Принципы отбора содержания и организации
Аксиология культуры Курс: 2 Форма обучения: очная Семестр: 3 Общее количество аудиторных часов – 36.
Цель дисциплины: подготовка бакалавров, обладающих знанием сущности и ценностных оснований культуры, владеющих теоретическими основами аксиологического анализа многообразных феноменов культуры и практическими навыками формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе педагогической деятельности. Задачи дисциплины: - формирование у студентов целостной системы знания о культуре и ценностях; - знакомство студентов с основами аксиологии и философско-методологического анализа сущности ценностей; - развитие у студентов навыка оперирования всеобщими категориями мышления и умения осуществлять критический анализ исходных понятий и принципов любых культурологических концепций; - формирование у студентов потребности в аксиологическом осмыслении многообразных типов и продуктов культуры; - обучение студентов методам практического применения аксиологического анализа в процессе изучения традиционных культур народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Содержание лекционного курса раскрывает сущность культуры как смыслополагающей деятельности. Основное внимание уделено анализу ценностей как смыслообразующего элемента культуры, исследованию особенностей ценностной регуляции и многообразных форм воплощения ценностей. В процессе практических занятий осуществляется формирование у студентов навыка оперирования философскими и аксиологическими категориями, умения понимать и самостоятельно формулировать аксиологические вопросы, осуществлять аксиологический анализ различных феноменов культуры.
Основное содержание дисциплины:
Тема 1. Философско-аксиологические аспекты сущности, происхождения и морфологии культуры – 4 +4 часов. Структура культурологического познания. Особенности эмпирического и теоретического исследования культуры. Место философии культуры и аксиологии в системе культурологического знания. Аксиологические исследования как выражение особенностей гуманитарного познания ХХ века. Теоретические истоки аксиологии: философия Канта и неокантианцев. Соотношение философско-методологического, аксиологического, культурологического и конкретно-научного уровней, методов и способов изучения культуры. Специфика философского и аксиологического анализа культуры. Основные проблемы и направления философского и аксиологического исследования культуры. Взаимосвязь проблем сущности, происхождения и морфологии культуры. Философско-методологический анализ содержания понятий «общество», «культура», «цивилизация». Культура как способ жизнедеятельности и процесс саморазвития человека. Культура как целостность процесса деятельности и совокупности продуктов культуры. Субъект культуры и уровни его организации: индивид, социальная группа, этнос, общество. Культура как смыслополагающая деятельность. Философские проблемы взаимоотношения природы и культуры. Антропогенез и культурогенез как объекты философского исследования. Проблема соотношения биологической «природы человека», культуры и цивилизации. Взаимосвязь проблем сохранения природы и сохранения культуры. Философско-методологические принципы анализа строения культуры. Проблема изучения процесса культуротворческой деятельности и специфика структурно-функционального анализа культуры. Цели, смыслы, ценности, нормы, идеалы, методы и средства как элементы культуротворческой деятельности. Понятие системообразующего фактора культуры. «Материальное» и «духовное» как основные категории философского анализа морфологии культуры. Диалектическая взаимосвязь материального и духовного в человеческой деятельности. Соотношение смысловой и вещной сторон продуктов культуры. Специфика материальных и духовных феноменов культуры. Проблемы взаимодействия материальной и духовной сфер культуры. Знаково-символическая сущность культуры. Понятие «язык культуры». Тема 2. Ценности как смыслообразующий элемент культуры – 6 +6 часов.
Философский анализ понятия «ценность». Критика натуралистических, социологических, культурантропологических и проч. частнонаучных подходов к пониманию сущности ценностей. Различие и взаимосвязь понятий «значимость», «оценка», «ценность». Философия ХХ века об уникальности человеческого бытия. Бытие и смысл. Социальность и культура как единство материального и духовного. Практика и целеполагание. Сущее и должное. Специфика духовной мотивации культуротворческой деятельности. Цели - смыслы - ценности. Культура как способ полагания смысла. Специфика ценностного отношения к миру.Проблема типологии ценностей. Истина, Добро и Красота как конечные цели-смыслы человеческой деятельности. Жизнь духа как рефлексия о смысле бытия. Духовная культура как способ создания ценностно-смыслового ресурса жизнедеятельности. Особенности ценностной регуляции человеческой деятельности. Различие между нормативной, методологической и ценностной регуляцией. Эмоционально-психологические особенности ценностной регуляции. Ценности, нормы, идеалы. Ценности и ценностные ориентации. Культурно-историческая и этническая специфика форм и способов реализации ценностной ориентации. Этнические константы и ценностные ориентации. Тема 3. Культура как процесс воплощения ценностей – 4 +4 часов.
Аксиологические аспекты развития культуры. Понятие «культурная традиция». Диалогический характер культуротворческой деятельности. Средства и способы кодирования, хранения и передачи ценностно-смыслового содержания культуры от поколения к поколению. Роль общения, совместной деятельности и знаково-символических средств в развитии культуры. Процессы опредмечивания и распредмечивания социокультурной информации в деятельности конкретного субъекта культуры. Проблема понимания языка культуры. Философско-аксиологический анализ основных противоречий в функционировании и развитии культуры: соотношение старого и нового, изменяющегося и инвариантного, уникального и повторяющегося, традиционного и инновационного, общего и особенного, необходимого и случайного, возможного и действительного, объективного и субъективного и т.д. Социокультурные условия превращения индивида в творца и носителя культуры. Развитие культуры как процесс саморазвития личности. Духовное развитие личности и формирование ценностных ориентаций. Бездуховность как неразвитость способности к смыслополаганию. Роль образования в формировании ценностных ориентаций личности. Ценностное содержание профессионализма. Проблема сущности и критериев прогресса в развитии культуры. Аксиологические критерии прогрессивного развития культуры. Тема 4. Ценностные основания диалога культур - 4 +4 часов. Философско-культурологические основания типологии культуры. Общее и особенное в способах жизнедеятельности человека различных типов культуры. Культура как процесс и результат воплощения различных ценностных ориентаций. Специфика форм воплощения Истины, Добра и Красоты в различных типах культуры: первобытной, античной, средневековой и др.; индивидуально-личностной и социально-групповой; этнической; религиозной и т.д. Аксиологический аспект единства и многообразия культурно-исторического процесса. Роль аксиологии как теории ценностей в осуществлении диалога между культурами. Причины и способы разрешения ценностных конфликтов. Формы текущей аттестации: Текущая аттестация осуществляется на основании выполнения заданий. Тема 1. Философско-аксиологические аспекты сущности,
|