Какова динамика художественной культуры?
Кризисные явления в современном искусстве, отмечавшиеся многими исследователями, актуализировали вопрос о том, как происходят изменения в художественной культуре. Существуют ли какие-то закономерности в смене стилей и направлений, можно ли говорить о прогрессе искусства? Будет ли справедливым считать, например, искусство барокко лучше готики, искусство феодального общества совершеннее искусства рабовладельческого, а искусство XX века — высочайшим художественным достижением мировой культуры? Вопрос об изменениях в художественной культуре не может быть решен однозначно. В истории культуры известны периоды, когда крупные социально-экономические преобразования способствовали бурному расцвету всех искусств. Так было в "золотой век" русского Просвещения при императрице Екатерине II (вторая половина XVIII в.), когда формировалась национальная школа в русской литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. П. Сумароков, художник Ф.С. Рокотов, актер Ф.Волков, архитектор В.И.Баженов творили в это время). Но эта зависимость может быть и обратной: в периоды глубочайших социально-культурных и экономических кризисов мы наблюдаем усиление экспериментального и поискового начала в искусстве, появление новых стилей, жанров и направлений (рубеж XIX —XX вв. в России — это и художники "Мира искусств", и символизм А. Блока, А. Белого, и музыка А. Н. Скрябина, и рождение нового "языка живописи" у В. Кандинского и К. Малевича, и театральные искания К.С.Станиславского и В.Э.Мейерхольда). В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались те виды искусства, которые наиболее полно выражали Данную эпоху. Мы говорим: античная скульптура, средневековая архитектура, живопись Возрождения, тем самым подчеркивая, что данные вида искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием. Современные представления о мире все более усложняются, что позволяет, вслед за М. Бахтиным, говорить о "полифоничности" современной художественной культуры. Полифоничность художественной культуры — это и ее "романизация" (выражение М.Бахтина), и "музыкализация", и "видеолизация", и зрелищность. Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), но и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цвето-музыкальные фильмы, эстетический феномен моды, художественного конструирования, компьютерной графики). В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее прогрессивным. И это важнейшая особенность искусства как феномена культуры. Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры — одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный "кастальский ключ", оно дарует художникам "волны вдохновенья", радуя нас своей непредсказуемостью. Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 1. Как соотносятся понятия "художественная культура" и "искусство"? Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 104 2. Охарактеризуйте художественное творчество как процесс. 3. Перечислите науки, занимающиеся проблемами искусства. 4. Какие теории возникновения искусства вы знаете? 5. Как соотносятся искусство и мифология? 6. В чем специфика художественной картины мира? 7. Какие существуют классификации искусств? 8. В чем заключаются социокультурные смыслы искусства? 9. Как соотносятся искусство и мораль?
10. Проанализируйте соотношение искусства и философии. 11. Сопоставьте художественное и научное познание. 12. Что такое религиозное искусство? 13. В чем заключается специфика буддийского искусства? мусульманского искусства? христианского искусства? 14. Охарактеризуйте взаимодействие экономики и искусства, политики и искусства. 15. Какие новые искусства появились в XX веке в результате взаимодействия искусства и техники? 16. Что такое массовая культура? кич? 17. Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи. 18. Почему X. Ортега-и-Гассет называет современную эпоху периодом 19. В чем сущность реалистического и условного искусства? 20. Что такое символ, идеал, канон в искусстве? 21. В чем заключается проблема существования произведения искусства? 22. Как понималась красота в различные эпохи и в разных культурах? 23. Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи? 24. Как соотносятся язык искусства и язык культуры? 25. Что такое взаимодействие и синтез искусств? 26. Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?
|