Строительные технологии эпохи неолита.
В эпоху неолита появляются мегалитические и свайные постройки. Мегалит - греческое слово, состоит из двух частей: мега - большой, и литос - камень. Они появляются в конце эпохи и связаны с развитием религиозных представлений, возникновением культа предков и природы, то есть с духовными потребностями общества. Грандиозные, простые по форме сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины, были выражением единства рода, его мощи. Это были четырёхугольные постройки из плит (дольмены, стоечно-балочная конструкция), вертикальные столбы, иногда украшенные рельефами (менгиры, к которым относятся и "каменные бабы" юга России), и столбы, расставленные вокруг жертвенного камня (кромлехи). Менгир — мегалитический монумент, одиночный камень, вертикально укрепленный в земле; его конкретное назначение до сих пор не выяснено, хотя часто связывается с религиозной практикой, например, с культом Солнца. Иногда менгиры образуют параллельные ряды или окружности, так называемые кромлехи. (Менгир Шан-Долан - крупнейший из менгиров в Бретани (Франция), Менгир Керлоас, Бретания, в дер. Родстон, Йоркшир, Англия) Самый известный кромлех (от кельтского crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие)) Стоунхедж (Великобритания) и относится ко II тысячелетию до н.э. Речь идет о колоссальном ансамбле расставленных по кругу камней, перекрытых каменными же балками, подковообразном в плане, с алтарем в центре. Все сооружение ориентировано на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, когда лучи его света заливают алтарь. Символическая связь со светилом, по-видимому, должна была выражать идею возрождения жизни благодаря теплу светила, порождающему жизнь. Каменные структуры расставлены в строгом порядке с соблюдением норм регулярности и симметрии. В то же время возникают новые представления о смерти и связанные с ними погребальные ритуалы, требующие сооружения настоящих гробниц, называемых дольменами - коллективных погребениях, над которыми вертикально укреплялись два монолита, перекрытые горизонтальной плитой и засыпанные землей. Эти грандиозные сооружения из камня приобретают со временем все более определенные очертания, превращаясь, наконец, в постройки, где входу в просторную погребальную камеру предшествует узкий, как правило, коридор, ведущий в просторное помещение, обычно круглой формы и перекрытое ложным сводом, получаемым путем сближения рядов кладки. Мегалитические сооружения — самые ранние архитектурные памятники прошлого, сохранившиеся на Западе. Они встречаются по всей Европе, древнейшие из них датируются серединой V тысячелетия до н.э., а период расцвета наступает для них в III тысячелетии до н.э., на рубеже эпохи бронзы. Билет 6. Открытия древних цивилизаций: письменность и колесо. Письменность появилась начале 3 тыс. до н.э. в Шумере. Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине 3‑го тыс. до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова — знаками в их слоговом значении. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. В 1 в. н. э. был выработан современный стиль написания иероглифов – кайшу. Общее число знаков Кит. пис. приблизительно 50 тыс. В современном китайском языке используется 4—7 тыс. иероглифов. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит. Следует отметить, что представителям восточной культуры присуща способность мыслить символически. Это послужило причиной распространения и закрепления иероглифической письменности во многих странах Азии. Предметное письмо Историки полагают, что издревле человек делился информацией со своими сородичами с помощью предметного письма. Самым простым его примером является палка, воткнутая в землю у дороги под определенным углом. По ней путник мог определить длину пути и узнать о наличии на нем различных препятствий или опасности. Вампумы – шнуры или пояса с нанизанными на них разноцветными раковинами – использовались североамериканскими индейскими племенами и некоторыми народами Африки. Комбинации цвет. ракушек составляют символические рисунки: красный топор на чёрном фоне - объявление войны, скрещённые тёмные руки на белом фоне - мирный договор. Часто встречается вампум с геометрическим орнаментом, который также имеет символическое значение. Узелковым письмом пользовались инки. Индейские «записки» выглядели как шерстяные или хлопчатобумажные веревочки, к которым привязывалось определенное количество разноцветных шнурков. На последние навязывались различные узлы, форма и количество которых являлись ключом к расшифровке послания. В течение 8-7 в.в. до н. э. появлялись различные алфавиты: греческий в Эгеиде, этрусский (прародитель латинского письма) в Центральной Италии и иберийский в Испании и Португалии. они позаимствованы из алфавита финикийцев. В середине XV века в Германии появились первые книги, которые печатались наборным способом. И уже в XVI столетии этот способ печати распространился по всему Старому Свету. С развитием торговли и коммерции грамота из привилегии знати превратилась в насущную необходимость. КОЛЕСО Древние колеса были найдены там, где человек уже освоил плавку металла - в Месопотамии, Средней Азии, Венгрии, донских и днепровских степях. Пока древние люди вели кочевой образ жизни, они весь свой нехитрый скарб носили с собой. А вот когда они осели на одном месте, тогда им и понадобилось колесо. Оседлый человек стал засевать поля, разводить скот, строить большие поселения, а потом и города; началась торговля камнем, лесом, зерном... При этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. Первоначально колесо представляло собой деревянный диск, насаженный и зафиксированный на оси клином. Изображения салазок с колесиками (зооо г. до н. э.) найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. К 2700 году до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Эти погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы. Во 2-м тысячелетии до н. э. конструкция его совершенствуется: появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее, в 1-м тысячелетии до н.э. кельтами для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод, который затем в транспортных машинах был заменен резиновыми шинами для амортизации. Изобретение колеса способствовало развитию ремёсел. Колесо было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке. В ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках, рудниках и т. п. применялись водяные колёса. 7. Математика Древнего мира: Пифагор и Евклид. Пифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н. э.) - философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др. Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен): «В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый, славную он за него жертву быками воздвиг». Историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет. Пифагору приписывают еще ряд важных в то время открытий, а именно: теорему о сумме внутренних углов треугольника; задачу о делении плоскости на правильные многоугольники (треугольники, квадраты и шестиугольники). Есть сведения, что Пифагор построил "космические" фигуры, т. е. пять правильных многогранников. Но вероятнее, что он знал только три простейших правильных многогранника: куб, четырехгранник, восьмигранник. Пифагор одним из первых считал, что Земля имеет форму шара и является центром Вселенной, что Солнце, Луна и планеты имеют собственное движение, отличное от суточного движения неподвижных звезд. Учение пифагорейцев о движении Земли Николай Коперник воспринял как предысторию своего гелиоцентрического учения. Недаром церковь объявила систему Коперника "ложным пифагорейским учением". Евклид (ок. 365 — 300 до н. э.) жил в Александрии и расцвет его деятельности – время Птолемея I Сотера. Известно Евклид был моложе учеников Платона (427—347 до н. э.), но старше Архимеда (ок. 287—212 до н. э.), так как, с одной стороны, был платоником и хорошо знал философию Платона (именно поэтому он закончил «Начала» изложением т. н. платоновых тел, т. е. пяти правильных многогранников), а с другой стороны — его имя упоминается в первом из двух писем Архимеда к Досифею «О шаре и цилиндре». С именем Евклида связывают становление александрийской математики (геометрической алгебры) как науки. Из дошедших до нас сочинений Евклида наиболее знамениты «Начала», состоящие из 15 книг. В 1-й книге формулируются исходные положения геометрии, а также содержатся основополагающие теоремы планиметрии, среди которых теорема о сумме углов треугольника и теорема Пифагора. Во 2-й книге излагаются основы геометрической алгебры. 3-я книга посвящена свойствам круга, его касательных и хорд. В 4-й книге рассматриваются правильные многоугольники, причем построение правильного пятнадцатиугольника принадлежит, видимо, самому Евклиду. Книга 5-я и 6-я посвящены теории отношений и ее применению к решению алгебраических задач. Книга 7-я, 8-я и 9-я посвящены теории целых и рациональных чисел, разработанной пифагорейцами не позднее 5 в. до н. э. Эти три книги написаны, по-видимому, на основе не дошедших до нас сочинений Архита. В книге 10-й рассматриваются квадратичные иррациональности и излагаются результаты, полученные Теэтетом. В книге 11-й рассматриваются основы стереометрии. В 12-й книге с помощью исчерпывания метода Евдокса доказываются теоремы, относящиеся к площади круга и объему шара, выводятся отношения объемов пирамид, конусов, призм и цилиндров. В основу 13-й книги легли результаты, полученные Теэтетом в области правильных многогранников. Книги 14-я и 15-я не принадлежат Евклиду, они были написаны позднее: 14-я — во 2 в. до н. э., а 15-я — в 6 в. Евклидово пространство является ареной физических явлений классической физики, основы которой были заложены Галилем и Ньютоном. пространство пустое, безграничное, изотропное, имеющее три измерения. Простейшим геометрическим объектом у Евклида является точка- неделимый атом пространства. Бесконечность пространства характеризуется: «От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию». «Ограниченную прямую можно непрерывно продолжить по прямой». «Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг». Учение о параллельных и знаменитый пятый постулат Евклида («В плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну и только одну прямую, параллельную данной») определяют свойства евклидова пространства и его геометрию.
|