Современное изобразительное искусство Беларуси.Направления развития современного искусства Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму. Среди направлений этого времени - Вашингтонская школа, Концептуальное искусство, Минимализм, Наративное искусство, Нео-Дада, Оп-арт, Перформанс, Поп-арт, Реализм Нуво, Хеппенинг, Компьютерное искусство, Живопись жестких контуров. Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. Концептуальное искусство – наиболее радикальное из направлений. Его основоположник Дж. Кошут считает, что «ХХ столетие вступает в период, который может быть назван концом философии и началом искусства». Цель искусства – не зафиксировать какой-то объект, а передать его смысл, «сущность». Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — Апт-арт, Граффити, Демосцена, Масс-cюрреализм, Неогеометрический концептуализм, Неоконцептуализм, Нео-поп, Новые дикие, Свободная фигуративность. Апт-арт (Appropriation Art) – выставка художников на квартирах. Направление «Демосцена» развивалось благодаря развитию компьютерных технологий. Это своего рода слияние программирования и творчества. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников. Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века. 21 век принес нам Искусство взаимоотношений, Софт-арт, Стрит-арт, Суперплоскость, Фанизм, Ви-Джей. «Искусство взаимоотношений» подразумевает вовлечение зрителя в произведение, инсталляцию. Именно только с участием зрителя оно становится законченным. Некоторые представители этого направления даже экспериментируют с восприятием человеком пространства. «Ви-Джей» в творческий процесс вовлекает заранее подготовленные видеокадры, сюжеты, и создают своеобразный микс с визуальными и музыкальными эффектами. Хай-тек (высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие). Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Современное искусство Беларуси Современному искусству присуще многообразие визуальных экспериментов. На этом фоне белорусское искусство смотрится достаточно традиционно. Искусству Беларуси последних пятнадцати-двадцати лет свойственно разнообразие и философское обобщение художественных образов. Значительно активизировалась выставочная деятельность. Своеобразной чертой последних десятилетий стала сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не внешнего мира. Широко используется фотографика, коллаж, смешанные техники, с конца 1990-х годов применяются средства компьютерной графики. Станковая живопись Беларуси последних десятилетий отличается возрождением интереса к живописи подчеркнуто колористического качества. Практически исчезают большеформатные сюжетно-тематические картины, столь характерные для советского искусства. Интерес вызывает оригинальность пластического языка, полнота эстетического воздействия. На смену искусству темы пришло искусство метафоры и концепции. Для белорусской скульптуры характерно как сохранение традиций академического мастерства, так и эксперименты с новыми материалами и технологиями. Белорусское искусство все еще страдает от длительной изоляции. В стране не проводятся крупные международные выставки современного искусства.
|