Студопедия — Коммуникативные качества речи эмоционального воздействия.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коммуникативные качества речи эмоционального воздействия.






Выразительность. Краткость речи должна сочетаться с ее глубоким содержанием, чему содействуют эмоциональность и экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Экспрессивность (выразительность) выступления оратора зависит от самостоятельности его мышления, от его интереса к тому, о чем говорит; от умения контролировать свою речь; от сознательного намерения говорить выразительно. Выразительная речь вызывает интерес у судей и присутствующих в зале суда граждан, поддерживает интерес к предмету разговора. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства. Это различные изобразительно-выразительные средства. Самобытность. Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, часто употребляемые в речи и надоевшие слова и выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. В юридической речи часты штампы представляют собой неправильные, ошибочные соединения слов: в первом штампе лишним является беспричинно(надо: из хулиганских побуждений);во втором лишнее - ногами(надо: пинать); в третьем нарушены нормы управления (надо: назначить слушание дела);в четвертом тоже нарушены нормы управления (правильно: производство дела прекратить). Штампом может стать целая фраза, а также этикетные юридические стандарты, повторяемые оратором в каждом процессе, например: Теперь я перейду к личности подсудимого; теперь я перейду к квалификации преступления и т.д. Богатство. Это максимальное использование разнообразных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информации. Если в речи не повторяются одни и те же языковые средства (слова, словосочетания и однотипные синтаксические конструкции), если в ней большой словарный запас, активный состав моделей словосочетаний и предложений,

такую речь называют богатой, или разнообразной. Выразительность речи зависит от того, насколько активно мышление оратора, в какой мере сильны и ярки его эмоции, в какой степени владеет он богатством языка.

 

10. Соотношение понятий красноречие и судебное красноречие. Красноречие - это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений. Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального закона и предполагает оценочно-правовой характер речи. Судебное ораторское искусство можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей. Судебное ораторское искусство связано с требованием логичности, убедительности. Доказательность - важнейшая черта

рассуждений в судоговорении. Все положения в речи должны быть обоснованы, аргументированы. «Выяснить, доказать и убедить - вот три взаимосвязанные функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия», - отмечал один из исследователей судебной речи.

 

11.Судебное красноречие в древней Греции. Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично. Распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах. Горгий представлял софистское направление в ораторском искусстве. Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Популярным логографом был Лисий, выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Его знаменитая речь против Эратосфена направлена против одного из «30 тиранов». Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ, ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному. Знаменитым греческим оратором был Демосфен, который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах. Все его речи отражают его настойчивый характер. Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений.

 

12.Судебное красноречие в Древнем Риме. Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший. Когда Катон выступал обвинителем в суде, он всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки явлениям. Любой его противник оказывался побежденным. Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства. Судебная речь делилась обыкновенно на пять частей: 1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение. Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон, который блестяще показал себя во многих процессах по уголовным и гражданским делам. В те же годы был еще один знаменитый адвокат - Гай Скрибоний Куриондед. Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Ясность речей достигалась тем, что оратор умело выделял главные пункты, анализировал и оспаривал доводы противной стороны и в конце представлял новые, бесспорные аргументы. Главная сила речей Цицерона - в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить.

 

13.Судебное красноречие в Европейских государствах. Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. Растет авторитет римского права. Появляются сочинения, посвященные теории судебного красноречия, например «Диалог об ораторах» Луазеля. Авторы теоретических работ требуют от судебного оратора прежде всего глубокого знания дела. В XVII в. были известны такие мастера судебного слова, как Леместр, Патрю, де Саси, Жербье, Кошен, де Молеонь. Но большего расцвета судебное ораторское искусство достигло здесь в XIX в., его представляли настоящие мастера судебной речи: Жюль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Шэ д'Эст Анж, Лабори, Кремье, Морнар. Их речи отличает ясность изложения, изящество формы. Речи легко читаются и воспринимаются, так как мысли в них выражены точно, доказательства приведены последовательно. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз. Эти качества в одинаковой мере свойственны большинству речей названных ораторов.

 

14-15.Судебное Красноречие В Дореволюционной России и Р. Империи. Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в., после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры. Выдающимся, самым ярким государственным обвинителем XIX в. был А.Ф. Кони. Судебные речи талантливых русских юристов А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, П.А. Александрова, Н.И. Холева, С.А. Андреевского, В.И. Жуковского, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринова, А.В. Лохвицкого, Н.В. Муравьева, М.Ф. Громницкого, В.М. Пржевальского, П.Н. Обнинского, А.М. Бобрищева-Пушкина с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства. Безусловно, все ораторы различны по своим характеристикам: от страстного, эмоционального борца за истину до спокойного, бесстрастного исследователя фактов.Но объединяло их прежде всего уважение к своей профессии, широкая образованность, правовая и общая эрудиция, богатство и глубина мыслей, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова, что делало их речи убедительными. Русские судебные ораторы XIX в., которых характеризовала высокая гражданственность, нередко раскрывали в судебных речах противоречия общественного строя, довольно часто приводившие к совершению преступлений. Показательны в этом плане речи Ф.Н. Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, по делу люторических крестьян, по делу игуменьи Митрофаньи; речь П.А. Александрова по делу Веры Засулич; речи.

16. Судоговорение в Советский и Постсоветский Периоды. Искусство обвинительной речи в 20-30-е годы XX столетия было представлено в деятельности Н.В. Крыленко, который известен как прокурор РСФСР, а затем и СССР. В качестве государственного обвинителя он выступал на всех крупных политических процессах, а также на некоторых процессах, важных по своему общественному значению или посвященных борьбе с экономической разрухой. В развитии искусства обвинительной речи заметную роль сыграл Р.А. Руденко. Высокая общая и правовая культура, глубокие знания, принципиальность характеризовали оратора. Его обвинительные речи содержали всестороннюю аргументацию, убедительность, строгую логику изложения, глубокий психологический анализ. В.И. Царев - прокурор Владимирской области, теоретик судебной речи. Выступления его в суде всегда отличались глубиной мысли, аргументированностью, хорошей формой изложения, образностью языка. Большим достоинством их является широкое использование художественных образов. Одним из известных отечественных адвокатов был И.Д. Брауде. Для речей И.Д. Брауде характерны доказательность, убедительность, логичность и мастерское владение словом. Ленинградский адвокат Я.С. Киселев был выдающимся судебным оратором, большим мастером судебной речи и слова. Его речи отличаются логичностью, очень тонким, умелым анализом обстоятельств дела и доказательств, глубоким психологическим анализом и прекрасным языком.

17. Судебная речь. Судебная речь - это речь официальная и узкопрофессиональная, произносимая только в суде и только теми участниками судебного разбирательства, которым предоставлено право выступления в прениях. Основными из них являются прокурор (государственный обвинитель) и адвокат (защитник), истец или его представитель, ответчик по гражданскому иску. судебная речь бывает следующих разновидностей:

· речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь);

· речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции (защитительная речь и речи адвокатов-представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика);

· речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь);

· речь потерпевшего и его представителя;

· речи гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в пределах гражданского иска по уголовным делам);

· речи гражданского истца и ответчика, их представителей по гражданским делам;

· речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции;

· речи прокурора и адвоката по уголовным и гражданским делам в суде второй инстанции;

· речи общественных обвинителей и общественных защитников по уголовным делам;

· речи представителей общественных организаций и трудовых коллективов по гражданским делам;

· реплика как особый вид судебной речи.

Общая цель судебной речи может быть определена как оказание воздействия на судей, склонение их к определенной, высказываемой в речи позиции. Судебная речь носит побуждающий к действию (принятию решения) характер. Произносимые в открытом судебном споре (состязании), в полемике судебные речи позволяют выявить спорные, противоречивые факты, помогают суду получить всесторонний анализ обстоятельств дела, активизируют мыслительную деятельность самих судей, направляя её в определенное русло.

Значение судебной речи велико. Выступление с речью - одно из процессуальных прав широкого круга участников судебного разбирательства, ограничение которого судебной практикой рассматривается как ограничение права на судебную защиту.

Судебная речь выступает важным средством правовой пропаганды, способствует повышению уровня правовой грамотности граждан, воспитывает уважение к закону, правам и свободам личности. Судебная речь является одновременно и диалогом, и монологом.

18.Правовые основы выступления с судебной речью. В назначенное время председательствующий открывает судебное заседание. Объявив дело, подлежащее рассмотрению, председательствующий выясняет, кто из участников процесса явился в суд, и удаляет свидетелей из зала до того времени, когда они будут вызваны для допроса. Далее устанавливается личность подсудимого, объявляется состав суда, сообщается о том, кто является обвинителем, защитником, другими участниками процесса, выясняется, нет ли отводов и ходатайств. В обязанности суда входит разъяснение каждому участнику процесса их процессуальных прав и обязанностей.По окончании подготовительной стадии председательствующий объявляет о начале судебного следствия. Судебное следствие. Начинается судебное следствие с оглашения обвинительного заключения и выяснения отношения к нему подсудимого. Далее суд определяет порядок исследования доказательств. Осмотр вещественных доказательств, осмотр местности и помещения, оглашение документов часто относятся на конец судебного следствия, хотя нередко они могут оказаться более эффективными в ходе допроса подсудимого, потерпевшего, свидетеля.При проведении допросов суд подчас дает возможность сначала дать показания в виде свободного рассказа, а затем судом задаются вопросы. Если кто-либо из участников процесса пожелает задать вопрос, то он должен обратиться за разрешением к суду. Давая показания, участники процесса не могут зачитать заранее приготовленный текст. Однако в тех случаях, когда показания относятся к каким-либо цифровым или другим данным, которые трудно удержать в памяти (пояснения к схемам, чертежам, технические характеристики механизмов, изделий и т.п.), разрешается пользоваться письменными заметками. Заметки после этого должны быть предъявлены суду по его требованию. После того как проведены все судебные действия и исследованы все доказательства, суд выясняет, нет ли у участников процесса ходатайств о дополнении следствия, и, если таковых не было либо после их рассмотрения, председательствующий объявляет судебное следствие законченным. Судебные прения подводят итоги судебного следствия. В судебных прениях участвуют государственный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, потерпевший или его представитель, защитник или подсудимый (если защитник в судебном заседании не участвует).Сначала выступают представители обвинительной стороны. Прокурор в своей речи обычно раскрывает общественную опасность деяния, вред, им нанесенный, основываясь на представленных в суде доказательствах. Обязательно прокурор обосновывает квалификацию совершенного деяния, предлагает меру наказания, дает оценку личности подсудимого.Затем свою точку зрения по делу высказывают представители защиты. Речь защитника касается тех же вопросов, которые были предметом внимания прокурора, но он излагает их под углом зрения подсудимого. Часто защитник концентрирует внимание суда на недоказанности преступления, изменении его квалификации, на смягчающих обстоятельствах и, наконец, на необходимости назначить подзащитному минимальную меру наказания.

После произнесения речей все участники судебных прений могут выступить еще один раз с репликой, т.е. с возражением на какое-либо заявление определенного участника судебных прений. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.

Последнее слово предоставляется подсудимому. Заслушав последнее слово подсудимого, суд удаляется на совещание для вынесения приговора, о чем и объявляется всем присутствующим в зале. Вынесение приговора. Приговор провозглашается от имени государства и обязателен для всех. Он вступает в силу спустя семь дней после его вынесения или после рассмотрения вышестоящим судом жалобы (протеста), поданной в этот срок. Суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор при наличии соответствующих условий.

Приговор выслушивается всеми стоя. Огласив приговор, председательствующий обязан разъяснить подсудимому порядок и сроки его обжалования.

 

20. судебный оратор. Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами.Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator - от orare - говорить, излагать). Первое его значение - «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.У слова оратор есть еще второе значение: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор - это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал.

 

19. Стиль судебной речи - система речевых средств, используемых в юриспруденции;

 

На важность, практическую значимость вопроса о соотнесенности судебной речи с функциональными стилями литературного языка указывает тот факт, что юристы неоднократно делали попытки соотнести речь судебного оратора с тем или иным функциональным стилем. Р. Экземпляров, например, приходит к выводу о том, что в наше время судебные прения больше походят на деловое, профессиональное обсуждение [256]. В.И. Царев выражает мнение, что в суде следует говорить языком закона [241]. З.В. Макарова считает, что современная судебная речь носит ярко выраженный разговорный характер.

Филологи рассматривают судебную речь как сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства различных функциональных стилей… от научного и публицистического до разговорно-просторечного[31]. Д.Х. Баранник, М.М. Михайлов выделяют судебную разновидность публицистического стиля[32].

Для того чтобы составить собственное мнение, рассмотрим функции судебной речи, проанализируем языковые средства, используемые в ней.

Понятие функционального стиля

Функциональный стиль - это разновидность языка, используемая в определенной сфере общественной деятельности и характеризующаяся совокупностью лексических, фразеологических, грамматических и отчасти фонетических признаков. Каждый стиль выполняет соответствующую функцию

 

Монологическая речь участников судебных прений осуществляется в правовой сфере и обслуживает официально-деловые отношения между органами правосудия и подсудимым, определяет одностороннюю позицию органов надзора, государства по конкретному делу. Важная общественная функция судебной речи позволяет говорить о ее соотнесенности с официально-деловым стилем. Но мы уже отмечали, что основное назначение судебной речи - оценить действия, доказать правильность позиции оратора, воздействовать на формирование убеждения судей. Значит, судебная речь - это относительно законченное выступление по поводу правовой оценки определенного деяния. Поддерживая государственное обвинение, прокурор выступает как борец с преступностью. Речь адвоката исполнена чувства гуманности и снисхождения, но, защищая права подсудимого, адвокат выражает отрицательное отношение к совершенному его подзащитным преступлению. Таким образом, судебная речь будит мысль, заставляет думать, служит важным средством воздействия.

Формирование у слушателей определенного мировоззрения, убеждения - функция публицистического стиля. Публицистический стиль характеризуется многоплановостью, открытостью темы, он включает в себя черты всех функциональных стилей: официально-делового, научного, разговорного, художественной речи.

Для того чтобы убедить судей, необходима система доказательств, логичность, а это уже признаки научного стиля.

Существен в судебной речи и психологический момент в таких композиционных частях, как «Сведения о личности подсудимого» и «Причины, способствовавшие совершению преступления», где оратор анализирует различные жизненные ситуации. А психологический анализ чаще всего выражается не в отвлеченных рассуждениях, а в картинном воспроизведении, в детальном изображении действий. Заданная самим назначением речи экспрессивность сближает ее в названных композиционных частях с художественной речью.

21. Судебная Этика. Нравственные основы деятельности по осуществлению правосудия изучает наука, именуемая судебной этикой. Этика Речевого Поведения Оратора. Процессуальной роли прокурора и адвоката в судебном процессе должно соответствовать и их речевое поведение, которое определяется официальной обстановкой общения, официальным характером взаимоотношений общающихся. Обстановка Официальной Вежливости. Выступающему в судебных прениях важно отбирать те речевые средства, которые являются наиболее уместными в данной обстановке общения. Нравственный долг судебного оратора - обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и делать свое слово лишь слугою глубокого убеждения». Официальность речевой ситуации в судебном процессе требует обращения на Вы. Неэтично, если судья или прокурор обращается к подсудимому на ты. Прокурору при поддержании государственного обвинения важно быть сдержанным в словах, выводы его должны быть обдуманными и справедливыми, в отношении к подсудимому не может быть фамильярности, оскорблений, насмешек. Юмор В Судебных Прениях. Юмор – это добродушно-насмешливое отношение к кому-либо, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде. Использовать юмор следует крайне осторожно. Он должен быть строго мотивированным и не должен нарушать такое качество судебной речи, как уместность. На суде, где рассматриваются человеческие драмы, а нередко и трагедии, юмор, как правило, неуместен. Уважение к «Живому Человеку». Особо соблюдать этику речевого поведения и проявлять внутреннюю дисциплинированность в выборе языковых средств нужно в выступлениях по делам, связанным со ст. 131 УК РФ, а также с установлением отцовства и др. Отрицательная характеристика подсудимого (потерпевшего) должна быть корректной, сдержанной, обоснованной. Все факты, фамилии потерпевших, подсудимых, свидетелей нужно называть точно. Уважительное отношение к процессуальному противнику также находит выражение в языковых средствах. Нарушает этику речевого поведения употребление иноязычных слов, незнакомых подсудимому и присутствующим в зале суда, так как они затрудняют понимание информации. А судебная речь должна быть от начала до конца понятна слушателям!

22.Этикет Судебного Оратора. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет участников судебных прений совпадает с общими требованиями вежливости и проявляется в уважении к суду, к процессуальному оппоненту, к истцу, ответчику, потерпевшему, свидетелю, подсудимому. Правила Вежливости Для Прокурора. Нравственный долг прокурора заключается в том, чтобы создать у присутствующих правильное представление об общественной опасности деяния, вызвать у них уважение к закону, содействовать правовому воспитанию граждан. Все присутствующие в зале суда совершенно обоснованно смотрят на прокурора как на лицо, провозглашающее точку зрения государства. Поэтому характер его общения с судебной аудиторией должен соответствовать профессии и функции в судебном процессе, должен быть сдержанным и тактичным.

Не соответствует этикету чтение обвинительной речи с листа, так как нарушает контакт с судом и аудиторией; кроме того, свидетельствует о неуважительном отношении к слушателям.

Правила Этичного Поведения Адвоката. Одно из основных правил поведения адвоката - безусловное уважение к суду, сдержанность и самая строгая корректность по отношению к судьям. Это проявляется в почтительном тоне при обращении к суду, во внимательном отношении к предлагаемым вопросам. Адвокат, защищая права подсудимого, совершившего убийство, как правило, выражает сочувствие, соболезнование родственникам погибшего. Уважительное отношение к подсудимому обусловлено осознанием общественной значимости судебного процесса, пониманием его глубокого воспитательного воздействия. Бывают случаи, когда адвокат вынужден изобличать другого подсудимого не только ради интересов своего подзащитного, но и ради самой истины. Судебный процесс проходит при непосредственном общении с народом, и это требует от судебных ораторов сдержанности, вежливости.

23. Имидж – слово английское, в переводе означает «образ, изображение,

впечатление». Имидж «говорит» окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы стоит человек, каков его характер, темперамент, финансовые возможности, отношение к людям и многое другое.

Различают три основных слагаемых имиджа: внешний, коммуникативный и поведенческий имидж. Внешний имидж – то, как человек выглядит, коммуникативный – какое впечатление он производит в общении, и поведенческий – то, как он выглядит в совокупности своих поступков. Оратору необходим имидж компетентного, убежденного в своей правоте, оммуникабельного и приветливого человека.

1. Облик оратора играет очень важную роль для его выступления перед аудиторией, т.к. аудитория является не только слушателями, но одновременно и зрителями. Поэтому оратор должен соответствовать по следующим показателям:

ü Внешний вид - это первое, на что обращает внимание аудитория, увидев оратора. Психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Ничто не должно стеснять свободу движений. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика.

ü Зрительный контакт является важным моментом в контакте оратора и аудитории. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, то есть манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

ü Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость. Выражение лица должно соответствовать характеру речи. Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное отношение.

ü В выступлении оратора всегда присутствует жестикуляция. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Слишком гладкая речь, не подкрепленная жестом, обычно вызывает недоверие. Но нельзя забывать о том, что жестикуляция должна быть естественной. Следует прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем. Но также жестикуляция должна быть умеренной.

ü Поза должна зависеть от ситуации: в некоторых случаях уместнее стоять, но в более непринуждённой обстановке можно принять и сидячую позу. Но при этом не следует наваливаться всем корпусом на стол, раскачиваться или разваливаться на стуле.

2. Техника речи

Но от состояния голоса оратора, чаще всего зависит, можно или нельзя слушать оратора вообще.

Голос — это оркестр разнообразных инструментов. Голос человека производит определенное впечатление, служит инструментом

воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 181. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия