Индийский тип,
3. Индийский тип, который основан на понимании человеческого "Я" как Гете подчеркивал, что "счастье" отдельного человека коренится в определенном гармоническом отношении к бытию мира вообще или состоит в нем. Задача Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 91 "познай самого себя" казалась ему сомнительной, он трактовал ее как попытку увести человека от деятельности во внешнем мире и склонить его к ложному внутрен- нему созерцанию самого себя. Но человек знает себя лишь постольку, поскольку он знает мир; мир он обнаруживает только в себе, а себя — только в мире. Но для этого он должен превратить себя в сосуд мира, вбирающий и отдающий. И это значит: неустанно учиться и неустанно созидать, как бы проводить себя через бытие. Здесь проявляется буквальный смысл "образования": "образовывание" себя, т.е. формирование субъективного Я в объективный образ1. Итак, каковы же особенности мира человека как культуры? 1. Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную "тройственную" сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным. 2. Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики. 3. Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам. 4. Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования. 5. Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека. Я в этот мир пришел, — богаче стал ли он? Уйду, — великий ли потерпит он урон? О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я, Из праха вызванный, вновь стать им обречен? Омар Хайям 1 Цит. по: Зиммель Г. Философия культуры //Избранное. М., 1996. Т. 1. С. 306. Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 1. Что собой представляет мир человека? 2. Что делает человека личностью? 3. Что собой представляет мир культуры индивида? 4. Какие структурные элементы культуры человека вы можете выделить? 5. Какие типы модальности человеческой активности вы знаете и какое место они занимают в культуре индивида? 6. Какие типы отношений индивида с другими людьми вы можете назвать? Охарактеризуйте их как меру культурности. 7. Что такое культура личности как самосознание? 8. Как соотносятся мир культуры индивида и окружающий мир? 9. Каковы особенности формирования и существования мира культуры 10. Охарактеризуйте творчество как критерий культурного потенциала 11. Что такое мир ценностей личности? 12. Что представляет собой ядро ценностей индивида и какую роль оно играет в культурном развитии человека? 13. Как относятся мир ценностей индивида и общества? 14. Что такое ментальность личности, группы, эпохи и чем она отличается от ценностных ориентаций? 15. Какую значимость в социокультурном процессе и развитии индивида имеет иерархия ценностей? Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 92
|