Словарь терминов
· ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ – философско-методологическая установка на применение принципа верификации в качестве одного из основных критериев научной рациональности, позволяющего провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием. · ГИПОТЕЗА – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. · ГИПОТЕЗА – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. · ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, рассматривающий проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека. · ДОГМАТИЗМ – (от греч. dogma – решение, учение, постановление) – методологическая ошибка, состоящая в наделении относительно истинных знаний статусом абсолютных истин, в отказе от их пересмотра (ревизии) и в прямом запрете их критики. Догматическим называется также использование теории на практике без учета особенностей тех объектов, к которым она применяется. · ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМ (от англ. justification – обоснование) – позиция в методологии науки, согласно которой научное знание состоит из некоторого множества базисных предложений, считающихся обоснованными, и логических следствий из них (логика вывода может быть дедуктивной или индуктивной). · ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена. · ДОСТОВЕРНОСТЬ – обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. · ЗНАНИЕ – результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в какой-либо знаковой форме. · ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. · ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – воображаемый объект, полностью лишенный затемняющих и искажающих факторов (напр. идеальная плоскость лишена кривизны, идеальная медь состоит только из атомов меди и т. д.). · ИНДУКТИВИЗМ – направление в логике и философии науки, гносеологическим принципом которого является признание индукции в качестве единственного источника и способа удостоверения нового знания. · ИНДУКЦИЯ – познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение. · КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. convention – соглашение) – направление идей в философии науки, согласно которому принятие определенных суждений, выражающих то или иное решение эмпирических проблем в рамках научных теорий, вытекает из ранее принятых понятийных (терминологических) соглашений. · КУМУЛЯТИВИЗМ (от лат. cumulatio – увеличение, совершенствование) – основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву приобретенного ранее знания. · НАБЛЮДЕНИЕ – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. · НАУКА – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. · НАУКА – система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. · НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. · НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. · НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. · НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. · ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) – в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим объектом является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится. · ОБЪЯСНЕНИЕ – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления. · ОБЪЯСНЕНИЕ – функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путём установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты. · ПАРАДИГМА – теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. · ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. · ПАРАНАУКА – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии. · ПОЗНАНИЕ – категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. · ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ – попытка определить границы области научного знания путем указания точных критериев научной рациональности. · ПСЕВДОНАУКА (также, лженаука) – это любая методология или система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств, являющихся отличительной характеристикой действительной науки. · РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. · РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ (в истории науки) – применение методологической модели роста и развития научного знания к описанию и объяснению исторических изменений в науке. · РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio) – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления – с помощью физических и химических законов; социологические – с помощью биологических и т. п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. · ТЕОРИЯ – в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и спец. смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности – объекта данной теории. · ТЕХНИКА – исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. · ТЕХНИКА – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. · ТРАДИЦИИ В НАУКЕ – термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта в ходе личного общения, интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных целостностей. · ФАКТ – (в логике и методологии науки) – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание; как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе. · ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука. · ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки. · ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum – проба, опыт) – род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. · ЭКСПЕРИМЕНТ – исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. · ЭМПИРИЗМ – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма – сенсуализм.
Литература
1. Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Путь. – Май 1933. – № 38. – С. 3-38. 2. Гайденко П. П. Античная философия в ее связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с. 3. Гайденко П. П. Новоевропейская философия в ее связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 340 с. 4. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие / Науч. ред. Ц. Г. Арзаканян. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 224 с. 5. Дёмин И. В. Критика инструменталистской трактовки техники в философии М. Хайдеггера // Человек в техносреде: конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей. Сборник научных статей. Выпуск 1 / Под ред. доц. Н. А. Ястреб. – Вологда.: ВоГУ, 2014. – С. 42-47. 6. Дёмин И. В. Экзистенциально-онтологическое обоснование техники в философии М. Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. № 2. – С. 126-137 7. Койре А. Очерки истории философской мысли. – М.: Прогресс, 1985. – 286 с. 8. Кохановский В. П. Основы философии науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 603 с. 9. Кохановский В. П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. Философия науки: Учеб. пособие. Изд. 2-е. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 496 с. 10. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И. Э. Налетова. – M.: Прогресс, 1975. – 300 с. 11. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Лакатос Имре. История науки и ее рациональные реконструкции. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М.: Прогресс, 1978. – С. 203–235. 12. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. – М.: Академический Проект, 2008. – 475 с. 13. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995. – 236 с. 14. Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект Пресс, 1995. – 148 с. 15. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию / Пер. с англ. А. Толстова. – М.: Идея-Пресс, 2001. – 84 с. 16. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. – Орёл: ОГУ, 2010. – 289 с. 17. Никифоров А. Л. Философия науки: История и теория. Учебное пособие. – М.: Идея–Пресс, 2006. – 264 с. 18. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. – М.: Мысль. 2001. 19. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Под ред. В. А. Лекторского, В. А. Аршинова. – М.: Прогресс, 1985. – 345 с. 20. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с. 21. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Г. А. Новичковой. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 638 с. 22. Поппер К. Логика научного исследования / Под общ. ред. В. Н. Садовского. – М.: Республика, 2004. – 447 с. 23. Поппер К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 256 с. 24. Разум и экзистенция: Анализ научных и ненаучных форм мышления. – СПб.: РХГИ, 1999. – 402 с. 25. Степин B. C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. Учебное пособие. – М.: Контакт–Альфа, 1995. – 384 с. 26. Стёпин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 390 с. 27. Степин В. С. Философия науки: Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. 28. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе (фрагменты из книги) / Пер. с англ. А. Л. Никифорова // Личность. Культура. Общество. 2009. – Т. XI. – Вып. 1 (№№ 46–47). – С. 58–76. Вып. 2. (№№ 48–49). – С. 64–79. Вып. 3 (№ 50). – С. 85–100. 29. Философия науки / Под ред. С. А. Лебедева. Изд. 5–е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731 с. 30. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред. и сост. Л. А. Микешина. – М.: Прогресс–Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 992 с. 31. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – С. 221-238. 32. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – С. 41–62. 33. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – С. 238–253. 34. Хесле В. Философия техники Мартина Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М.: Наука, 1991. – С. 138–154. 35. Ясперс К. Современная техника // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 113–140. Учебное издание
Дёмин Илья Вячеславович
|