Классическая рациональность
Соответствует классической науке (в дисциплинарном (наука XVII-XVIII вв.) и дисциплинарно организованном состоянии (конец XVIII – первая половина XIX). Внимание центрируется на объекте, стремление исключить субъект из теоретического описании и объяснении (как условие получения объективно-истинного знания о мире) (= трансцендентный субъект – идеал, модель; он наблюдает со стороны и никак не влияет на объект). Мировоззренческая установка и ценностная ориентация детерминируют цели и ценности науки, стратегию исследования и способ фрагментации мира. Однако, классическая наука не осмысливает этих детерминаций. Модели мира – малые системы с небольшим числом элементов; явления описываются линейными уравнениями; пространство и время мыслятся абсолютными. Ядро – детерминистическая механика (хотя на этапе дисциплинарно организованного состояния возникает идея развития (в биологии, геологии), то есть редукция к механике происходит не во всех областях; основной философской проблемой становится поиск путей единства науки, дифференциация и интеграция знания). Рабочая схема: субъект-средства-[объект] Неклассическая рациональность Соответствует неклассической науке (конец XIX- первая половина XX вв.). Учет связей между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности (выявление этих связей – условие объективно-истинного описания и объяснения мира). Связь между внутринаучными и социальными ценностями и целями определяет характер знаний, хотя по-прежнему эта связь не является предметом научной рефлексии. Объект – сложная система с саморегуляцией, большим числом элементов, уровневой организацией => иерархическая динамическая система, статистические закономерности. Принимается относительность истинности теории Ядро –??видимо, вероятностная концепция, релятивизм, квантовая теория?? Рабочая схема: субъект-[средства-объект] Постнеклассическая рациональность (конец XX – начало XXI вв.) Расширение поля рефлексии над деятельностью: соотнесение знаний об объекте и со средствами и операциями деятельности, и с ценностно-целевыми структурами. Внутринаучные цели осмысляются как связанные с вненаучными, социальными ценностями и целями. Картина мира реорганизуется под присутствие в мире человека => антропный принцип. Объект – сложная открытая саморазвивающаяся система, описываемая дифференциальными уравнениями; проводятся комплексные исследования с привлечением специалистов из разных областей; начинает формироваться целостная общенаучная картина мира. Ядро – эволюционно-синергетическая парадигма. Рабочая схема: [субъект-средства-объект] Каждый новый тип не отбрасывает предыдущий, а лишь ограничивает сферу его действия (ограничивает его применимость лишь к определенным типам проблем и задач) Динамические и вероятностные представления о причинности. Анализ онтологического статуса вероятности на примере принципа неопределенности в квантовой механике. Полемика Эйнштейна и Бора Причинность –центральный принцип идеи детерминизма,который состоит в том, что все явления и события в мире не произвольны, а подчиняются объективным закономерностям, существующим вне и независимо от их познания. Сущность причинности состоит производстве причиной следствия. Связь причины и следствия является необходимой, т.е: если есть причина и определенные условия, то неизбежно возникнет следствие. Причинность объективна – она есть присущее всем вещам внутреннее соотношение. Причинность. — это генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Однако характер этой связи может быть разным.
Квантовая механика, Принцип неопределенности Гейзенберга – ограничение на возможность одновременно абсолютно точного измерения многих сопряженных величин, входящих в физические законы. Невозможно одновременно точно измерить координату и скорость (или импульс) тела и тем самым однозначно предсказать его будущее состояние. Условия физического познания мира дают возможность описывать его адекватно только вероятностно. Квантовая механика - важный философский тезисы: 1. миром управляет вероятность, а не необходимость, а в основе вероятности неизбежно лежит множество случайных событий. 2. Для большинства объектов и систем невозможно их единственное непротиворечивое описание, поскольку многие из них обладают частично или полностью взаимоисключающими свойствами: например фотоны и электроны обладают и корпускулярными и волновыми свойствами. 3. физическая истина не только относительна, но и субъект-объектна, поскольку условия познания существенно влияют на результат познания и не могут быть элиминированы из последних в принципе, как это допускала классическая механика. Эйнштейн разрушил веру в абсолютный характер научного познания, в возможность абсолютно истинной научной картины мира, Бор - подорвал всеобщность и непререкаемость принципа господства в природе причинно-следственных законов, имеющих необходимый характер Однако сам Эйнштейн – придерживался причинно-следственных законов, но открытый Эйнштейном в 1905 г. дуализм волн-частиц был первым физическим примером дополнительности. Позже, когда почти все физики приняли вероятностную интерпретацию волновой функции, Эйнштейн отнесся к этому толкованию отрицательно. Их спор о физическом смысле квантовой механики и о справедливости соотношения неопределенностей продолжался много лет, начиная с 1927 г. Когда Эйнштейн почувствовал, что не может найти слабого места в логике квантовой механики, он заявил, что эта вполне последовательная точка зрения противоречит его физической интуиции и, по его убеждению, не может быть окончательным решением:“Господь Бог не играет в кости...”. В сущности, спор Бора с Эйнштейном был спором двух теорий познания — взгляда с однозначной детерминированностью (Э.), и более гибкой философии, вобравшей в себя новые факты квантовой физики XX в. и вооруженной принципом дополнительности (Б.). Принцип дополнительности (Бор) — для полного описания квантово механических явлений необходимо применять два взаимоисключающих («дополнительных») набора классических понятий, совокупность которых даёт исчерпывающую информацию об этих явлениях как о целостных.
|