Профессионального образования в БеларусиКомпоненты системы музыкального воспитания и профессионального музыкального образования в Беларуси: участники (учащиеся и педагоги), учреждения и организации, органы управления, учебно-методические и регламентирующие документы. Структура системы музыкального воспитания и образования: учреждения музыкального воспитания, охватывающие все возрастные периоды жизни человека; учреждения профессионального музыкального образования. Характеристика учреждений музыкального воспитания: семейное окружение, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, музыкальные кружки и студии, любительские музыкальные коллективы в учреждения культуры, учебных заведениях, на предприятиях. Характеристика и принципы функционирования системы профессионального музыкального образования: многоступенчатость, преемственность, плановый характер развития. Ступени и уровни профессионального музыкального образования в Беларуси: начальное, среднее специальное, высшее, поствысшее. Тема 8. Зарубежные системы музыкального воспитания и образования ХХ века Современные тенденции развития музыкального воспитания и образования за рубежом: использование народной музыки для построения учебного процесса, внедрение доступных методов овладения музыкальной грамотой, применение технических средств обучения, отсутствие единых учебных планов и программ, применение групповых форм обучения игре на музыкальных инструментах. Общая характеристика систем музыкального воспитания З. Кодая и К. Орфа. Пособие по музыкальному воспитанию К. Орфа «Шульверк» («Музыка для детей»). Принципы музыкального воспитания К. Орфа. Содержание начального музыкального воспитания по К. Орфу. Деятельность З. Кодая по созданию венгерской системы музыкального воспитания детей. Принципы музыкального воспитания З. Кодая. Методы музыкального воспитания З. Кодая. Создание учебного пособия «333 упражнения в чтении с листа». Музыкальное воспитание в болгарских школах. Применение метода Б. Тричкова «столбица» для обучения нотной грамоте. Импровизация, хоровое пение и игра на музыкальных инструментах как основные виды деятельности учащихся на уроках музыки. Музыкальное воспитание в Японии. Активное самовыражение и творческое проявление детей в музыке как цель музыкального воспитания в японских школах. Система музыкального воспитания в США. Оркестры, хоры, ансамбли, концерты для школьников как основные формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию. Использование технических средств обучения и электронной музыки как путь развития творческих способностей учащихся на уроках музыки в Великобритании.
Раздел 3. Музыкальная дидактика Тема 9. Цели и задачи музыкального обучения Социальная обусловленность цели музыкального обучения и документы ее регламентирующие (закон «Об образовании» в Республике Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»). Формирование музыкальной культуры личности как элемента ее духовной культуры – общая цель музыкального обучения на современном этапе развития общества. Художественно-эстетическое обоснование цели. Музыка как специфическая форма художественного отражения жизни, мыслей и чувств людей. Структура музыкальной культуры общества: музыкальные ценности; все виды деятельности по их созданию, воспроизведению, трансляции, восприятию, использованию; все субъекты этих видов деятельности. Личность как субъект музыкальной культуры общества. Компоненты музыкальной культуры личности: нравственно-эстетические чувства, вкусы, убеждения, потребности; музыкальные знания, умения, навыки; музыкально-творческие способности. Условия реализации цели музыкального обучения. Иерархия целей музыкального обучения. Задачи музыкального обучения как пути реализации его цели: образовательные, воспитательные, развивающие.
|