Студопедия — ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ






Cистематическая внутриполитическая история, включающая политические реформы и государственные учреждения, впервые была разработана Аристотелем (384—322 гг. до н. э.), которого К. Маркс считал «величайшим мыслителем древности».

Характеризуя социально-исторические взгляды Аристотеля. мы должны учитывать, что, будучи человеком своего времени и своей среды, он признавал рабов необходимой составной частью государства и оправдывал рабство превосходством греков над негреками. Он уверял, что есть люди, способные только к физическому труду, и потому они непременно должны находиться под властью других. Но вклад Аристотеля в развитие исторической мысли определялся, конечно, не рассуждениями о пользе рабства, которые широко были распространены в античном обществе и до и после него. Взгляды Аристотеля на общественное развитие содержат немало фундаментальных идей, прочно удержавшихся и после падения рабовладельческой формации.

Исторические взгляды Аристотеля отразились в разных его работах. Из них прежде всего надлежит назвать «Политику» и «Афинскую политию». Последний труд был открыт только в начале 1890-х годов, а ранее был известен фрагментарно. Он являлся одной из 158 историй греческих и негреческих государств, написанных Аристотелем в порядке подготовки обобщающей «Политики». В «Афинской политий» излагается внутренняя история Афинского государства, история политических реформ и политической борьбы.

Аристотель не сводил политическую борьбу к столкновению честолюбий и интриг отдельных исторических личностей, хотя соперничеству и конфликтам между ними уделял немалую роль. Интересы государства выступают в качестве мотивов, которыми руководствуются исторические личности. Более того, в зародыше мы находим у Аристотеля и характеристику классовых противоречий как условия политической борьбы.

Аристотель стремился также понять, как складывались характеры исторических деятелей под воздействием наследственности, среды и воспитания. Эти стремления оказали серьезное воздействие на формирование биографического жанра историографии. Таким образом, Аристотель подвел теоретическую базу не только под отрицание произвола богов, но и прихотей рока. Произвольные действия исторических личностей тоже представлялись ему недостаточным объяснением политических событий.

Развивая идеи Фукидида и других древнегреческих историков и философов, Аристотель отводил большую роль природе человека. Определяя ее сущность, Аристотель приходил к выводу, что человек — существо общественное. Через много веков это определение будет взято под сомнение Т. Гоббсом. Но в споре о том, является ли древнейший человек общественным животным, Аристотель гораздо ближе к истине, чем Гоббс. В отличие от всех других живых существ, писал Аристотель в «Политике», человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. А это создает основу семьи и государства, «человек, нашедший себе завершение в государстве, совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире». И хотя природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, она привела их к сознанию государства не сразу. Почему природные свойства сработали не сразу, Аристотель не объясняет. Он даже говорит, что первый, кто организовал государственное общение, оказал человечеству величайшее благо. Думаю, что в аргументации Аристотеля тут сталкиваются две фундаментальные идеи: неизменной природы человека и развития человеческого общества.

Аристотель говорил, что все, имеющее материю, подчинено движению или, что то же самое, изменению. В соответствии с этой мыслью, он приходит к утверждению, что природа прежде всего сводит мужчину и женщину для основания домохозяйства, затем семьи расширяются и превращаются в общины. И лишь соединение многих общин приводит к основанию полиса, который Аристотель и рассматривает как первоначальное государство.

Вслед за Платоном Аристотель насчитывает шесть форм государственного устройства. Три из них он считает правильными формами. Это монархия, аристократия и полития (которую он еще именует тимократией). Три других формы Аристотель считает ложными. Это тирания (ложная монархия), олигархия (ложная аристократия) и демократия (ложная полития). Правильными, по Аристотелю, являются такие формы государственного устройства, при которых целью служит общее благо граждан (очевидно, не находящихся в рабской зависимости). Он пишет: «Когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководствуясь общественной пользой, естественно, такие формы государственного устроения суть формы правильные, а те формы, при которых имеются в виду личные интересы или одного лица, или немногих, или большинства, суть отклонения от правильных». То обстоятельство, что демократия признается Аристотелем столь ложным строем, как олигархия и тирания, не могло сочувственно восприниматься поборниками демократии даже в его время. Но для политических и исторических взглядов Аристотеля оно характерно.

Аристотель обычно пользовался не одним, а несколькими источниками, сочетая их и приводя разноречивые характеристики, которые давались одним и тем же фактам. При этом он руководствуется собственным здравым смыслом, отвергая некоторые из характеристик. Так, он отвергает обвинения Солона в соучастии в бесчестных поступках его друзей. Возможно ли, говорит Аристотель, чтобы человек столь умеренный и преданный общественному благу запятнал себя в столь мелком и недостойном деле? Критика источника, с точки зрения здравого смысла историка, получит в новое время широкое распространение]







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия