Высшая идея блага.
19. Проблема человеческого существования в философии экзистенциализма. Родоначальник европейского экзистенциализма - СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1815-1855) Основная работа «Или или», которая стала манифестом экзистенциализма. Основные идеи Кьеркегора: 1.Рассматривает наличное, экзистенциальное бытие со всеми его драмами, тайнами, противоречиями (а не сущность, как ранее).2.Наличное бытие не поддается описанию посредством понятий. Оно поддаются только языку искусства. Основные проблемы и основные идеи экзист.: 1) Центральная проблема – проблема человека. Человек рассматривается как живой индивид, с его страданиями, мыслями, эмоциями. 2) Философия экзистенциализма - попытка понять жизнь во всей ее полноте. Основные характеристики человеческого существования: безнадежность, тревога, страх, отчаяние, абсурдность и т.п. 3) Выступает против научного анализа человека, попытки понять его существование рациональным путем. 4). Проблема жизни и смерти, конечности человеческого существования. Учение о пограничной ситуации. 5. Проблема смысла жизни. 6. Проблема выбора и ответственности за выбор. И другие. Основные результаты: С 15 по 20 век человек прошел путь: от почти не знающей границ уверенности в своих силах, духовной мощи, в своих познавательных способностях. до чувства бессмысленности существования, личной бесполезности, неопред-ти, неувер-ти, поглотившей его будущее. Экзистенциальные настроения становятся характерной чертой ХХ века. 20.Современная европейская религиозная философия(неотомизм, неопротистантизм). Религиозная философия –продолжение классической философии в наше время. Наиболее известное религиозное течение в современной философии – неотомизм (Н) – течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского. Получил статус официальной философской доктрины Ватикана в 1879 г (католицизма). Н взял на вооружение идею Аквинского о гармонии веры и разума, по их мнению в современном мире нет почвы для конфликта науки и религии. Если этот конфликт был, то только в Средневковье. Н отрицает правомерность разделения философии на 2 направления: материализм и идеализм. Они называют себя реалистами, т.к. признают наличие внешнего мира, но с оговоркой, что этот мир является частью более широкого бытия, где решающее место занимает Бог. Н различает 2 источника познания: естественный (наука) и божественное откровение (религия). Эти два источника не противоречат друг другу, т.к. человека создал Бог. Божественный разум – самый верный и надежный источник абсолютной истины. Он носит всеобъемлющий и вездесущий характер, а человеческий разум все-таки ограничен, он – малая доля божественного разума. Опираясь на свой разум человек многое познал в природе, обществе, но при этом возгордился, решил, что может создать рай на Земле, опираясь на науку и технику. Первоначально все шло так, как планировал чел.: росло вещественное богатство, были сделаны важнейшие научные открытия, но при этом в 20 веке обнаружилось, что все завоевания человеческого разума привели к тому, что человек стал рабом вещей, рабом своей социальной роли. Жизнь ч-ка регламентирована, принадлежность к соц роли диктует поведение ч-ка. Ч-к служит вещам и должности, и потому несчастен. Из этого существует только один выход: вернуться к Богу, к вере. Неотомисты выступают за диалог церкви и общества, ставят перед собой задачу внедрения высших нравственных ценностей в культуру. Представители Н: Жильсон, Маритен (Франция), Месснер (Австрия), Бохеньский (Швейцария), Войтыл (папа Иоанн Павел II в Польше, самый любимый папа, посетил почти все страны). 21.Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания. Герменевтика (перевод с греческого, дословно –объяснение, изложение, толкование). Традиционно этим термином обозначают искусство толкования текстов. Герменевтика применяется там, где смысл как бы скрыт от субъекта познания, его надо расшифровать, понять, истолковать. Основные принципы герменевтики были разработаны еще в древнегреческой философии. Древние греки понимали герменевтику как искусство толкования, понимания и интерпретации литературных произведений для выявления в них скрытого смысла. Особое значение герменевтика приобрела в средние века. Христианские философы и теологи под герменевтикой понимали искусство толкования Библии, и задачу герменевтики усматривали в том, чтобы правильно усвоить смысл Библии. Они исходили из того, что истина уже известна (она высказана полностью и до конца Иисусом Христом), и единственная задача человека – постижение этой истины. То есть задача познания не в том, чтобы открыть что-то новое, а в том, чтобы правильно понять (истолковать) уже сказанное. Поэтому в средние века герменевтика заменяла собой и науку, и философию: все работы средневековых философов (эти работы назывались «суммы») являются толкованием Библии. Но уже в 17 веке познание начинает все больше опираться на научные методы (наблюдения, эксперименты, математический метод), а не на герменевтику. Место герменевтики как средства отыскания истины занимает научное познание (естествознание). Герменевтика уходит в область гуманитарных наук, прежде всего, в сферу искусства, с чем связывают ее новое рождение. Герменевтическое познание в искусстве сводится к следующему: пониманию подлежит не только текст сказанного или написанного тем или иным автором, но и сам творец-художник. То есть поставить себя на место автора, отождествить себя с автором и понять автора и его произведение даже лучше, чем понимал сам автор. Таким образом, герменевтика становится способом постижения не только художественного произведения, но и человека (автора) и всей человеческой реальности. Наиболее известным представителем современной герменевтики является немецкий философ ХХ века Ганс-Георг Гадамер (1900-2002) которого считают основателем философской герменевтики. Его главная работа – «Истинна и метод», где он изложил основы философской герменевтики. В этой работе Гадамер:1. суммирует достижения своих предшественников (Шлейермахера, Дильтея, Хайдеггера); 2.определяет предмет герменевтики, трактуя его очень широко: это и тексты, и искусство, и история. 3. рассматривает герменевтику как универсальный метод познания тех областей, где наука бессильна. Задачу и роль герменевтики видит в том, что она открывает те истины, которые сопротивляются научным подходам и методам.Работа Гадамера дала новый импульс для исследований в этой области. Сегодня герменевтику рассматривают как методологию гуманитарного познания, как познание и самопознание человека, его места в мире, его истории, культуры. вывод. Адекватное понимание различных текстов и их интерпретация - одна из труднейших задач, которая стоит перед читателем-интерпретатором. Поэтому к герменевтике целесообразно прибегать в том случае, когда мы имеем дело с действительно сложными, запутанными текстами. 22.Методологические программы исследования языка и структуры в структурализме. Структурализм - научно-философское течение, возникшее в начале ХХ века. Наибольшее распространение получил в 60-е годы ХХ века во Франции. Представители: К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Р. Барт, У. Эко и др. Структурализм сложился вначале (задолго до появления философского структурализма) как метод научного познания под названием «структурный анализ». Впервые его применил к исследованию языка швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (конец 19 века). Сущность структурализма заключается в следующем. Все явления, доступные чувственному восприятию, рассматриваются как внешнее проявление внутренних, глубинных, скрытых структур, представляющих собой устойчивый скелет объекта. Поэтому для полного и глубокого понимания исследуемого объекта необходимо выделить и описать его структуру. Поэтому структурализм сделал структуры центральным объектом исследования. В процессе структурного анализа системы содержание ее элементов не исследуется, а только отношения между этими элементами. Кроме того, структурный анализ предполагает отвлечение от изменения системы (любая система рассматривается как статичная). Структурализм стал применяться в ряде гуманитарных наук – литературоведении, искусствоведении, лингвистике, психологии, и др. – для анализа структуры языка, структуры текстов, структуры психики (в качестве примера вспомните психоанализ) и т.п. Такой подход позволил получить важные научные результаты в этих областях знания. Широкое распространение структурных методов в различных сферах гуманитарного знания вызвало интерес к структурализму и у философов. Как направление в философии структурализм возник в первой половине ХХ века (представителе перечислены в начале текста). Целью философского структурализма стала выработка единой универсальной структуралистической методологии исследования. В результате структурный метод был перенесен на анализ культуры в целом, всех ее феноменов: искусства, религии, науки, политики, экономики и т.п. При этом анализ всего разнообразия культурных феноменов происходит через анализ языка. Важным достижением структурализма явилось представление об однородности и иерархии систем, с которыми связано человеческое бытие. Например, исследуя мифологическое сознание, Леви-Стросс обнаружил, что в мифах разных народов, которые никогда не общались друг с другом, существуют общие структуры (например, запрет на инцест и др.). Одни и те же мифологические образы и структуры воспроизводились с буквальной точностью в разных регионах мира. Объяснение этого факта он нашел в том, что логические структуры мифологического сознания являются своеобразным воспроизведением фундаментальных противоречий в жизни первобытного общества, которое на всех континентах проходит одни и те же стадии развития.
23. Философия постмодернизма: основные идеи. Постмодернизм стал выражением глубокого разочарования в итогах всего предшествующего развития общества, утраты веры человека в гуманизм, разум и прогресс, то есть во все прежние идеалы и ценности. Постмодернизм – это отказ от мечты о светлом будущем, когда не только светлое, но и просто будущее становится проблематичным, а основной целью для человечества становится проблема выживания. Постмодерный человек как бы утратил почву под ногами, оказался в невесомости, в сомнамбулическом состоянии. Он склонен жить одним днем, не задумываясь о завтрашнем дне, тем более о далеком будущем. Главным стимулом для него является финансовый и профессиональный успех. Ради этого он способен поступиться любыми принципами. Наиболее последовательными постмодернистами стали философы ХХ века Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, М.Фуко и другие. Основные черты и особенности философии постмодернизма: 1. Философия постмодернизма отдаляется от науки и сближается с искусством. 2.Постмодернисты не рассматривает мир как целое, мир у них распадается на множество фрагментов. 3. Для философии постмодернизма характерно отсутствие единой концепции, единой системы философствования, и наличие хаотического множества различных подходов, концепций. При этом философия постмодернизма не предполагает возможность какого-либо соглашения между этими концепциями: каждая философская концепция имеет право на существование и ни одна из них не может иметь приоритета над другой. 4. Для философии постмодернизма характерно резкое разочарование в рационализме, его идеалах и ценностях. Отрицается возможность достоверного и объективного знания и решительно отвергается идея, что истина может быть познана разумом, наукой. Поэтому одной из характерных черт постмодернизма является антирационализм. 5. Теоретиками постмодернизма позитивно воспринимается утрата ценностных ориентиров. Более того, «вечные ценности» трактуются ими как тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. Любое подобие порядка, считают они, нуждается в немедленной деконструкции путем изменения базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. 6.Постмодернизм – философия переходной эпохи. Поэтому более ощутим его вклад в разрушение старых ценностей, а не в созидание новых. 24. Основные проблемы русской философии. Фил. мысль России формировалась под влиянием общемировой философии, однако специфика русской ф. во многом складывалась под влияние культурных процессов, происходящих на Руси. Становление фил мысли в Древней Руси относится к 10-12 вв. – времени глубоких соц-полит и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением письменности и принятием христианства на Руси. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии. В 17 в. на смену господствующим направлениям фил мысли византийского типа приходит западноевропейская схоластика (Иоаникий и Сафроний Лихуды). В 18 в. как философское течение оформился материализм (Ломоносов, Радищев, фил взгляды которых формировались под влиянием идей европейского Просвещения). Ломоносов являлся первым мыслителем России мирового уровня. Он разграничил роль религии и науки в жизни общества. Радищев систематически разрабатывал проблему человека. У истоков оригинальной русской философии 19 в. стоит Чаадаев при создании своей философской системы руководствовался идеей единства религии и философии. Своеобразным направлением в рус ф явились воззрения славянофилов (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин). В центре их внимания – судьба России и ее роль в истор процессе. Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения, монархия – как идеальная форма социума. Большое влияние на идейное развитие России конца 19-20 вв. оказал Достоевский, который положил начало религиозно-философскому движению. Согласно Достоевскому, в основе всякой социальности всегда лежит нравственное самосовершенствование ч-ка. Писателя-философа прежде всего интересовала антропология. У Льва Толстого была идея создания новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, дающей блаженство на земле. Виднейшим пропагандистом и теоретиком марксизма был Георгий Плеханов и Владимир Ленин. Николай Бердяев известен как «критический марксист». Целью мыслителя становится еще неясный образ религиозной философии, призванной отразить целостно и универсально человеческий опыт. Особого внимания в его концепции заслуживает термин «объективация» - утеря свободы духа человеком. 25. Белорусская философ. общ-полит. мысль 11-начало 21в. Статус и содержательная специфика белорусской философии (БФ) определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: 1. отсутствие в истории самостоятельной нац формы государственности (территориально бел земли входили в состав ВКЛ, РП, Рос Империи). 2. ситуация пограничья Запада и Востока 3. невозможность соотнесения философских текстов с нац языком. Поэтому понятие БФ отражает не столько нац, сколько географическо-территориальную специфику философствования. Ее зарождение связано с образо
|