Общинники(знать и рядовые)
Общинники имели собственность на землю и остальные вещи (позднее – на движимые и недвижимые вещи) Закон более строго защищал их жизнь, здоровье и имущество. Например, по «Законам Хаммурапи» за убийство или причинение вреда здоровью общинника (аккад. авилум) полагалась смертная казнь или членовредительское наказание по принципу талиона или, по принципу частной композиции, более высокий штраф За кражу и грабёж имущества общинника полагалась смертная казнь Статус свободы - Общинники обладают всеми составными элементами правосубъктности, являются субъектами права, т.е. свободные Статус гражданства- Хотя знатные люди и рядовые общинники отличались количеством имущества и занимали разное место в системе производства и управления, община одинаково защищала и гарантировала им личные и имущественные права. Они и м е л и п р а в о с о б с т в е н н о с т и н а з е м л ю. Общинники распоряжались землёй. А правомочие распоряжения главное, важнейшее правомочие собственника.
Т.о. общинники – свободные и обладают полнотой прав граждан. Составляют сословие полноправных свободных(«человек», «Люди», «народ») В общинах - гос-ах граж-не называли по наименованию своей общины Чужаки Чужаки не были членами общины – община их не защищала. Чужака любой мог убить, любой мог ограбить, обратить в рабство – и никакой юридической ответственности для обидчиков не наступало. Чужаки должны были искать себе покровителя, который бы защищал чужака. Они не имели земли – они получали от своего покровителя землю в держание, и обрабаты вали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли. Выгода: чужаки получали возможность прокормиться; а их покровители приобретали работников
Господин имеет право удерживать чужака, если он дан ему правителем. Если такой человек пришел по доброй воле, он по своей же воле может и уйти С развитием государства, когда чужаки пойдут на гос. службу, государст- во начнёт гарантировать и защищать некоторые личные и имущественные права. Чужаки на ранних этапах развития общества могли быть собственниками с т р о е н и й (т.к. самыми древними категориями вещей были земля и остальные вещи; поэтому строения были самостоятельным объектом права собственности и сделок) Позднее, когда у большинства народов появится деление вещей на движимые и недвижимые, право на строения у чужаков исчезнет. Останется только право собственности на движимые вещи. Чужаки могли заключать сделки, защищать свои интересы в суде, они могли вступать в брак. Закон защищал их жизнь, здоровье и имущество,но в меньшей степени чем общинников. Статус свободы Чужаки обладают всеми составными элементами правосубъектности, являются субъектами права, т.е. свободные
Статус гражданства Чужаки не входили в коллектив общины.не имели права соб-ти на землю, т.е статусом гражданства не обладали.Они обьразут сословие неполноправных свободных(«слуги», «живые рты», «чужаки», «смерды»). Они свободны, но ограничены в правах.
Рабы Рабами становились дети, рожденные рабынями. Статус свободы Рабы вообще не имели права собственности. У них не было своего имущества. То имущество, которое оказалось в его руках, считается собственностью его господина. Имущество рабского пекулия - имущество, которое господин выделял своему рабу для ведения самостоятельного хозяйства. Имущество пекулия, доходы пекулия и сам раб на пекулии – являлись собственностью господина.Раб не был собственником имущества рабского пекулия. У раба не было и денег, чтобы заплатить за лечение или уплатить штраф – за него платил господин.
Рабы · не могли заключать сделки, · не могли защищать свои интересы в суде, их свидетельские показания не заслушивались. · В случае сомнения – является человек рабом или нет, эти люди моги оспаривать свое состояние в суде. Рабу, несправедливо оспаривающему власть господина, налагалось клеймо. · Закон НЕ защищал жизнь и здоровье рабов. · Не могли вступать в брак · Законы устанавливаю наказание за хищение и умерщвление чужих рабов, потерпевшим считается, и защищаются имущественные права собственника, а НЕ жизнь и здоровье раба. Женщина, живущая с рабом, не считается «женой» раба, она остается под власть своего отца. Правовой статус детей,рожденных от связи свободной женщины и раба Законнорожденны е - правовой статус отца,наследовали его имущество; Внебрачные - правовой статус матери,могли наследовать только имущ-во матери Общий вывод: в статьях 175-176 «Законов Хаммурапи» юридических признаков брака нет. Речь идёт о дозволенном законом сожительстве раба дворца или раба мушкенума и свободной женщины. Брачных отношений невозникало и при связи свободного мужчины и рабыни. Сын рабыни, даже от свободного человека – раб. Если рабыня дворца отдаст своего ребёнка на воспитание мушкенум у, то и в этом случае дворец может его отобрать как своего раба и ещё взыскать его цену с воспитателя (который на самом деле мог быть и его родным отцом) [ЗБ, ст. 34-35]. Получить свободу рабыня и её дети от господина могли, или если господин пожелал отпустить её и её детей на свободу, или уже после смерти господина.Если после смерти жены он возьмет рабыню, то наследниками являются только дети жены, а дети рабыни становятся вольноотпущенниками и должны работать на дом отца. Т.е., несмотря на то, что дети рабыни становились вольноотпущенниками – они, как внебрачные дети, не могли наследовать имущество отца.
После смерти жены, господин мог о с в о б од и т ь рабыню и её детей от него; бывшую рабыню, уже как вольноотпущенницу, взять в жёны; а дети бывшей рабыни, после выделения наследственных долей сыновьям умершей жены, могли получить свою часть имущества отца. Только когда господин при жизни признавал отцовство в отношении детей рабыни, освободил этих детей – и узаконил их – они могли получить наследство от отца. Только в случае узаконения, когда дети рабыни становились свободными и получали права законнорожденных детей, т.е., в данном случае, становились “детьми авилума ”, они могли наследовать имущество отца [ЗЛИ, ст. 31, ЗХ, ст. 170]. Вступление в половую связь с чужой рабыней без дозволения господина рабыни приравнивалось к незаконному использованию чужого имущества. Попытка заключить брак с рабыней(рабом) влекла за собой, в качестве наказания, потерю статуса свободы.
Для того чтобы быть свободным нужно было быть субъектом права. Субъект права должен иметь правосубъектность, означала, что человек имел права и обязанности. Но у раба нет никаких прав и даже обязанностей. Поэтому у раба нет правоспособности. В нарушение принципа “раб – это имущество”, за рабами признавалась ограниченная дееспособность, под которой подразумевалось, что рабы могли совершать действия н е ю р и д и ч е с ко го характера Это работа в хозяйстве господина. Сделки рабы совершать н е могли, т.к. сделка – волевые действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Поэтому рабы не являлись сделкоспособными Рабы не несли самостоятельной юридической ответственности – за них отвечал господин. Поэтому у рабов не было и деликтоспособности. У рабов нет всех элементов правосубъектности. Рабы НЕ являются субъек-тами права. Следовательно, рабы – объекты права. Р абы не имеют статуса свободы. А, значит, не могут иметь и статуса гражданства. Р абы считались имуществом,но их выделяют в сословие несвободных. Рабы не класс, а сословие!!! Общественные классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать результаты труда другой группы, благодаря различию их места в системе общественного произ- водства.
Классы отличаются по ч е т ы р ё м п р и з н а ка м: 1) является собственником средств производства или нет? 2) является производителем или нет? 3) является ли организатором или исполнителем? 4) каким образом – какую долю продукта получают? 2 доли продукта. Необходимый продукт – доля, которую получает работни Прибавочный продукт -доля, которую получает собственник средств производства.
Общинная знать: 1) собственники средств производства; 2) не производители; 3) организаторы; 4) как собственники средств производства получают прибавочный продукт. Вывод: это четыре признака класса эксплуататоров. Рядовые общинники: 1) собственники средств производства; 2) производители); 3) в своём хозяйстве – и организаторы, и исполнители; 4) как работники, они получают необходимы продукт и как собственники – прибавочный, т.е. весь продукт забирают себе. Вывод: рядовые общинники составляют отдельный класс – класс мелких неэксплуатируемых производителей. Чужаки и рабы – с точки зрения права, абсолютно разные категории населения, но с точки зрения социально-экономического статуса – большая часть их находится в одинаковом положении.
Чужаки: служилых людей и работников.
1) не являются собственниками средств производства 2) в основной массе, производители (за исключением служилых людей,); 3) основная часть чужаков –исполнители (за исключением служилых людей); 4) основная масса чужаков, получала только необхо димый продукт (но служилая знать получала прибавочный продукт). Вывод: Служилая знать относилась к классу эксплуататоров,остальные чужаки - класс эксплуатируемых производителей Рабы: делились на рабов –производителей и рабов –слуг. 1) не собственники средств производства 2) в основной массе – производители.(слуги не произ-ли) 3) рабы являются исполнителями; 4) рабы, в основной массе, получают необходимый продукт Исключение составляли рабы –слуги.Они не участвовали впроизводстве, необходимый продукт не получали. Их содержал господин за счёт своей доли продукта. Вывод: в основной массе рабы входили в класс эксплуатируемых производителей
В древнем – рабовладельческом обществе одновременно сформировались три класса и три сословия Отличительные черты рабовладельческого общества: 1) рабовладельческий способ производства определяет рабовладельческий тип собственности Таким образом, в древнем обществе, собственники земли входили в общину. Значит это рабовладельческое общество.
2) рабовладельческий тип собственности определял рабовладельческую социальную структуру
|