгим правилам классицизма эволюционируют поэзия и драматургия Дж. Драйдена, “отца” англ. критики. Живость, остроумие и аристократич. фривольность отличают комедии У. Уичерли, У. Конгрива, Дж. Этериджа, Дж. Ванбру, Дж. Фаркера, заложивших основы классич. англ. комедии нравов.

 

Начало новому периоду англ. лит-ры положила “Славная революция” 1688—89; центром внимания становится рядовой человек нового, бурж. общества. Лит-ра проникается духом просветит, идеологии, утверждавшейся во всех жанрах. Провозвестником просветит, классицизма в поэзии и эстетике был А. Поп (“Опыт о критике”). Однако первенство в лит-ре перешло к прозе. Юмор и сатира пронизывают бытовые нравоучит. очерки (эссе) Дж. Аддисона и Р. Стила, печатавших их в журн. “The Tatler” (1709—11), “The Spectator” (1711—14) и др. Возник реалистич. роман, его создателем был Д. Дефо; в “Робинзоне

 

Крузо”, вызвавшем многочисл. подражания, дан идеализир. образ энергичного труженика, покорителя природы. Язык произв. Дефо близок живому разговорному языку его времени. Сатира Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” содержит уничтожающую характеристику обществ, нравов и гос. институтов Англии в период утверждения бурж. отношений. Идеализацией бурж. добродетелей полны сентимент. романы С. Ричардсона. Г. Филдинг в “Истории Тома Джонса, найденыша” создал эпич. повествование, отразившее (отчасти в сатирич. духе) все стороны аристократич. и бурж. быта. Еще сильнее элементы социальной сатиры в романах Т. Смоллетта. Англ. социально-реалистич. роман оказал влияние на всю европ. лит-ру. Эксцентрич. форма романа “Жизнь и мнения Тристрама Шенди” и “Сентиментального путешествия” позволила Л. Стерну ярко выявить противоречия человеческого характера, недоступные просветит, рационализму. Прославлением простых людей, сочувствием к их трудной жизни проникнут роман О. Голдсмита “Векфильдский священник”.

 

В драматургии просветит, классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Аддисона “Катон” и С. Джонсона “Ирена”. Новые пути намечала сентимент. комедия Стила “Благоразумные любовники”, однако подлинный переворот в драме произвел Дж. Лилло, создавший первую бурж. трагедию “Лондонский купец”. Сильной была обличит, струя в англ. театре. Балладная “Опера нищих” Дж. Гея и особенно политич. комедии Филдинга 1730-х гг. смело критиковали правительств, коррупцию — в ответ правящие круги ввели театр, цензуру (1737). Тем не менее сатирич. линия в социально-бытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана. “Мещанским драмам” Лилло и Э. Мура Голдсмит противопоставил веселые комедии “Добрячок” и “Ночь ошибок”.

 

В основу критич. работ Джонсона, занимавшего по отношению к рационалистич. поэтике классицизма неоднозначную позицию, легли принципы “здравого смысла”. Э. Юнг в трактате “Мысли об оригинальных произведениях” решительно отверг нормативную поэтику, утверждая право гения на новаторство в области формы.

 

В цикле поэм “Времена года” воспел природу и сел. жизнь Дж. Томсон. У. Коллинз в лирич. и медитативных стихах, проникнутых меланхолией, предвосхитил нек-рые характерные мотивы романтич. поэзии 19 в. В поэме Дж. Крабба “Деревня” идиллич. трактовка сел. жизни сменилась реалистич. изображением деревни. Тонкий лиризм свойствен стихам У. Купера, обличавшего в своих сатирах алчность и жестокость правящих классов. Начавшаяся в творчестве этих поэтов реакция на рационализм углубилась во 2-й пол. 18 в. с появлением предромантич. культа старины: “Элегия на сельском кладбище” Т. Грея, “Сочинения Оссиана” Дж. Макферсона, стихи Т. Чаттертона. В прозе предромантизм ярко выразился в романах “ужасов и тайн” X. Уолпола и Анны Радклиф. При этом в творчестве У. Годвина форма готического романа не помешала резкой критике обществ, строя Англии. Образец социальной поэзии — поэма Голдсмита “Покинутая деревня”, где раскрыта трагедия англ. крестьян, согнанных с земель в период промышл. переворота (т. н. огораживания). Возрождение интереса к нар. поэзии определило широкую популярность шотл. поэта Р. Бёрнса.

 

Как реакция на драматич. противоречия бурж. прогресса и разочарование в итогах Великой франц. революции в 90-х гг. 18 в. возник романтизм. У. Вордсворт, С. Т. Колридж, Р. Саути, представляющие “озерную школу?”, культивировали руссоистские мотивы (близость к природе, патриархальную простоту

 

АНГЛ

 

==25

 

нравов), Окружали обыденные факты ореолом привлекательности; поэтич. речь они приблизили к живому разг. языку. Бунтарскими настроениями проникнута поэзия У. Блейка, в сложной символике оригинального мифотворчества стремившегося передать диалектич. природу реального мира. Второе поколение романтиков — Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките — резко отвергло политич. консерватизм “озерной школы”. Байрон выступал с сатирами на реакц. политику Священного союза, Шелли проповедовал идеи утопич. социализма. Социальный утопизм был свойствен и поэзии не понятого современниками Блейка. Разочарованный, меланхолич. Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и др. герои выражали решительный отказ от идеалов бурж.-аристократия, общества и анархич. индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества — Лаон (“Лаон и Цитна”), Прометей (“Освобожденный Прометей”). Фанни Бёрни, Джейн Остин, Мария Эджуорт сыграли заметную роль в переходе от просветительского нравоучительного к психол. роману 19 в. Жанр ист. романа создал В. Скотт. В его произв. отразились осн. периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии — от крестовых походов до сер. 18 в.

 

Новый период англ. лит-ры начался в 30-х гг. 19 в. в обстановке напряженных социальных конфликтов, подъема рабочего движения (чартисты). Критику капитализма с романтич. позиций продолжал романист и публицист Т. Карлейль, чл. лит.-политич. группы “Молодая Англия” Б. Дизраэли. Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона. На 30—60-е гг. приходится расцвет критич. реализма: в романах Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, Шарлотты Бронте, Элизабет Гаскелл — “блестящей плеяды... английских романистов” (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 10, с. 648) — изображены все слои буржуазии и впервые показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права (“Шерли” Бронте, “Мэри Бартон” Гаскелл, “Тяжелые времена” Диккенса). В центре романов Диккенса — город эпохи пром. капитализма, арена обществ, и личных катастроф. В отличие от Диккенса.(всегда сохранявшего веру в торжество добра) Теккерей создал пронизанный желчным скептицизмом “роман без героя” (т. е. без “иллюзий”) “Ярмарка тщеславия”. Джордж Элиот, Дж. Мередит сочетают мотивы социально-бытового романа с тонким психол. анализом. Незаурядным психологом, предвосхитившим проблематику лит-ры 20 в., был “последний викторианский классик” А. Троллоп. В кон. 19 в, в англ. романе обозначился резкий контраст между суровым реализмом Т. Харди и С. Батлера и неоромантизмом Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона. Героич. образ революционера создала в романе “Овод” Этель Лилиан Войнич. Последователями Э. Золя были натуралисты Дж. Мур и Дж. Гиссинг. Хотя жанр романа занял господств, положение в “викторианскую эпоху” (годы правления королевы Виктории — 1837—1901), развивалась и поэзия позднеромантич. типа: лирика и повествоват. поэмы А. Теннисона, аналитич., отмеченная филос. исканиями лирика Р. Браунинга и гражд. и интимная лирика Элизабет Браунинг. Э. Фицджеральд выступил с переводами из Омара Хайяма; гедонистич. мотивы перс. поэта звучали вызовом бурж. идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину совр. капитали стич. города рисует Дж. Томсон в филос. поэме “Город ужасной ночи”. Движение эстетич. критики капитализма, возглавляемое теоретиками иск-ва Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию “Братства прерафаэлитов” — содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству бурж.

 

==26 АНГЛ

 

мира эстетич. идеал позднего средневековья и Раннего Возрождения. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Россетти, Кристину Россетти, близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн. Крупнейшим представителем эстетизма был критик У. Патер.

 

Драма 19 в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекат. пьес противостояли лишь отд. произв., обладавшие идейными достоинствами, — “Деньги” БулверЛиттона, “Каста” Т. У. Робертсона. Первыми попытками внести мотивы социально-нравств. критики были пьесы А. У. Пинеро. На фоне официозно-дидактич. дет. лит-ры выделяются филос. сказки-гротески Л. Кэрролла и “бессмыслицы” Э. Лира.

 

В 90-х гг. началась новейшая англ. лит-ра. Ее открывает краткая пора декаданса и символизма (журн. “The Yellow Book”, “Savoy”): 0. Бёрдсли, О. Уайльд, продолжившие линию эстетич. критики капитализма. Творчество корифея символизма ирландца У. Б. Йитса развивалось в сторону преодоления эстетич. канона и элитарных тенденций: связь с нар. поэтич. традицией определяла его социальную чуткость. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 1914—18, отмечены мощным развитием критич. реализма. “Драмы-дискуссии” Б. Шоу вскрывают нелепости капиталистич. системы, выдвигают идею преобразования общества на основах социализма. С позиций патриарх., обращенного вспять идеала критиковал бурж. прагматизм Г. К. Честертон. Реалистич, бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси, X. Гренвилла-Баркера, У. С. Моэма, сыгравшего также значит, роль в развитии жанра новеллы. В социально-фантастич. и филос. романах Г. Дж. Уэллса обнажены процессы капиталистич. индустриализации, ведущие к обесчеловечению условий жизни пролетариата. В трилогиях “Сага о Форсайтах” и “Современная комедия” Голсуорси на примере распада бурж. семейного клана отразил историч. обреченность класса собственников. По тому же пути пошли А. Беннетт (“Бабушкины сказки”), Моэм (“Бремя страстей человеческих”), автор первого в англ. лит-ре антиколон, романа (“Поездка в Индию”) Э. М. Форстер, новеллисты А. Э. Коппард, Кэтрин Мэнсфилд и др. С юмористич. соч. выступал Дж. К. Джером. Особняком стоит Дж. Конрад, сочетавший романтику морских путешествий и описания “экзотических” стран с тонким психологизмом. “Романтика” колонизаторской миссии питала творчество барда брит. империализма Р. Киплинга; в поэзии кон. 19 — нач. 20 вв. его роль была новаторской: он ввел в свои произв. прозаич. и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы (“Казарменные баллады”). Наряду с новейшей имитацией стиля?οκοκό σ Г. О. Добсона существовала меланхолич. поэзия А. Э. Хаусмена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, филос. и пейзажная лирика Р. Бриджеса.

 

1-я мировая война и послевоен. кризис привели к заметным изменениям в англ. лит-ре, вступившей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиц. формами стихосложения и поэтич. образности. Модернист, направление в англ. лит-ре возглавили американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Наряду с имажистами (см. Имажизм) они преобразовали язык поэзии, сочетая поиски “точного” слова с новаторством в области стихосложения. Этой поэзии присущи темная символика и тенденция к созданию новых “мифов”. Поэты У.Х. Оден, С. Спендер, С. Д.Льюис приблизили поэзию к живому разг. языку, отказавшись от элитаризма Элиота. В 30-е гг., составляя т. н. оксфордскую группу поэтов, они занимали радикальные политич. позиции, но перед 2-й мировой войной 1939—45 повернули вправо. В обновлении поэтич. языка и стихотворных форм участвовали также Ф. Л. Макнис, У. Эмпсон, Д. Томас. В период между мировыми войнами популярностью пользовались драмы Н. Коуарда, Дж. Барри, Дж. Б. Пристли. Однако ведущим жанром оставался роман, в к-ром

 

также возникло модернист, экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс романом “Улисс” (1922) положил начало лит-ре -“потока сознания”·, регистрирующей тончайшие нюансы внутр. жизни персонажей. Эту технику письма развивали Д. Ричардсон, В. Вулф. Тонкий психол. анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса. Колебаниями между модернизмом и реализмом отмечено творчество создателя “интеллектуального” романа О. Хаксли. Более последовательно придерживались реалистич. традиций яркий представитель лит-ры -^потерянного поколениям Р. Олдингтон, писатели А. Кронин, Пристли, отразившие совр. социальную жизнь страны. Яркую "картину быта горняков Юж. Уэльса создал Р. Луэллин. Мастер сатирич. гротеска И. Во с позиций католика и роялиста критиковал современность с ее бездушием и бездуховностью.

 

В 1930-е гг. возникла марксист, критика — Р. Фоке, К. Кодуэлл, в послевоен. годы развитая в работах А. Кеттла. Методология А. А. Ричардса и Ф. Р. Ливиса близка принципам -“новой критики*·. Значит. историко-лит. материал содержат труды У. Аллена и Д. Дайчеса. Вопросы социологии иск-ва разрабатывают литературоведы Р. Хоггарт, Р. Уильяме.

 

После окончания 2-й мировой войны появилось новое поколение романистов, отразивших жизнь бурж. общества после распада брит. колон, империи и утраты страной ее прежнего положения в мировой экономике и политике. В антиутопиях Дж. Оруэлла выразился пессимистич. взгляд на будущее, ужас перед возможностью победы тоталитаризма, к-рый тенденциозно отождествлялся писателем с социализмом. Экзистенциалист. мотивы характерны для У. Голдинга (“Свободное падение”), в целом мрачно оценивающего перспективы человечества (“Повелитель мух”). Хотя экзистенциализм и составляет основу мн. романов Айрис Мёрдок (“Под сетью”), ее творчество значительно шире доктрины: исполненное напряженных нравств. исканий и веры во внутр. ресурсы личности, противостоящей “хаосу”, оно вносит заметный вклад в реалистич. лит-ру. Широкий диапазон комич. средств (от иронии до гротеска), психологизм характерны для романов Э. Уилсона. Социальные и психол. мотивы определяют своеобразие прозы Дж. Кэри. В творчестве Г. Грина, условно делящего свои романы на “развлекательные” и “серьезные”, присутствуют элементы реалистич. гротеска (“Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой”). Социальная критика в его произв. сочетается с изощренным психологизмом и авантюрными мотивами. Хронику социальной и интеллектуальной жизни Великобритании воссоздал Ч. П. Сноу в серии романов “Чужие и братья”. Не ослабевают обличит, мотивы в прозе и драматургии Пристли. Разложение бурж. семьи — тема многочисл. романов Айви Комптон-Бернетт. Жизнь демократии, слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея, Г. Томаса. В 1950-х гг. возникла лит-ра -“рассерженных молодых людей”: К. Эмис (роман “Счастливчик Джим”), Дж. Уэйн (роман “Спеши вниз”), Дж. Брейн (“Путь наверх”). Сатирич. и обличит, мотивы у этих писателей выражают глубокое разочарование в социальных и духовных возможностях бурж. обществ, уклада, однако альтернативы ему “рассерженные” не видели. В дальнейшем их творч. пути разошлись. Яркими явлениями “рабочего” романа стали книги А. Силлитоу, С. Чаплина, С. Барстоу. Политич. мотивы пронизывают романы Дж. Олдриджа (“Дипломат”, “Прощай, Антиамерика”). Антиколон, темы питают творчество Б. Дейвидсона, Д. Стюарта, Н. Льюиса, в романе “Сицилийский специалист” разоблачившего мафию и ее связи с секретными службами США. Широко распространился в 60—70-х гг. науч.-фантастич. роман. А. Кларк, Дж. Уиндем, Дж. Г. Боллард раскрывают грандиозные перспективы, открывшиеся в свете совр. достижений науки и техники; вместе с тем в произв. научных фантастов как отражение деформации науч.-

 

технич. революции при капитализме нередки апокалипсические видения мировых катастроф. Своеобразное явление прозы на филос. и естеств.-науч. темы — произв. К. Уилсона. Интеллектуальную элиту осмеял М. Брэдбери (“Социолог”). Реальный социально-политич. смысл содержат гротескные романы и повести Мюриэл Спарк. Как проницательные романистыпсихологи зарекомендовали себя Сьюзн Хилл и Дж. Фаулс. Новое поколение писателей, вошедшее в лит-ру в 70-х гг., выдвинуло Маргарет Дрэбл, Ч. Дж. Митчелла, Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна (одного из “рассерженных молодых людей”) “Оглянись во гневе” положило начало оживлению англ. Драмы. Пьесы Осборна, Шийлы Дилэни, А. Уэскера, Р. Болта, ирландца Б. Биэна, X. Пинтера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона ставили ряд острых социальных проблем, возродив обществ, значение театра. В 60-е гг. появилось новое поколение драматургов (т. н. вторая волна) — Д. Мерсер, Т. Стоппард, Д. Стори и др., активно работающих и в 70-х гг. Новаторским духом проникнута поэзия Д. Томаса, Ф. Ларкина, Т. Хьюза. Популярен жанр детективного романа, классич. образцы к-рого в Англии создали У. У. Коллинз (“Женщина в белом”) и А. К. Доил (“Приключения Шерлока Холмса”). В лучших романах Э. Р. Г. Уоллеса, Дороти Сейерс, Агаты Кристи и Дж. Ле Kappe нашли отражение отрицат. стороны быта, накал политич. страстей. Характерное явление массовой лит-ры — “шпионские” романы И. Флеминга. Значит. обществ, резонанс имеет документ, лит-ра, к к-рой обращаются известные прозаики П. X. Джонсон, Фаулс и др. Традиции нац. культуры развивают дет. писатели Дж. Р. Толкьен, К. С. Льюис, Р. Адаме.

 

Крупнейшие периодич. изд.: лит. жури.-еженедельник “Times literary supplement”, ежемесячники -“London review of books”, “Books and bookmen”. Лит. разделы существуют во мн. газетах, в т. ч. в органе КП Великобритании “Morning star”. Общие вопросы политики и книгоиздат. дела находятся в компетенции Совета иск-в Великобритании, подчиненного правительств. Британскому совету. Совет иск-в Великобритании координирует действия региональных Совета иск-в Уэльса и Совета иск-в Шотландии. Крупнейшее творческое объединение англ. литераторов — нац. центр Пен-клуба. В Лондоне также находится центр междунар. Пен-клуба; ген. секретарь Исполкома (по традиции англичанин)—воен. историк и романист П. Элстоб (с 1979). Творч. организации образуются, как правило, по типу тред-юнионов — напр., поэтич. общество “Тайн-Сайд Поэте” (г. Ньюкасл), члены к-рого в осн. выходцы из рабочего класса.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия