ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИМЕН
Напомню, что вызов подпрограммы осуществляется простым упоминанием имени процедуры в операторе вызова процедуры или имени функции в выражении. В Delphi 32 функцию можно вызывать точно так же, как и процедуру, т. е. без использования возвращаемого ею значения. Как уже говорилось, любое имя в программе должно быть обязательно описано перед тем, как оно появится среди исполняемых операторов. Не делается исключения и в отношении подпрограмм: каждую свою процедуру и функцию программисту необходимо описать в разделе описаний. Описать подпрограмму - значит указать ее заголовок и тело. В заголовке объявляются имя подпрограммы и формальные параметры, если они есть. Для функции, кроме того, указывается тип возвращаемого ею результата. За заголовком следует тело подпрограммы, которое подобно программе состоит из раздела описаний и раздела исполняемых операторов. В разделе описаний подпрограммы могут встретиться описания подпрограмм низшего уровня, а в них - описания других подпрограмм и т. д. Вот какую иерархию описаний получим, например, для программы, структура которой изображена на рис. 8.1 (для простоты считается, что все подпрограммы представляют собой процедуры без параметров): Рис. 8.1. Пример структуры программы Procedure A; Procedure Al; Begin end {A1}; Procedure A2; Begin end {A2}; begin {A} end {A}; Procedure B; Procedure Bl; Begin end {Bl}; , Procedure B2; Procedure B21; И Т. Д. Подпрограмма любого уровня имеет обычно множество имен констант, переменных, типов и вложенных в нее подпрограмм низшего уровня. Считается, что все имена, описанные внутри подпрограммы, локализуются в ней, т. е. они как бы “невидимы” снаружи подпрограммы. Таким образом, со стороны операторов; использующих обращение к подпрограмме, она трактуется как “черный ящик”, в котором реализуется тот или иной алгоритм. Все детали этой реализации скрыты от глаз пользователя подпрограммы и потому недоступны ему. Например, в рассмотренном выше примере из основной программы можно обратиться к процедурам а и в, но нельзя вызвать ни одну из вложенных в них процедур a1, А2, В1 И Т. Д. Сказанное относится не только к именам самих подпрограмм, но и вообще к любым объявленным в них именам - типам, константам, переменным и меткам. Все имена в пределах подпрограммы, в которой они объявлены, должны быть уникальными и не могут совпадать с именем самой подпрограммы. При входе в подпрограмму низшего уровня становятся доступными не только объявленные в ней имена, но и сохраняется доступ ко всем именам верхнего уровня. Образно говоря, любая подпрограмма как бы окружена полупрозрачными стенками: снаружи подпрограммы мы не видим ее внутренности, но, попав в подпрограмму, можем наблюдать все, что делается снаружи. Так, например, из подпрограммы В21 мы можем вызвать подпрограмму а, использовать имена, объявленные в основной программе, в подпрограммах в и в2, и даже обратиться к ним. Любая подпрограмма может, наконец, вызвать саму себя - такой способ вызова называется рекурсией. Пусть имеем такое описание: var V1:...;
|