ДОХРИСТИАНСКАЯ РУСЬ
В IX в. в результате продолжавшейся консолидации сложились два главных объединительных центра восточных славян: союз полян с центром в Киеве и союз словен в районе озера Ильмень. По уровню своего общественно-экономического развития поляне были наиболее развитыми из восточнославянских племен. На их территории располагался один из древнейших и многолюдных восточнославянских городов – Киев, ставший со временем племенным центром полян, а позднее столицей Древнерусского государства. Возникший еще в VI в. полянский племенной союз был крепким и мощным политическим образованием, включавшим помимо территории собственно полян также часть соседних восточнославянских земель. На рубеже VIII – IX вв. в ходе длительной борьбы поляне освободились от хазарской зависимости. С этого времени усиливается их политическая и военная активность. Своего расцвета Киевское княжество достигло в правление князей-сопровителей Аскольда и Дира (вторая половина IX в.). В 860 г. славяне организовали масштабный поход на Константинополь – столицу Византийской империи, который закончился подписанием между конфликтующими сторонами мирного договора и крещением части славянской знати. Вслед за тем, в славянских землях была учреждена христианская епископия. Несмотря на это подавляющая часть славян по-прежнему оставалась язычниками. В конечном итоге непрерывные войны с хазарами, кочевниками южнорусских степей и византийцами подорвали силы киевской земли. В этих условиях инициатива по объединению славянских племен в единое государство перешли к северным славянским племенам. В неразрывной связи с созданием у славян государства находится вопрос о происхождении правящей династии русских князей. Согласно летописному преданию, в 859 г. северные славянские племена, платившие дань варягам, изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий между победителями вспыхнули внутренние усобицы. Чтобы прекратить столкновения, местная племенная знать решила призвать князя из чужестранцев и призвала на княжение варяга Рюрика, который прибыл в славянские земли вместе с двумя братьями Синеусом и Трувором. Рюрик стал княжить ильменскими славянами, Трувор – в Изборске, а Синеус – на Белоозере. Через два года братья Рюрика умерли, и он стал единолично править северными славянскими племенами, явившись основателем правящей династии русских князей – Рюриковичей. По-видимому, в период княжения Рюрика была основана новая столица ильменских славян – Рюриково городище, поблизости от которого позднее возник один из самых крупнейших и знаменитых русских городов – Новгород. После смерти Рюрика в 879 г. власть на севере захватил его родственник Олег, ставший опекуном при малолетнем сыне Рюрика Игоре. В 882 г., собрав большую армию среди северных славянских племен и варягов, Олег двинулся вдоль пути «из варяг в греки» в поход на юг. Подойдя к Киеву, где в это время продолжали править Аскольд и Дир, Олег убил киевских князей и объявил Киев столицей нового государства. Завоевание Киева привело к объединению отдельных славянских племенных государств-княжений в единое Древнерусское государство. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют также Киевская Русь. Происхождение термина «Русь» вызывает много дискуссий. Предложены версии о его северном (финско-скандинавском) происхождении, в соответствии с которыми слово «русь» произошло от финского прозвания шведов – «люди с водного (гребного) пути», а позднее из финского языка попало к славянам. Согласно другой точке зрения, название «русь» имеет славянское происхождение и связано с названием реки Поруссия и города Старая Руса в Поильменье. Третья, ранее весьма распространенная версия, приписывает слову «Русь» южное происхождение, по названию протекавшей рядом с Киевом реке Рось и жившего, возможно, по ее берегам одного из полянских племен – «руси». Вопрос о происхождении «руси» до сих пор в науке не решен. Немало споров среди ученых вызывает и вопрос о происхождении Древнерусского государства. Отсутствие надежных источников о ранней истории славян привело к появлению среди исследователей в XVIII – начале XIX в. двух основных теорий происхождения государства у восточных славян. Первая из этих теорий – норманнская – была разработана приглашенными в Россию немецкими историками Г. Байером, Г. Миллером и А. Шлецером. Основываясь на свидетельствах древнерусских летописей о варяжском происхождении правящей династии русских князей, авторы этой теории считали, образование государства у восточных славян под влиянием внешних факторов – прихода на Русь пришельцев-скандинавов, принесших с собой славянам «цивилизацию». В русской науке реакцией на норманизм стало появление антинорманской теории, основоположником которой был выдающийся русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. Сторонники антинорманнской теории отрицали какую-либо роль варягов в образовании государства у славян. Между тем, современной науке ясно, что вопросы происхождения государства как такового в ничтожной степени связаны с вопросом о происхождении его правителей. Основы русской государственности были заложены на протяжении столетий предшествующего развития славянского общества. Само по себе присутствие скандинавских выходцев и их определенное участие в формировании древнерусской государственности не подлежит сомнению. Норманны нанимались в дружины славянских князей, а иногда и воевали с ними, активно участвовали в восточноевропейской торговле. Их вожди могли вступать в родство со славянскими князьями, а нередко и даже оказываться во главе отдельных племен. Норманны наряду со славянами и финнами участвовали в основании ряда славянских городов на севере, составляли в них немалую часть населения (например, в Ладоге). Однако все эти факты отнюдь не доказывают «иноземного» происхождения государства у восточных славян. Определяющую роль в возникновении любого государства играют прежде всего внутренние предпосылки. Государство не может возникнуть, если общество не испытывает в нем потребности и не готово к его созданию. Поэтому оно не может быть привнесено извне или стать результатом действий отдельных, пусть даже и выдающихся личностей. Не доказывает создание Древнерусского государства варягами и норманнское происхождение правящей русской династии. Происхождение правящей династии из чужеземной среды было нередким в эпоху раннего средневековья. Например, шведская и датская королевские династии возводили свое происхождение к славянскому князю Радбарду (видимо, Ратобору), правившему среди ильменских славян в начале VIII в. Однако это вовсе не значит, что государство у шведов и датчан было создано славянами. Каково бы ни было происхождение первых русских князей, успех их деятельности объективно отражал процесс объединения славянских племен в единое государство, начавшийся задолго до появления варягов. Рюрик и Олег встали во главе славянских племен потому, что их поддерживала славянская племенная знать, заинтересованная в объединении страны. Впрочем, норманны и не смогли бы, даже подчинив славянские племена, надолго удержать их под своим контролем. Как показывают археологические данные, их численность на Руси на всех этапах ее истории была сравнительно невелика. Не превосходили норманны славян и по уровню своего развития. Гораздо в большей степени, чем славяне, отрезанные от культурных центров Южной Европы, они сами только начинали путь к созданию собственной государственности. Норманны находились на той же стадии племенного строя, что и тесно общавшиеся с ними северные славянские племена. От южных же славянских областей они, несомненно, отставали. Достаточно вспомнить, что христианство пришло в Скандинавию позже, чем на Русь, и, отчасти, при русском посредничестве. Следует отметить, что норманны практически не оказали сколько-нибудь существенного влияния на культуру и быт масс восточнославянского населения Руси. Малочисленные, по уровню культуры стоявшие ниже славян варяги не могли сколько-нибудь долго сохранять свое этническое лицо. Они быстро ассимилировались, слившись со славянской племенной знатью и образовав единый по своему этническому облику господствующий класс Руси. Все это вместе взятое доказывает, что образовавшееся Древнерусское государство носило славянский характер. В рамках истории Киевской Руси выделяются три основных этапа: начальный (конец IX – середина X в.) – расширение государственной территории и объединение восточнославянских земель вокруг Киева; расцвет (вторая половина X – середина XI в.) – наивысший подъем древнерусской государственности; упадок (вторая половина XI – начало XII в.) – ослабление единства Киевской Руси, распад страны на отдельные княжества. Важнейшей задачей киевских князей в начальный период Древнерусского государства являлось завоевание и подчинение славянских племен, сохранявших свою независимость от Киева. В период своего княжения Олег (879 – 912) покорил древлян, северян и радимичей, уничтожив при этом зависимость двух последних племен от хазар, данниками которых они были. После смерти Олега политику присоединения славянских земель продолжили князь Игорь (912 – 945 гг.) и княгиня Ольга (945 – 964), присоединившие земли уличей, тиверцев и древлян, вновь отпавших от Киева. Князь Святослав (964 – 972) распространил власть Киева на земли вятичей. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось во второй половине XI в. при князе Владимире (980 – 1015), присоединившем Карпатскую Русь (земли белых хорватов). В начале XI в. Древняя Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство Европы. Наряду с решением внутриполитических задач по объединению славянских земель перед русскими князьями стояли сложные внешнеполитические задачи. Их решение в значительной степени было связано с борьбой молодого, развивающегося Древнерусского государства за утверждение своего международного положения, укрепление экономических и культурных связей с соседними странами и народами, ослаблением противников Руси, мешавших ее нормальному развитию. Приоритетным направлением внешней политики Руси были отношения с Византийской империей, остававшейся ее важнейшим экономическим и политическим партнером еще в предшествовавший период. Торговля с Византией носила государственный характер. По торговому пути «из варяг в греки» родоплеменная знать Руси ежегодно отправляла в Константинополь и другие византийские города большую часть собранной в славянских землях дани, получая взамен предметы ремесла и роскоши, которых не могла производить славянская экономика. Вследствие этого русские князья стремились добиться от империи выгодных экономических и политических уступок. Основным средством давления на Византию была организация русскими князьями крупномасштабных военных походов на Константинополь (русское название – Царьград). Согласно летописным преданиям, в907 г. князь Олег во главе огромного русского войска предпринял грандиозный морской поход на столицу империи и принудил византийцев заключить новый мирный договор. По его условиям Византия вынуждена была выплатить огромную дань и предоставить русским купцам торговые привилегии. В обмен на это русские наемные войска должны были оказывать помощь империи в ее войнах с арабами. В знак своей победы, как утверждает летопись, Олег повесил свой щит на врата Константинополя. В 911 г. между Русью и Византией был заключен новый мирный договор, который дополнил договор 907 г. В начале X в. Древнерусское государство предприняло попытки укрепить свое влияние также в Закавказье, но не добилось здесь существенных результатов. В 912 г. во время очередного похода в прикаспийские земли большое русское войско полностью было уничтожено хазарами. По данным восточных авторов, во время одного из таких походов в Закавказье и погиб киевский князь Олег. Древнерусские летописи сообщают о смерти Олега в 922 или 912 г. в Ладоге, которая была насильственной – от укуса змеи (возможно, он был отравлен). Причины ухода Олега, из Киева на север неизвестны. Как полагают ученые, причиной этого мог стать конфликт Олега с киевской племенной знатью, недовольной организацией князем далеких заморских походов, подрывавших экономику русских земель. После смерти Олега новым киевским князем стал Игорь (912 – 945), которого источники называют сыном Рюрика, основателя правящей русской династии. В его правление продолжалось объединение славянских земель. Во внешней политике Игорь выступал продолжателем линии Олега, направленной на организацию широких военных походов против Византии и Хазарского каганата. Одновременно с этим в начале X в. определилось новое направление внешней политики Руси – борьба с кочевниками. В 915 г. к границам Древнерусского государства впервые подошли печенеги – тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в южнорусские степи из Средней Азии. Первая встреча Руси и печенегов закончилась установлением между ними мирных отношений. В течение последующего столетия вплоть до середины XI в. печенеги превратились в доминирующую силу в южнорусских степях, а их отношения с Русью вместо дружественных и союзнических стали носить ярко выраженный враждебный характер. В княжение Игоря между Русью и Византией снова вспыхнула война. В 941 г. Игорь во главе большого войска предпринял поход на Константинополь. При подходе к столице русский флот был разгромлен византийцами. Поражение не охладило Игоря и через три года, собрав большой флот и заключив союз с печенегами, он выступил в новый поход против империи. Византийцы, узнав об этом, выслали навстречу посольство и предложили заключить мир. В целом, новый русско-византийский договор повторял статьи договоров 907 – 911 гг., однако ликвидировал торговые привилегии Руси. Рассчитывая получить новые средства для продолжения войны с греками, Игорь в 945 г. попытался собрать с подчиненного Киеву племенного союза древлян дань в двойном размере, и был ими убит. Созданное при первых киевских князьях Олеге и Игоре Древнерусское государство было непрочным и во многом держалось лишь на силе. По своей форме оно представляло собой федерацию полузависимых и зависимых славянских племен, многие из которых имели внутреннюю автономию и управлялись собственными князьями, признававшими над собой власть Киева только формально и стремившихся при первой возможности к отделению от него. Поэтому после смерти киевского князя они часто поднимали восстания, и новому правителю приходилось их вновь покорять вооруженной рукой. Основной формой эксплуатации киевскими князьями подчиненных территорий был сбор дани – полюдье – периодический объезд князем вместе со своей дружинной подчиненной территории (буквально: хождение по людям, отсюда и происхождение термина «полюдье»). Сбор дани над отдельными территориями передавался киевскими князьями в награду за какие-либо заслуги также некоторым своим приближенным и дружинникам. Дань первоначально не была регламентирована. Каждое племя давало киевскому князю столько дани, сколько считало нужным дать; ее размер также мог заранее определяться сложившимися традициями и обычаями. В то же время нередкими были случаи, когда киевские князья проявляли при сборе дани насилие и стремились взыскать ее в большем размере, чем это устанавливалось правилами. Такие произвольные поборы приводили к недовольству и восстаниям подчиненных племен, которые объективно ослабляли Древнерусское государство. После гибели Игоря во время похода в землю древлян реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги (945 – 964), которая была провозглашена регентшей при малолетнем сыне Игоря Святославе. В отличие от предшествовавших киевских князей, являвшихся по своему происхождению варягами, Ольга была славянкой. С началом ее княжения варяжская правящая династия Рюриковичей окончательно становится славянской. Во внутренней и внешней политике княгиня Ольга опиралась на круги славянской племенной знати, которые выступали за отказ от далеких разорительных походов и были сторонниками сосредоточения внимания на решении внутренних задач, прежде всего укреплении Древнерусского государства. Начало правления княгини Ольги совпало с разразившимся на Руси острым политическим кризисом, который грозил распадом хрупкого единства славянских племен. Причиной его стало восстание одного из сильнейших на тот момент славянских племен древлян, убивших князя Игоря и выдвинувших претензии на лидерство в русских землях. С большим трудом Ольге удалось разбить древлян и вновь подчинить их власти Киева. Однако угроза новых восстаний среди славянских племен продолжала сохраняться. В этих условиях Ольга и поддерживавшие ее круги родоплеменной знати вынуждены были приступить к проведению серии реформ, направленных на укрепление Древнерусского государства. В 946 г. была проведена административно-налоговая реформа. Ольга упорядочила сбор дани и ограничила ее размер специальными «уроками» (фиксированным налогообложением). Чтобы прекратить злоупотребления княжеских дружинников во время сбора дани, полюдье было отменено. Вместо него вводился повоз. С этой целью по всей территории государства были созданы погосты и становища – специальные административные центры, в которые местное население должно было само свозить дань. Были предприняты также серьезные шаги по ликвидации автономии некоторых славянских племен и правивших в них местных княжеских династий. Значительные изменения при княгине Ольге произошли во внешней политике Руси. Ольга отказалась от завоевательных походов своих предшественников и стремилась добиться решения внешнеполитических задач дипломатическими методами. В 957 или 946 г. она предприняла поездку в Константинополь, где приняла крещение. Ольга стала первой правительницей Руси, официально принявшей христианство. Крещение Ольги значительно укрепило международный авторитет Древнерусского государства. Однако ее надежды превратить христианство в государственную религию Руси не увенчались успехом. Причина этого заключалась в том, что языческие верования было еще достаточно сильными и популярными среди славян, а для принятия новой религии пока не сложилось условий. В результате принятие Ольгой христианства привело к развертыванию в Киеве борьбы между христианской партией во главе с княгиней, настаивавшей на мирных отношениях с Византией и сосредоточении внимания на обороне границ (прежде всего от печенегов), и язычниками во главе с сыном Ольги Святославом, стремившимися к дальнейшим военным завоеваниям. К 964 г., потерпев в этой борьбе поражение, Ольга вынуждена была передать власть своему сыну Святославу. Вступивший на престол киевский князь Святослав (964 – 972) был сторонником продолжения широких завоевательных походов киевских князей. Все его недолгое правление прошло в непрерывных военных походах и войнах с соседними государствами. Основные свои усилия в первые годы своего княжения Святослав направил на борьбу с давним противником Руси Хазарским каганатом, который препятствовал объединению восточнославянским племен вокруг Киева и мешал торговле Руси со странами Востока. В 964 – 965 гг. Святослав во главе русских дружин выступил в поход против хазар и нанес им сокрушительное поражение. Сначала он двинулся на северо-восток в междуречье Оки и Волги, где жили славянские племена вятичей, все еще платившие дань хазарам, и подчинил их своей власти. Отсюда русские войска под командованием князя перешли на Среднюю Волгу и разбили союзную хазарам Волжскую Булгарию. После этого Святослав двинулся по Волге на юг и одолел в решающем сражении хазарское войско. Русы взяли и сожгли столицу Хазарского каганата город Итиль в низовьях Волги. Вслед за этим войска киевского князя вторглись на Северный Кавказ и разбили жившие здесь горские племена ясов и касогов (предков осетин). В ходе восточного похода Святослава Хазарский каганат фактически полностью был уничтожен и перестал представлять какую-либо серьезную угрозу для Руси. Другим результатом этого похода стало укрепление русского влияния в Поволжье и на Северном Кавказе. На Дону и в Приазовье возникли опорные пункты русского владычества – Белая Вежа и Тмутаракань. Усиление Руси в Северном Причерноморье неизбежно приводило к обострению ее отношений с Византийской империей, опасавшейся за безопасность своих владений в Крыму. В 967 г. Святослав вторгся во враждовавшее с империей Дунайское Болгарское царство и разгромил его. Русский князь отказался покинуть Балканы и объявил о переносе столицы Древнерусского государства из Киева в болгарский город Переяславец. В 970 г. между Русью и Византией началась открытая война за гегемонию на Балканском полуострове. Сначала военные действия благодаря доблести русского войска и полководческим дарованиям Святослава развивались успешно. Но затем в 971 г., приведя свежие силы из Малой Азии, император Иоанн Цимисхий нанес Святославу поражение. Сказались оторванность от родной земли, отсутствие массовой поддержки со стороны местного населения, ненадежность союзников (вчерашних врагов – печенегов). По результатам мирного договора с византийцами, киевский князь вынужден был уступить Болгарию Византии. На обратном пути на Русь весной 972 г. Святослав был перехвачен печенегами и убит. Накануне ухода в свой последний поход на Балканы в 969 г. Святослав разделил Древнерусское государство между своими тремя сыновьями. Старший из сыновей Ярополк стал править в Киеве, в Древлянской земле – Олег, в Новгороде – Владимир. После смерти Святослава между братьями разразилась первая в истории рода Рюриковичей усобица. В итоге власть в Киеве перешла к новгородскому князю Владимиру Святославичу.
|