ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Разнообразие культур — очевидный исторический факт. Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринимались многими философами и учеными. Однако общепризнанной историко-культурологической теории до сих пор нет. Идея общественного прогресса и регресса. В старину, особенно в древнюю эпоху, условия общественной жизни изменялись медленно. Поэтому история представлялась людям в виде калейдоскопа повторяющихся событий. Однако уже в глубокой древности родилось представление о том, что с течением времени происходят какие-то перемены в жизни общества. Был поставлен вопрос в лучшую или худшую сторону? Согласно древнегреческому поэту Гесиоду, жизнь людей и сами люди постепенно деградируют, становятся все хуже и хуже. Идеализация прошлого и пессимистический взгляд в будущее — очень характерно для эпохи распада родовых отношений и возникновения неравенства. Это настроение отразилось также в иудейском, а затем и христианском учении об утраченном рае и грядущем Страшном суде и конце света. Недовольство существующими порядками и впоследствии заставляло людей сожалеть о прошлой, по их мнению, более счастливой жизни. Возвратиться от пороков цивилизации назад к «золотому» веку призывал в XVIII веке Руссо. Этот призыв актуален и сегодня. Противоположное понимание истории человечества связано с идеей прогресса, утверждающей, что с ходом истории условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. С XVII-XVIII веков, в эпоху формирования индустриального общества и быстрого развития науки и техники, философы-просветители пытались осмыслить историю как путь совершенствования общества на основе развития культуры. Они были уверены, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и феодализма приведет к созданию нового, рационального общественного устройства — «царства разума». «Золотой век» человечества рисовался не в прошлом, а в будущем. Идея прогресса стала одной из самых популярных в общественной мысли XVIII-XIX веков. Предполагалось, что существуют единые законы истории, которые определяют последовательность этапов этого продвижения, так что все народы, хотя и с разной скоростью, движутся по одному и тому же историческому пути, т.е. проходят в принципе одинаковые стадии общественного развития, и развитие культуры везде протекает по одним и тем же законам.
|