Джордж Беркли (1684 - 1753) родился в Ирландии в английской дворянской семье. Беркли внимательно следил за развитием современых ему естественонаучных теорий, уже смолоду решил вступить в борьбу против основных результатов передовой философии, науки. Беркли объявляет ощущения (идеи) единственой воспринимаемой человеком реальностью. Он пытается доказать, будто наш ум не способен к абстракции. Общая абстрактная идея "протяжения", или "пространства", невозможна. Так же обстоит дело, с абстракцией материи. Доказательству этой мысли Беркли посвятил "Трактат о началах человеческого знания", главной целью которого была борьба против материализма, всех его проявлений в науке.
По Беркли, предпосылка понятия о материи, как, понятия о пространстве, состоит в допущении, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством различных ощущений, мы можем образовать отвлеченую идею об общем для них вещественом субстрате. Но это-де невозможно. У нас нет, не может быть чувственого восприятия материи, как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи, каждое из этих восприятий представляет собой сумму отдельных ощущений, или, по Беркли, идей. Таковы идеи цветов, запахов, звуков, температурных, осязательных ощущений, т. д. "Быть" всегда означает "быть в восприятии". Мы видим отдельные вещи, а неокрашеную материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю, т. д.
Учение это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает "идеи", "души". Идеи - это качества, даные в нашем субъективном восприятии. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершено пассивны, а души - активны. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию, будто они исчезают, когда прекращается восприятие.
Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один-единственый воспринимающий субъект.
Таким образом, начав с субъективного идеализма, пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога -делает шаг к объективному идеализму.
Английский философ, психолог, историк, экономист Давид Юм (1711 - 1776) был современиком Беркли. Он испытал его влияние, но отклонился от него в своих выводах. Беркли - воинствующий поборник идеализма, религии, Юм же скептик, агностик. На место точки зрения Беркли (внешний мир есть мое ощущение) Юм выдвигает свою точку зрения: он устраняет сам вопрос о том, есть ли что-либо за моими ощущениями.
Задачу знания Юм видел не в адекватном познании бытия, а в способности быть руководством для практической ориентировки. При этом единственым предметом достоверного знания, доказательства Юм считает объекты математики - количество, число; все другие объекты исследования относятся только к фактам связи, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта. Настаивая на опытном происхождении суждений о существовании, Юм самый опыт понимает идеалистически. Юм осмысливает опыт как процесс. Основными элементами опыта, по Юму, являются восприятия (перпеции), которые состоят из двух форм: впечатлений, идей. Впечатления - это такие перпеции, которые входят в сознание с наибольшей силой, неудержимостью, охватывают "все наши ощущения, аффекты, эмоции при первом их появлении в душе". Под идеями же подразумеваются "слабые образы этих впечатлений в мышлении, рассуждении" Иначе говоря, все впечатления сохраняются, перерабатываются в уме в идеи с помощью способностей памяти, воображения. Память сохраняет порядок последовательности идей, а воображение свободно перемещает их. Однако деятельность ума, по Юму, ничего нового не привносит в исходный материал. Вся творческая сила ума сводится лишь к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам внешними чувствами, опытом.
Не смотря на то, что дальнейшее развитие философского мышления вскрыло корни скептицизма Юма, весьма скоро привело к его преодолению, он сыграл, в частности в английской философской мысли, значительную роль.