Студопедия — Понятие цивилизации. Цивилизационные модели социальной динамики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие цивилизации. Цивилизационные модели социальной динамики






Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в., возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа).

Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделить три подхода к пониманию понятия «цивилизация»:

· локально-исторический,

· историко-стадиальный,

· всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько существует их в настоящее время. Н. Данилевский выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или культурно-исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропейский (фаустовский).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиологических критериев выделяют различные типы цивилизаций. Но все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. В современной литературе, например, рассматриваются такие типы, как «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современная»; «эволюционная и инновационная» цивилизации.

Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер). «доиндустриальная цивилизация» - это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.

«Индустриальная цивилизация» - общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» - общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.

 

 

50 Понятие техники и технологии. Социальные последствия

научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

 

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ - — осн. понятия совр. философии техники и историко-материалистического анализа механизма общественно-экономического развития. Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике в первом смысле связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее с бэконианской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей (Кондорсе), была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия. Преувеличение детерминирующей роли техники приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму, а с др.— к технократической идеологии, согласно к-рой лица и группы, создающие технику, владеющие ею и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами над др. категориями и социальными группами людей, но и в состоянии свести управление общественными процессами к управлению техникой. Пионером технократической идеологии, развивающейся в рамках утопического социализма, был Сен-Симон. Технические артефакты реализуют две функции: 1) изменения вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда; 2) изменения совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс техники изменяют предметную область производительной деятельности человека и вместе с тем трансформируют структуру производства и трудовой активности. Техника в этом смысле выступает посредником между человеком и природой и является важнейшим звеном во взаимодействии человека с окружающей средой. Как конструктивное, так и деструктивное влияние техники на окружающую среду зависит от обеих этих функций и от социальных систем, в к-рых они реализуются. Более широким понятием является технология. Различают традиционную и совр. технологии. В традиционном смысле технология охватывает набор и последовательность операций, выполняемых с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе. В совр. смысле, осознание к-рого начинается с середины 20 в., и особенно в 70-е гг., технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с др. технологиями. Совр. технология развивается не изолированно, а как сумма или суперсистема отдельных технологий. Так, информационная технология (ИТ) занимает стержневое место в этой системе. Чем выше уровень совр. технологии, тем большую роль в ней играет ИТ (примером могут служить биотехнология, генная инженерия, технология новых материалов, телематика и т. п.). Системно-иерархический характер совр. технологий делает их аккумулятором и генератором ряда гносеогенных и социогенных процессов. Специфической чертой совр. высоких технологий является уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капиталоемкости. В этом смысле они выступают как центральный механизм и гл. индикатор научно-технического прогресса.

 

 

50.Глобализация как предмет социально-философского анализа.

Глобализация как предмет социально-философского анализа.
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность. Небывалые события мировой цивилизации, поворот современного социального развития, осмысление трагических реалий природного и социального бытия резко актуализируют поиск творческой мысли в направлении разработки методологии принятия решений и стратегий выбора. Мировой опыт убеждает нас в том, что выход из экономического, политического и других кризисов невозможен вне системной стратегии действий по созданию цивилизационных основ нового сообщества. В основе новой цивилизации должны лежать идеи диалога с миром, природой и другими субъектами, идеи осознания самоценности человеческого существования и ответственности за принимаемые социальные решения.
В современном смысле термин «глобализация» возник в середине 1980-х годов. Появление этого термина связывают с именем американского исследователя Т. Левитта, который в статье «Глобализация рынков», опубликованной в журнале «Гарвард бизнес ревью» в 1983 году, обозначил «феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями». Слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality), т.е. переход к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы. Таким образом, глобализация означает аннулирование расстояний, погружение в транснациональные формы жизни. Следуя определению Э. Гидденса, глобализация погружается «в деятельность и (со) существование, которые не признают расстояний (внешне отделенных друг от друга миров, национальных государств, религий, регионов и континентов).
Несмотря на многозначность самого понятия глобализации и наличие множества различных трактовок данного феномена, оттеняющих разные стороны и аспекты этого процесса, можно выделить несколько направлений социально-философских исследований глобализации. В частности, в современной научной литературе отмечается наличие следующих подходов:
1. культурологический, который рассматривает глобализацию в широком цивилизационном аспекте;
2. экономический, который трактует глобализацию в контексте развития мировых рынков товаров, услуг, капитала и труда;
3. экологический, который связывает глобализацию с ухудшением экологической ситуации на планете;
4. комплексный, который рассматривает глобализацию в политическом, информационном, а также в контексте борьбы с международной преступностью и мировой бедностью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы глобализации являются неоспоримым фактом, меняющим лицо современного мира. Они открывают новые перспективы, но в то же время таят серьезные опасности.

 

 

51.Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

 

Из "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы": "Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006–2015 годах является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств".
Задачи на 2011–2015 годы:
"дальнейшее совершенствование структуры экономики за счет ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоемких, ресурсосберегающих, экспортоориентированных и импортозамещающих, экологически чистых производств;

расширение рынков сбыта в странах дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных организаций, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства.

В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития на прогнозируемый период определены следующие приоритеты, которые, с одной стороны, развивают на более высоком качественном уровне главные направления развития предыдущего периода, а с другой – включают новые приоритеты, обеспечивающие переход на инновационный путь развития, формирование нового постиндустриального информационного общества. К ним отнесены:

всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг;

инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе дальнейшего развития аграрного сектора и агрогородков;

развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

комплексное развитие территорий, малых и средних городов с учетом сохранения и улучшения окружающей среды;

совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик."

Проблемы: значительный объем импорта сырья; недостаточный уровень инвестиций (прежде всего иностранных и частных); недостаточные темпы модернизации; износ основных производственных фондов; неэффективность сельского хозяй­ства; убыточность значительной части промышленных предприя­тий; высокая инфляция; низкий уровень оплаты труда

 

 

52.Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

 

Термин «культура» (лат. Cultura — возделывание, воспитание, образование) 18 в., хотя к феномену культуры обращались эллины, древние китайцы (жень) и индусы (дхарма).
Эволюция термина: возделывание земли, воспитание человека, все искусственно созданное. Культура представала как процесс развития человеческого разума и разумнх формжизни, противостоящих дикости и варварству первобытного человечества; развитие человеческой духовности, обеспечивающее прогресс человечества (немецкий классический идеализм и романтизм).
Следующая линия философского анализа культуры связана с исследованием культуры в различных типах общества (риккерт, Кассирер, Данилевский, Сорокин, Тойнби, Шпенглер).
Расширение спектра изучения культуры в конце 19 – нач. 20 вв. связано с развитием культурной антропологии (Тайлор, Боас), социальной антропологии и структурного функционализма (Малиновский, Мертон, Парсонс), структурной анторпологии и структурализма (Фуко, Барт), неофрейдизма, постмодернизма и т.д.
Основные подходы к осмыслению понятия культуры
- деятельностный подход — культура как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, социальный ген жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека.
- аксиологический подход — выделение мира ценностей в бытии человека: материальные и духовные ценности, сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека; в контексте философии культуры аксиология изучает механизмы порождения и культурно-исторические тенденции динамики ценностей.
- семиотический подход к культуре — способность культуры выступать в качестве механизма передачи опыта через определенный социокод, передача закрепленной знаками совокупности деятельностных схем, которые обеспечивают социальное наследование, которые передаются не по биологическим программам, а в процессе обучения. Воспитания, трудовой деятельности. Московско-тартуская (Лотман, Успенский) и французская (Тодоров, Барт) школы.
- социологический подход — культура как социальный институт, определяющий нормы поведения людей
- гуманитарный — духовно-нравственные аспекты совершенствования людей
- психоаналитический — ориентирован на изучение оснований индивиуального и коллективного культуротворчества, роль бессознательных импульсов в поведении людей
- постструктуралистский — осмысление культурной деятельности и нтерпретации текстов культуры на основе критического пересмотра теории и практики структурно-семиотических исследований— ТЕКСТ, концепция диалога Бахтина, интертекстуальность — принципиально не ограниченный континуум знаковой деятельности
- игровая парадигма — актуализация игрового компонента — хейзинги «homo ludens». Любая инновация в культуре первоначально возникает как игра смыслами и значениями.
Культура — это своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, самому себе и другим людям.
В современной науке огромное значение приобретает аксиологический и гуманитарный подходы
Функции културы: информационная (культурный текст, семиотика, культура как носитель социально значимой информации), коммуникативная (средство воспроизведения, создания и хранения различных культурных программ), аксиологическая — выработка и трансляция набора ценностей


 

53.Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения к миру.

 

Мораль (лат. moralis - нравственный, mores - обычаи, нравы, поведение) - специфический способ нормативной регуляции пове­дения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармониза­ции интересов индивида и общества. Требования, правила и оцен­ки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обес­печить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с дру­гом и с интересами общества в целом. В качестве синонима понятия морали часто употребляется по­нятие нравственности. Между феноменами, зафиксированными в содержании данных понятий, существует внутренняя связь: мо­ральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем необходимо учитывать, что под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-дол­жного). Понятие нравственности включает совокупность реаль­ных практических норм поведения человека в конкретных жиз­ненных ситуациях (сфера сущего). Мораль - сложное системное образование. Ее основные струк­турные элементы - моральные нормы («не лги», «не прелюбодей­ствуй», «почитай старших» и т. п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-пси­хологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Основатель эстетики как науки - немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял эстетическое как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.

Эстетическое отношение человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры».

Эта способность к эстетическому освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве. Искусство - эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления - «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, - способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания, обладающей познавательной способностью.

 

54.Религия как форма духовного освоения реальности.

 

Религия как форма духовного освоения реальности.
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Мировая история не знает ни одного народа, у которого не было бы религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях объясняет эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческих позиций, принятых в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено к эмоционально-чувственной сфере человека.
В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Энгельс рассматривал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством обожествления базовых социальных связей. З. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией. У.Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.
Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические.
Структура религии включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.
Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, интегрирующая







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 199. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия