Студопедия — Пифагорейцы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пифагорейцы






ПИФАГОРЕ́ЙЦЫ (греч. Pythagoreos) — члены религиозно-философского братства, основанного древнегреческим мыслителем Пифагором Самосским (556 г. до н. э. —?). О жизни философа известно крайне мало, и еще туманнее сведения о его философии, поскольку сам Пифагор ничего не писал и его идеи пересказывали ученики. Поэтому существуют как бы два Пифагора: один исторический, другой — легендарный, мистический, имеющий в истории религиозной мысли символическое значение. В настоящее время разделить учение Пифагора и достижения его последователей — пифагорейцев — не представляется возможным, но разработанная ими математическая теория гармонии имеет огромное значение для развития художественного творчества и, в частности, изобразительного искусства. Пифагор родился на о. Самос в восточной части Эгейского моря, близ побережья Малой Азии. Его отец был резчиком по камню. Имя "Пифагор" мистики производят от «Pythia Agoreuo" (греч., "Тот, о ком объявила Пифия"), в знак того, что появление великого мудреца было предсказано Пифией (греч. Pythia),дельфийским оракулом. В 538 г. до н. э. Пифагор покинул Самос и совершил путешествие в Египет,Финикию и Вавилон. Согласно легенде, когда персидский царь Камбис II в 525—524 г. до н. э. захватил Египет, Пифагор попал в плен, его увели в Вавилон, и там он прошел посвящение в эзотерические ученияхалдейских магов (исследователи обращают внимание на несоответствие даты пленения Пифагора его фактической биографии). В восточных мистических учениях Пифагора называют сыном Св. Духа (или Солнца-Аполлона), его имя зафиксировано в священной книге браминов в Индии, а события его жизни сопоставляют с историей Иисуса из Назарета1 (сравн. "Роза и Крест"). Известно, что Пифагор первым назвал себя философом ("любителем мудрости"). В то время это звучало много скромнее, чем распространенное "мудрец". После путешествий на Восток Пифагор покинул Самос и (не позднее 500 г. до н. э.) поселился в Кротоне (Южная Италия), позднее жил в Метапонте (на берегу Тарентского залива). После кончины учителя пифагорейцы около 450 г. до н. э. (вероятно, по политическим мотивам) вынуждены были переселиться в Тарент, Регий, а позднее — в города Эллады. Ученики не называли учителя по имени, только словом "мастер" (magos). Ученики проходили три степени инициации (посвящения): Математику, Теорию, Избранность. Главная идея пифагореизма — эзотерический монотеизм (скрытое единобожие). Путь познания единого Бога — изучение геометрии, музыки и астрономии. Все это Пифагор называл теоремой (греч. theorema — "рассмотрение", от theoreo — "смотреть, рассматривать, созерцать, оценивать"; не связано с theos — "Бог"). В мире, согласно учению Пифагора, изначально господствует порядок. Пифагор впервые назвал этот порядок космосом (греч. kosmos — "украшение"). В этом термине очевидно эстетическое отношение к идее Бога. По Пифагору,гармония есть состояние, предшествующее красоте. Добро, заложенное Творцом в мировом порядке, гармонично. Следовательно, зло представляет собой диссонанс, противоречащий природе, нарушающий красоту гармоничных от природы элементов. Красота есть гармония, проявляющая свою высшую, божественную природу в мире материальных форм. Одним из символов пифагорейского учения являются "самосские ветви" (лат. "samii rami"; название по родине Пифагора — о. Самос): греческая буква Υ (ипсилон), обе "ветви" которой симметричны, но одна идет вверх прямой (символ добра), а другая загибается вниз (символ зла). Познать гармонию можно через числа, на которых основан мир. В качествеаллегории сотворения мира пифагорейцы использовали миф о Загрее (Божественном Дионисе), растерзанном титанами (символ низших, злых, дисгармоничных сил). Загрея растерзали на семь частей. Эти части — хебдомада (греч. hebdomados — "седмерица") — проникли во все сферы мироздания. 7 — сокровенная основа Вселенной, это "девственное число", поскольку оно не рождается делением и не делится надвое (таковы же числа 5 и 9). Число 10, напротив, "рождает" другие. Число 7 появляется на свет средним арифметическим чисел 4 и 10 (4+10=14; 14:2=7). Пифагорейцы обозначали число 7 словомкайрос (греч. kairos — "судьба, удача"). Декада (число 10) и монада (число 1) символизируютсовершенство. Число 5 означает союз, брак, поскольку оно складывается из мужского (3) и женского, делимого (2) начал. Число у пифагорейцев есть принципиальная основа сущности вещей и, одновременно, основа их познания. Онтология и гносеология в пифагорейском учении неразделимы. Поэтому тезис Пифагора "Все есть число" следует понимать как утверждение идеального начала мира. Союз пифагорейцев с его строгим уставом, испытаниями и несколькими ступенями Посвящения был призван распространять учение о мировой гармонии в душе каждого человека. В этом состоит этическоезначение пифагореизма. Прекрасное произведение искусства, по утверждению Пифагора, отражает "гармонию небесных сфер". Личность мастера — демиурга — представляет собой инструментнепрерывного Творения, она является посредником между небом и землей. "Человек не завершен", и поэтому искусство как ремесло (греч. techne) также имеет этическое значение (сравн. антроподицея). Знаменитая теорема Пифагора была известна еще древним вавилонянам, но именно прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3:4:5 стал основой многих гармонических упражнений пифагорейцев (см. золотое сечение, или божественная пропорция). Работая с числами, пифагорейцы стали изображать их наглядно — количеством точек, связав, таким образом, количественные отношения с простымигеометрическими фигурами, что послужило началом науки пропорционирования. Пифагорейцы изображали "квадратные", "кубические", "треугольные" числа2. Многие воззрения пифагорейцев, их эстетическая теория близки орфизму. Символом эстетики пифагорейцев является пангармониум (греч. pan-harmonion — "сочетающийся со всем") — инструмент, обладающий всеми звуковыми тонами. На нем можно передавать звуки, существующие в природе, прежде всего "музыку сфер", которая существует, но люди ее не слышат, поскольку она звучит постоянно, а человеческий слух в обыденной, материальнойдействительности не настроен на гармонические отношения тонов. Согласно легенде, однажды, "пребывая в состоянии озабоченности и напряженного размышления", Пифагор, прогуливаясь возле кузницы, "прислушался к ударам молотков, кующих железо на наковальне и издающих попеременно друг за другом гармоничнейшие звуки... он различил в них созвучие... вбежал в кузницу и, проделав самые разнообразные опыты, установил, что различие звуков зависит от массы молотков"3. Затем Пифагор, придя домой, взял четыре струны одинаковой толщины и длины и, подвешивая к ним различный груз, ударяя по ним, нашел интервал (соответствующий различиям в весе гирь) в октаву (2:1). Полуторное отношение веса гирек дали интервалы кварты (4:3) и квинты (3:2). Двойные и полуторные отношения дали Пифагору гармонический ряд чисел: 6, 8, 9, 12. Струну с наибольшим грузом Пифагор назвал нэтой (греч. neiatos — "низшая"), т. е. последней по положению рук музыканта, но дающей высокий тон, с наименьшим грузом — гипатой (греч. hypate — "высшая"), по положению рук музыканта, но дающая самый низкий тон, а струну со средним по весу грузом он назвал месой (греч. mesa — "средняя"). Еще одну — парамесой (греч. paramesa — "ближайшая к средней"). Усовершенствовав свой инструмент натягиванием струн с помощью колок, Пифагор назвал его хордотон (греч. chordetones — "струнонатягиватель") (см. т. 8, рис. 127, 128). Другой пифагорейский инструмент с одной струной — монохо́рд (от греч. monos — "один" и chorde — "струна"). Однако, вероятнее всего, для пифагорейцев этот прибор был экспериментальным подтверждением гармонии чисел (см. пропорционирование). Изображения монохорда (в вольной интерпретации) часто встречаются в позднейших трактатах (см. т. 3, рис. 22). Согласно учению Пифагора, расстояния между планетами соотносятся как целые числа 2:3:4:9:12. Древнегреческий философ знал, что Земля круглая и вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, но эта тайна не раскрывалась непосвященным, поэтому интервалы монохорда трактовали как деления пути между центром Земли и сферой неподвижных звезд. Интервалы, найденные Пифагором, соответствуют ладам античной музыки и пропорциям древнегреческих архитектурных ордеров: дорического (2:1), ионического (3:2), коринфского(4:3). Нетрудно заметить, что в этих отношениях присутствуют числа "священного египетского треугольника", т. е. отношения, заложенные в пропорциях многих памятников архитектуры древности (3:4:5). К найденным интервалам Пифагор прибавил гармонический тетрахорд (четырехструнник; 9:8) и вывел идеальную пропорцию: 12:9=8:6. В геометрических построениях (зримом выражении числовых отношений) пифагорейцы пользовались тетрактисом (греч. tetraktis — "четверик") — фигурой, образованной числами 1, 2, 3, 4. Их сумма равна 10 (архетипу Вселенной, "завершенности всех вещей"). Тетрактис пифагорейцы считали главным символом связи трех миров: принципов, разума и количеств (рис. 317). Второй символ пифагорейцев — пентаграмма (пятиугольная звезда; см. т. 3, рис. 632) — получается соединением точек тетрактиса. Семь главных точек этой фигуры трактовали в качестве символов семи творящих духов (см. Элохим). Три угловые точки — невидимая причинная Вселенная; центральная точка — седьмой день Творения (рис. 318). Правильные многоугольники составляют (в мистической геометрии пифагорейцев) куб и другие тела, названные позднее "телами Платона" (см.симметрия). Разработанная пифагорейцами система "зримых чисел", связь количественных отношений и простых геометрических фигур, симметрии и ритма имела огромное значение для развития теориигармонии и, в частности, искусства пропорционирования в архитектуре. Найденные пифагорейцами закономерности геометрической гармонии легли в основу классицистической эстетики.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 207. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия