Студопедия — Творчество И. Репина.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творчество И. Репина.






С творчеством Репина связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, Репин достоин занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. О Льве Толстом кто-то сказал однажды:

"Толстой - это целый мир".

С тем же правом мы можем сказать и о Репине - картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Это и масштабные многофигурные композиции, такие как Арест пропагандиста, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Крестный ход в Курской губернии, Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея.

Это и остросоциальные произведения в духе заветов Общества передвижных художников во главе с другом Репина Иваном Крамским: Бурлаки на Волге, Отказ от исповеди, Протодиакон, Не ждали. Это и религиозные картины: Тайная вечеря, Искушение Христа, Христос в Гефсиманском саду, Моление о чаше. Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилось с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством - таковы легендарные Портрет композитора Мусоргского, Портрет писателя Писемского, Портрет Льва Толстого, Портрет Пелагеи Стрепетовой, Портрет Мясоедова, Мужичок из робких, Портрет Леонида Андреева и др. И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то, все же, по своему колоссальному таланту Репин достоин занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе.

 

Число же всевозможных психологических конфликтов и человеческих взаимоотношений, затронутых художником в своих картинах, вообще, не поддается учету. Подлинный гражданский пафос (хотя, временами, и не глубокий), демократизм, выражающийся не только в знании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство (правда, с некоторыми оговорками), правдивость и жизненность характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности - вот залог непреходящей ценности искусства Репина.

Рады представить вам лучший и наиболее серьезный интернет-ресурс, посвященный жизни и творчеству большого мастера. На нашем сайте вы можете ознакомиться с более чем двумястами основными произведениями художниками - как широкоизвестными картинами, так и малоизвестными этюдами, портретами и рисунками карандашом. Увидеть их можно в разделах "Живопись" и "Графика". В разделе "Биография" вы прочтете подробную биографию Ильи Репина и историю создания его главных шедевров. Отдельные материалы посвящены нескольким самым известным произведениям Репина - "Иван Грозный", "Запорожцы", и пр.

Также отдельный рассказ о дружбе Ильи Репина с писателем Львом Толстым. "Воспоминания" - огромный раздел, где почти на ста страницах опубликованы уникальные материалы, написанные друзьями, учениками и просто знакомыми Репина. Крайне интересный раздел для знатоков и ценителей. Нельзя обойти стороной и "Пенаты" - усадьбу, в которой Репин прожил последние тридцать лето своей жизни - отдельный рассказ о "Пенатах". Глава "Репин и ТПХВ" рассматривает не всегда простые отношения художника с самой значительной художественной организацией

России последней трети XIX века. "Письма Репина" - неплохая подборка избранных, наиболее интересных писем художника. "Статьи Репина", "Публикации", "Хронология" и "Арт критика" дополнят панорамную картину миров Репина. В специальном "Фото разделе" вашему вниманию предлагается уникальная подборка редких прижизненных фотографий Репина. Особенно интересны фотографии, запечатлевшие художника вместе с писателем Львом Толстым, певцом Федором Шаляпиным, кровавым писателем Максом Горьким, а также своими коллегами по цеху - Серовым, Коровиным, Суриковым... Все ваши впечатления, замечания и пожелания вы можете оставить в "Гостевой книге" нашего сайта. Надеемся, что знакомство с ним, равно как и с произведениями самого художника, доставит вам много приятных минут и даже часов.

Несколько вводных замечаний по биографии Репина. Репин родился в селе Чугуеве Харьковской губернии. Первоначальные навыки живописного ремесла получил у местных украинских иконописцев. Формирование Репина как художника происходило под влиянием т.н. передовой демократической эстетики и критики.

Особое (и далеко не всегда положительное) влияние на него оказали основатель Товарищества Передвижных Выставок И.Н.Крамской и знаменитый искусствовед, несчастный «таран русской критики» В.В.Стасов. В становлении и развитии Репина последний сыграл особенно негативную роль, сбив художника с пути чистого искусства на скользкий и непонятый для Репина путь идей и узких догм и трагических заблуждений.

Произведением, сразу показавшим грандиозный талант молодого Репина и выдвинувшим его в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ). Картина пробуждала не только сострадание к угнетенному рабским трудом народу, но и веру в его силы, способность к борьбе против угнетения. «Бурлаков на Волге» можно смело отнести одновременно к жанровой и исторической живописи. Репин показал пример того, как остросоциальный сюжет может стать предметом большой картины. Жанровая картина, каждый из героев которой наделен индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как политическую силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.

 

В 1871 г. за картину Воскрешение дочери Иаира художник получил большую золотую медаль. В качестве пенсионера Репин побывал в Италии и Франции (1873-1876), откуда, однако не вынес ничего нового и светлого, что тогда творилось в европейской живописи (мы имеем ввиду импрессионистов и барбизонцев). Это странное невнимание к передовым идеям современного искусства, а также безвольное увлечение идеями Стасова, еще немало навредит Репину в будущем. Опомнится он тогда, когда уже будет поздно, когда талант его станет безвозвратно угасать (конец 19 - начало 20 века).

По возвращении в Россию в 1876 г. начинается период высшего расцвета его творчества. Репин выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей.

Таковы «Протодьякон» (1877) и Горбун (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось редкое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Характеристики привилегированной части толпы - помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения.

Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. В знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), которая доставила художнику много мук, показана бездуховность совершаемого ритуала, превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества. Толпе противопоставлено порывистое движение самозабвенно религиозного калеки. В цикле работ, посвященных революционному движению народников, выделяется картина «Не ждали» (1884-1888).

Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Репину всегда были интересны крайние эмоциональные переживания человека: горе, радость, удивление. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891) посвящена смеху. Друзья Репина были восхищены картиной. Ее ощущение создано новой, по сравнению с другими репинскими композициями, организацией пространства.

Вслед за В.Г.Перовым и И.Н.Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах - писателя Л.Н.Толстого, композитора М.П.Мусоргского, писателя Л.Н.Андреева, А.Ф.Писемского, художника В.И.Сурикова, композитора А.Г.Рубинштейна, писателя Н.В.Гоголя, ученого Д.И.Менделеева Репин достигает потрясающей жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» - повадкой, осанкой, темпераментом - портретируемого лица.

Одна из главных тем жанровых полотен Репина - типичные моменты жизни русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 1880 - 1892; «Отказ от исповеди», 1879 - 1885 и «Не ждали», 1884 - 888, все в ГТГ). В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие - изумления, недоверия, радости - безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Герой картины, отрекшись от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение.

Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной напряженности. Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878- 1891, ГРМ) - иная мысль, связанная с поисками жизнеутверждающего идеала, героических характеров, олицетворения образа России.

В 1890-х годах Репин переживал творческий кризис, вызванный угасанием таланта, и временно порвал с передвижниками. Стал ратовать за «чистое» искусство, отказываясь при этом от принципов идейности в живописи. К концу 1890-х гг. Репин вернулся на прежние позиции, так и не найдя себя на том поприще, в котором уже сияли своими талантами Серов, Врубель и Коровин. В поздний период при отдельных удачах художник уже не создал картин, равных произведениям 1870-1880-х годов.

Лучшие работы этого периода - это графические портреты, модели которых - обычные люди с ярко выраженным творческим артистическим началом ("Э. Дузе", 1891). Впечатляют остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету под названием «Торжественное заседание Государственного Совета...» (выполнен совместно с его учениками, художниками Б.М.Кустодиевым и И.С.Куликовым в 1901-1903).

Последний высокий взлет репинского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901 - 1903, ГРМ), выполнив серию этюдов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой.

Великолепные картины Репина известны своим одухотворенным началом, превосходным ощущением жизни, ярким отображением натуры со всеми ее стихийными чувствами и предрассудками.

Картины: Барышни среди стада коров, Берег реки. 1876, Березы. Солнечный день, Благословение детей. 1890-е,Блондинка. 1898, Богоматерь с младенцем. 1896, Бородатый крестьянин. 1879, Букет цветов. 1878, Везущая лошадь. 1892, Возвращение с войны. 1877,Воскрешение дочери Иаира 1. 1871

Великолепные картины Репина известны своим одухотворенным началом, превосходным ощущением жизни, ярким отображением натуры со всеми ее стихийными чувствами и предрассудками. Возможно, для кого-то линии и формы этого русского художника покажутся сложными. Однако именно это необыкновенное проникновение в каждый сюжет своей новой работы привело мастера к безграничной славе и популярности.

Сегодня многие не видят русскую живопись без глубоких и шедевральных полотен знаменитого художника. Более того, картины Репина стали уникальной исторической ценностью, ведь во многих произведениях он брал за основу происходящие в этот момент наиболее острые проблемы и события. Но особой гордости заслуживают психологические портреты мастера. Он всегда писал их быстро, смело, буквально на одном дыхании, кропотливо работая при этом над каждым оттенком, линией, композицией картины. К примеру, известно своим длительным созданием знаменитое полотно «Не ждали». Художник тщательно прорабатывал каждый штрих глубокого образа ссыльного революционера, старался максимально ярко передать несломленный дух борца за счастье своего народа, его силу и крепость характера.

Казалось бы, много незначительных деталей, но в каждой из них автор старается передать проникновенный философский и исторический смысл. Можно с уверенностью сказать, что Илья Репин использовал сложный художественный язык. Однако в его многообразии цветов, сюжетов и форм они выглядели насыщенно и близко по духу своему зрителю. Каждый мог найти для себя особенно точный стиль и стройный букет образов. Декоративно-праздничные этюды, напряженно-взволнованные портреты, скромные холсты и масштабные эпические полотна – все это ярко отобразило внутренний мир великого русского художника, который с каждым своим произведением все больше вдохновлял зрителей.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 125. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия