Студопедия — ВВЕДЕНИЕ.. 1 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ.. 1 8 страница






План 3. Средний план мужчины, идущего к ограде на заднем плане. Камера следует за ним до тех пор, пока он не достигнет ограды. Он садится возле ограды.

План 4. Приближенный план женщины. Она говорит. План 3. Средний план мужчины, сидящего у ограды. Он отвечает.


План 4. Средний план обоих. Камера выделяет мужчину. План 5. Приближенный план женщины.

План 4. Средний план обоих. Он отвечает. Женщина затем идет вправо, выходя из кадра. Мы остаемся на мгновение с мужчиной в кадре.

План 6. Общий план полным кадром. Через арку с высокой точки мы видим женщину в центре кадра, отдаляющуюся от нас. В начале плана она появляется из-за колонны, входя в кадр.

В этом примере общий план, который иллюстрирует центр интереса, это план 4. План 3 монтируется параллельно с началом плана 4 в момент, когда камера зафиксирована. Затем камера проходит к плану 4, в третью и четвертую зону, где вновь останавливается. Эта последняя часть плана 4 монтируется параллельно с внутренним контрпланом женщины (план 5). В этом примере оптимальные возможности достигаются, исходя из простого плана 4, соединяя сначала первую и третью зоны, а затем давая контрплан в четвертой зоне.

РЕЗЮМЕ

Эти примеры, показывающие, как можно соединять различные техники монтажа, сами по себе очень просты. Более сложные схемы монтажа могут быть выстроены, исходя из требований сцены. Какое бы ни было принято решение, два принципа должны быть постоянно учтены:

Техника служит качеству сцены, а не наоборот.

Полученные результаты должны на экране восприниматься естественно.

Любая техника становится ненужной, если она скрывает все тонкости игры актеров и мешает намерениям режиссера.


 

Puc. 27.3 В этом примере, планы-эпизоды монтируются параллельно, что обеспечивает более сложную технику для съемок эпизода с диалогом.

План 4. Приближенный план женщины. Она говорит. План 3. Приближенный план женщины. Она говорит, затем направ­ляется вправо к четвертой зоне, где находится мужчина.

Камера панорамирует и движется вместе с ней, кадрируя обоих в конце трэвеллинга. Она - на переднем плане, слева, спиной к камере. Он сидит, справа, лицом к женщине. Они разговаривают.

План 5. Приближенный внутренний контрплан женщины.



ГЛАВА 28

ПУНКТУАЦИЯ В ФИЛЬМЕ

Пунктуация в фильме - соединение эпизодов между собой, па­узы в рассказе, акцент на некоторые моментах, переходах - все это достигается посредством монтажа, движением камеры или персонажей, использованных как отдельно, так и в сочетании. Мы представим наиболее известные приемы и способы.

ПЕРЕХОД ОТ ОДНОЙ СЦЕНЫ К ДРУГОЙ -"ОКОНЧАНИЕ-НАЧАЛО" РАСПЛЫВЧАТЫМ КАДРОМ

Этот прием "перехода во времени" заключается в том, что на экране изображение медленно расплывается и заменяется другой сценой, также расплывчато появляющейся или возникающей резко, внезапно. Как правило, этот прием используется в студии. Когда изображение достаточно затянуто, то можно резко остановить его и дать расплывчато следующую сцену.

ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕЛОГО ЦВЕТА

ИЛИ ЯРКИХ ЦВЕТОВ

Чаще всего используется для таких постепенных переходов белый цвет на экране. Но можно использовать и яркие краски. Один цвет, например, становится доминирующим, все ярче и ярче, и покрывает весь экран; затем он начинает постепенно светлеть, и возникает новая сцена. Может быть два ярких цвета: один - для окончания сцены, другой - для начала следующей сцены.

Режиссер Аньес Барда в своем фильме "Счастье" многократно прибегает к этому приёму, чаще всего используя сочетания цветов для соединения сцен.

НАПЛЫВ

Наплыв - это появление расплывчатого изображения с одновременным исчезновением изображения предыдущего кадра. Наплывы широко использовались в фильме режиссера Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну".

Быстрый наплыв обеспечивает удачный переход от одной сцены к другой. При помощи медленных наплывов можно перенести


атмосферу двух предыдущих сцен на третью сцену. Если наплыв очень медленный, то тем самым можно подчеркнуть состояние ностальгии, тоски или создать поэтическую атмосферу. Часто наплыв используется для показа на экране момента появления актера. Камера фиксирована: снимается пустое пространство, затем актер появляется в кадре, и камера начинает двигаться. Позже, в студии, планы монтируются и, при расплывчатом изображении на экране, возникает ощущение, что актер появляется из небытия и становится реальным.

ДВОЙНОЕ ЭКСПОНИРОВАНИЕ. ОДИН КАДР ЗАМЕЩАЕТ СОБОЙ ДРУГОЙ.

Двойное экспонирование - это прием, при котором новая сцена в кадре замещает собой предыдущую. Существуют два типа двойного экспонирования. В первом случае новая сцена как бы появляется со стороны или сверху и выталкивает из кадра преды­дущую. Во втором случае тонкая линия пересекает экран, стирая предыдущую сцену и устанавливая последующую.

Второй тип двойного экспонирования, т.е. когда появляется линия, которая перемещается по экрану, чаще всего используется для показа перехода во времени. Эта линия может быть вертикальной, горизонтальной или по диагонали, слева направо, справа налево.

Более сложные схемы двойного экспонирования по спирали или с появлением множественных квадратиков, которые также показывают переход во времени, но чаще всего используются для анонсов фильмов или рекламы.

ЭФФЕКТ ДИАФРАГМЫ

Эффект диафрагмы - это прием, который претерпел мало изменений с течением лет. В начале он представлял собой сужающийся круг, который привлекал внимание к определенному предмету или детали. Как прием показа перехода во времени он больше не используется, но часто применяется при съемках комиксов. Он то исчезал, то вновь входил в моду. Мы видим этот прием, например, в знаменитом американском телевизионном сериале "Бэтмен", где силуэт мыши то вырастает от точки в центре кадра до огромных размеров во весь экран, то вновь уменьшается до маленькой точки, давая возможность перейти к новой сцене.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕНЕВЫХ ЗОН

Существует еще один прием, чтобы показать переход во времени. Камера делает панорамирование или трэвеллинг по направ­лению к затемненной зоне, а потом к освещенной, чтобы показать начало новой сцены. Если камера перемещается в одном направлении в обоих планах, то переход во времени будет более плавным, чем, если направления противоположны. Сам же актер, напротив, может идти на камеру или отдаляться от нее. Если снимается один актер, то этот эффект может выглядеть на экране насколько искусственно, но если два актера идут на камеру, то впечатление лучше.

ТИТРЫ

Использование титров с целью показа перехода от одного эпизода к другому было характерно для немого кинематоргафа. Сегодня титры могут только уточнять место нахождения актеров, дату, год, когда происходит действие. Однако в некоторых документальных фильмах и сейчас используются титры для объявления перехода от одного эпизода к другому.

РАЗЛИЧНЫЕ АКСЕССУАРЫ

Аксессуары, символизирующие время, все еще используются в кино для обозначения перехода во времени. Идея заключается в том, что показан предмет, а потом, через мгновение, показан вновь в обновленном состоянии. Такими аксессуарами служат, как правило, свечи, горящие сигареты, камины, огонь в печи, часы, календари и датированные газеты.

ИЗМЕНЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Замена дневного освещения на вечернее также может пока­зать переход во времени. Камера кадрирует один и тот же неизменный сюжет сначала при дневном освещении, затем при вечернем. Одного этого бывает достаточно, чтобы показать переход во времени. Публика понимает, что прошло время. Затем можно ввести в сцену персонажей и продолжить действие.

ВОПРОС И ОТВЕТ


 

 

 


Такой прием тоже может быть использован для показа перехода во времени. Например, один из персонажей спрашивает: "Памела, она действительно хороша?". "Да, она действительно хоро­ша", - отвечает уже другой персонаж в совсем другом месте, совсем другому человеку, стоящему перед ним. Тот, кто спрашивает, и тот, кто отвечает, - персонажи, не связанные между собой. Лишь отношение между словами оправдывает этот переход во времени и пространстве.

ДВИЖЕНИЕ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Актер сидит за рулем гоночной машины перед своим домом, вокруг машины его друзья. Машина начинает медленно двигаться и выходит из кадра. В следующем кадре машина входит в кадр и ока­зывается на гоночной площадке во время международных гонок. Она на всей скорости движется вправо и уходит из кадра. Это та же самая машина, но время и место совсем другое. Лишь движение в одном направлении слева направо оправдывает такой переход во времени и пространстве.

ЗАМЕНА ПРЕДМЕТА

Актер держит в руке бокал шампанского. Вдруг что-то пугает актера и он бросает бокал на пол. Слышен звук бьющегося стекла. Следующий кадр - разбитое окно, за окном появляется лицо, смотрит вниз. Студенты бросают камни в окна. Связь между двумя разными эпизодами - похожий звук или сходный эффект.

ПОВТОР СЛОВА

Персонаж заканчивает эпизод приближенным планом, произнося какое-то слово. Следующий план начинается с показа нового персонажа, повторяющего то же самое слово в другом месте и в другой обстановке. Он может его повторить в том же тоне или а форме вопроса. Следующая сцена начнется с этого слова.

ОБМАНЧИВАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КАДРАМИ (ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБМАН)

В сценах, где необходима особая визуальная связь между концом плана и началом следующего, эта связь может иметь различ­ное значение в каждом плане. Зритель видит, что новая сцена будет 590


продолжением только что увиденного им эпизода, и вдруг он замечает, что оказывается уже совсем в новом месте и в другое время.

Для получения такого эффекта есть два типа планов: 1 - план, показывающий реакцию на предыдущее действие; 2 - план, дающий продолжение движения. В первом случае, после показанного в плане действия, зритель ждет плана реакции, но эта реакция оказывается связанной с последующим действием неожиданным образом. Например, в фильме Дэвида Лина "Мост над рекой Квай" есть сцена, где Клинтон (врач) смотрит на небо, жалуясь на невыносимую жару. Следующим планом мы видим яркое солнце на небе - это субъективный взгляд Клинтона. Следующий план вместо того, чтобы вернуть зрителя к Клинтону, продолжается показом солнца, и внезапно, снизу возникает силуэт Шеарса (американца), который загораживает своей фигурой солнце в кадре. Шеарс в разорванной одежде, возбужденный, и когда эпизод разворачивается далее, мы уже оказываемся в другом месте и в другое время.

Для перехода во времени может использоваться также сюжет, который невозможно идентифицировать сразу до появления персона­жа в кадре.

Микельанджело Антониони в своем фильме "Ночь" использует этот прием. Основной персонаж фильма, писатель, ждет свою жену, находясь у себя в квартире. Он лежит на софе в библиотеке и смотрит за кадр. Следующим планом мы видим абстрактную конструкцию, напоминающую кусок стены здания, и только когда силуэт жены попадает в кадр с самого нижнего левого угла, мы можем различить четко, что это стена большого здания. Начинается новый эпизод.

Визуальный шок может усиливаться за счет использования белой вставки между кадрами. В фильме Фрэнка Ташлина "Каприз" Дорис Дэй и Рэй Уилстон тайно встречаются на пустынной горе в Альпах. Ричард Харрис наблюдает за ними издалека и снимает их. Внезапно, средним планом появляется Дорис Дэй и Рэй Уилстон. Этот план кажется продолжающим сцену, но без всякого объяснения, возникает снизу силуэт Джека Крюшена и загораживает весь план. Затем изображение исчезает, и мы видим белый экран; новая сцена разворачивается внутри кабинета, где снимался фильм.

Движение, которое переходит из плана в план, может исполь­зоваться как переход от одной сцены к другой в случае, если один сюжет заменяется другим. Даже движение камеры может служить переходом от одной сцены к другой. Вот пример, взятый из фильма "Убийства в спальном вагоне" Коста Гавраса (рис.28.1). Актер А; спускается по ступенькам стадиона. И он, и камера останавливаются.


Он на переднем плане, спиной. Вдалеке, на ринге, борются два боксера. Следующий кадр - средним планом боксеры, в центре, обмениваются ударами. Через мгновение камера движется вправо, показывая актера А, пересекающего зал, чтобы сесть на переднем плане. Второй план кажется несколько ближе, на той же визуальной оси, что и первый. Эффект сюрприза возникает, когда Камера перемещается, показывая нашего актера уже на первом ряду; время, пока он спускался к рингу, опущено.

Рис. 28.1 Изменение времени действия достигается посредством визуального обмана. Кажется, что сцена развивается последовательно от плана к плану, но прошел отрезок времени.


Приближенный план, когда невозможно оценить окружающую ак­тера обстановку, часто используется для перемещения во времени внутри одной сцены. В фильме "Блоу-ап" Антониони использует движение камеры для получения такого эффекта. Рис. 28.2 показывает два положения камеры.

Рис. 28.2 Еще один пример перехода во времени за счет визуального обмана из фильма Антониони "Блоу-ап"

Планы представлены следующим образом:


 

 

 


План 1. Молодой фотограф, сидя на коленях в парке, снимает место, где прошлой ночью обнаружил труп человека. Камера схватывает его в тот момент, когда он смотрит на ветви деревьев.

План 2. Приближенный план: под ветвями, дерева - это угол зрения фотографа. Через несколько мгновений камера поворачивается в сторону и кадрирует молодого человека, стоящего перед деревом.

Присутствие, таким образом, молодого человека вызывает недоумение, т.к. это положение не соответствует его углу зрения, показанному в предыдущем плане. Состыковка же планов на цент­ральном персонаже - это другой вариант. Персонаж, показываемый крупным планом, служит связующим звеном менаду двумя эпизодами.

Изменение положения происходит незаметно для зрителя. Крупный план кажется частью первого эпизода, но, на самом деле, он принадлежит другой сцене.

Например:

План 1. Мальчик лежит на кровати, что-то говорит. Отец в

правой части кадра, спиной.

План 2. Внутренний контрплан. Отец, приближенным планом,

отвечает сыну.

План 3. Внутренний контрплан. Отец, приближенным планом, отвечает на слова сына я поворачивает голову вправо. Камера отходит и показывает отца, сидящим за столиком в ресторане.

Этот эпизод, описанный нами и представленный на рис. 28J, взят из фильма Гая Грина "Зловещая тишина".

Удачный переход от сцены к сцене может обеспечиваться диалогом, который вызывает эмоцию, противоположную тому, что будет происходить на экране. Человек, крупным планом, грозит девушке: "Если вы не подчинитесь мне, я убью вашу сестру. Следующая сцена - это крупный план сестры, она кричит, падая назад. Камера панорамирует и мы видим девушку в купальнике, падающую в бассейн и весело играющую со своими друзьями.

СОСТЫКОВКА ПЛАНОВ НА ПРЕДМЕТЕ

Следующий прием - это использование какого-либо предмета, детали для перехода от одного плана к другому.

Вот этот прием. Один человек разговаривает с другим и про­сит представить его третьему лицу. Он показывает свою визитную карточку, и собеседник берет ее. Карточка - крупным планом. Приближенным планом - второй и третий человек. Третий человек держит карточку, но место и время уже изменены (рис. 28.4). 594


 

Композиция планов сходная, но ситуация уже другая. Интер­вал времени незаметен благодаря простому кинематографическому приему.

Рис. 28.3 Второй план этого эпизода - соединяющий. Он принадлежит и к первой сцене, и к следующей. Фон нейтральный, специально доя того, чтобы план мог подходить к обеим сценам.


РЕЗКИЙ КРУПНЫЙ ПЛАН

Если крупный план использован как связующее звено, он не обязательно должен быть состыкован со следующим планом. Он мо­жет быть простой связью, мгновенным показом какого-либо предмета или персонажа с тем, чтобы затем легко перейти к следующему плану. Например, эпизод заканчивается сценой в помещении. Следующий план - это крупный план уличного фонаря с четырьмя ярко горящими лампочками. Третий план - полным кадром в парке, и фонарь - часть пейзажа в парке. Новые персонажи появляются на переднем плане. Крупный план - это лишь связь может двумя различными частями сцены.

Рис. 28.4 Приближенный план предмета служит опорным планом для

перехода от одной сцены к другой, где изменено время действия.


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОТ СЦЕНЫ К СЦЕНЕ

Брайен Хаттон использовал параллельный монтаж для того, чтобы ввести в начало фильма ретроспективный аспект (возврат назад).

Ричард Бартон, командир, находится в самолете со своими подчиненными и делает им указания по направлениям их движения.

План 1. Ричард Бартон, показываемый приближенным планом, смотрит на зеленый свет от лампочки на потолке в самолете (мы не видим лампочку, а лишь отражение на теле Бартона).

План 2. Крупным планом зеленая лампочка на потолке самолета.

План 1. Приближенный план Бартона, он, задумавшись, смот­рит на мерцающий зеленый свет.

План 2. Крупным планом зеленый свет на потолке. Камера панорамирует вниз, я мы видим, что свет этот уже исходит не от лампочки в самолете, а от лампочки в помещении военной комен­датуры. Параллельный монтаж этих планов возвращает нас, таким образом, назад визуально естественным образом.

Роджер Корман в фильме "Путешествие" использовал такой же прием, но уже с целью переноса зрителя не в прошлое, а в будущее. В обоих этих случаях ритм монтажа не очень быстрый. А вот когда Дэнис Хоппер использовал этот эффект в "Беспечном ездоке", то переход от сцены к сцене достигался очень быстрым параллельным монтажом кадров.

Такой прием обеспечивает очень удачный эффект; и только время покажет, сможет ли он полностью заменить собой использо­вание наплыва.

КАК НАЧИНАТЬ СЦЕНУ

Если бы все сцены начинались с резкого действия, то все они привлекали бы к себе внимание, что противоречит самой природе сцены. Поэтому следует начинать с нейтрального тона, подходя затем к событию или к основному персонажу. Возможны два варианта: перемещение актера или перемещение камеры.

АКТЕР

Его тело загораживает собой объектив камеры. Он движется и начинает, таким образом, сцену. Какой-то предмет на переднем плане


падает, камера кадрирует удаляющегося актера, затем актер останавливается, возвращается, поднимает упавший предмет.

Кто-то открывает окно (камера с внешней стороны) или дверь (камера с внутренней стороны), что позволяет увидеть актера.

Элементы, использующиеся наиболее часто для начала сцены: двери, ставни, занавеска, освещение дома (поочередное включение ламп, что постепенно освещает все помещение).

КАМЕРА

Сцена начинается с показа какого-то предмета, который под­нимают ила уносят. Камера панорамирует или используется трэвеллинг, чтобы скадрировать новое место, где начинается новое действие. Двоение, открывающее сцену, может производиться основ­ным персонажем ила второстепенным, который выходит из кадра и открывает центральных персонажей.

Камера кадрирует силуэт предмета, полностью или почти пол­ностью загораживающего экран, затем движется в сторону, оставляя за собой место для новой сцены.

Камера отходит назад от крупного плана предмета, указыва^, таким образом, на место нахождения данного предмета. Этот предмет может быть элементом туалета персонажа, украшением, часами. Он может находиться на земле, в шкафу и т.д. Но в любом случае он должен визуально состыковываться со сценой. Сцена может на­чинаться и с показа пустого пространства, затем камера движется, поворачивается или поднимается на кране, показывая актеров.

Сцена начинается с приближенного плана персонажа. Камера делает трэвеллинг назад, и зритель понимает, что основной персонаж находится между камерой и человеком на переднем плане, который теперь выходит из кадра или направляется в другое место в кадре.

Картина, ковер, газетная фотография - часто используются для начала сцены. Они расплываются (для первых двух случаев) и создают фон для движения. Обратный прием служит для завершения сцены. Изображение останавливается на экране - камера отходит назад, и это изображение оказывается фотографией в газете с заголовком и статьей.

Абсолютная неподвижность - это еще один способ начать но­вую сцену. Когда эпизод заканчивается, другой начинается с аб­солютной неподвижности в течение нескольких секунд. Затем появ­ляются действующие лица, которые могут войти с разных сторон или появиться с одной стороны, и действие продолжается. Стэнли Кубрик в фильме "Механический апельсин" использует этот прием несколько раз. 598


Все эти приемы используются с целью начать сцену, они не показывают перехода во времени.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УГЛОВ ЗРЕНИЯ

Для представления субъективного угла зрения персонажа (то­го, что видит актер) нужно сначала показать приближенным планом актера, а затем то, что он может видеть, обязательно, исключая актера из кадра.

То, что видит актер, может быть подчеркнуто движением сюжета или людьми, включенными в план и смотрящими прямо в объектив камеры. Вот пример (рис. 28.5).

Рис. 28.5 Дпя того чтобы показать, что видит персонаж, снимается так называемый "субъективный " план.



 

Молодой человек ходит по кабинету. Камера прослеживает его, панорамируя слева направо. Затем, с позиции молодого человека, камера делает трэвеллинг прямо, затем влево, к столу. Девушка за столом поднимает голову к камере и следит за ней взглядом. Мы даем фиксированный план молодого человека и девушки. Мужчина (слева) направляется вглубь кадра, девушка следит взглядом за ним. Субъективный план, где камера представляет то, что видит основной актер, очень важен в сцене. Движение камеры (панорамирование и трэвеллинг) представляет собой движение человека.

Другая возможность заключается в том, чтобы ввести статич­ный план в план с движущейся камерой для показа персонажа, угол зрения которого мы только что наблюдали (рис. 28.6).

План 1. Камера движется вперед. Актер А (справа) отталки­вает актера В с дороги на обочину. Кадр обрывается.

Рис. 28.6 Прерванный субъективный тан подчеркивает остроту рассказа

План 2. А и В стоят на передаем плане в правой части кадра. Машина подъезжает слева, пересекает кадр и исчезает справа. Кадр обрывается.


 

 


План 1. Камера продолжает движение к забору в глубине кад­
ра- к

План 3. Машина появляется слева и врезается в заоор.

План 3 - лишь завершение действия. Основной план - это план 1, т.е. субъективный план того, что видят находящиеся в машине люди. План 2 включен в критический момент, резкая остановка ка­меры дает почувствовать контраст.

Иногда субъективный план дается перед планом, идентифицирующим наблюдателя. Могут быть лишь указатели того, что это субъективный план: например, круги бинокля или прицел ружья. Наблюдатель появляется только в последующем плане.

Доминирующий цвет изображения тоже может представить собой угол зрения персонажа, субъективный взгляд.

Роберт Олдридж в фильме "Грязная долина" в финальной сцене вводит немецкого солдата, стреляющего в противника. Сцена дана через красный фильтр, следующим кадром мы видим падающего воина, в конце кадра режиссер опять использует красный цвет, а мы сразу понимаем, что речь идет о субъективном взгляде стреляющего немецкого солдата, но мы его не видим, а слышим лишь звук выстрела. Следующая сцена дает изображение (в нормальных цветах) взрывающейся рядом с немецким солдатом бомбы.

Существует еще один способ ввести субъективную точку зре­ния, не идентифицируя персонаж - это движение на переднем плане, сопровождающееся шепотом. Например, шуршание ветвей дерева на переднем плане может давать ощущение того, что колонна солдат движется через лес. Мы слышим шепот солдат (вне кадра), они готовят врагу внезапную атаку. На переднем плане опускается ветвь дерева. Это может показывать, что солдаты уходят в другом направлении.

«ВОЛЬНЫЕ ОБРЫВЫ», ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КАК ПУНКТУАЦИЯ

"Вольные обрывы" кадра, как видно уже из названия, - это достаточно ощутимые, видимые на экране обрывы, так как переход от плана к плану при, этом очень резкий. Они делаются путем быстрого показа статичных объектов, несколько последовательных планов которых расположены по одной общей визуальной оси.

В фильме "Птицы" Альфред Хичкок дает сцену, где использует вольные обрывы для привлечения внимания к найденному трупу и его ужасному виду. В момент, когда мать Миш обнаруживает возле кровати труп фермера, режиссер дает три резких 602


последовательных плана трупа, приближающих нас к нему и дающих возможность увидеть все более и более отчетливо, что у него глаза выклеваны птицами.

Труп фермера - это статичный сюжет, и его три плана, рас­положенные по общей визуальной оси, служат усилению ощущения страха (рис. 28.8).

а

Рис. 28.8 Быстрая смена статичных планов - вид пунктуации. Пример из фильма "Птицы"Хичкока.

Этот эффект может также визуально вводить новый элемент. М-Антониони в фильме "Красная пустыня" начинает эпизод с показа металлического острова в море. Три последовательных плана,


соединенные между собой вольными обрывами, все более и более приближают нас к острову и показывают нам его искусственную природу.

Порой этот прием используется и в документальном кино. Там он служит более динамичному способу показа новых сюжетов. Берт Хаанстр прибегает к этому приему несколько раз, но обходится двумя последовательными планами. Один план дан с расстояния, другой - полным кадром по общей визуальной оси, сопровождающимся комментариями, которые дают возможность ощутить вольность обрыва и резкость перехода.

В других случаях этот прием может быть использован в ка­честве паузы перед неожиданным событием. В финальном эпизоде Льюиса Гильберта из серии о Джеймсе Бонде "Живем лишь дважды" самолет сбрасывает спасательные шлюпки, которые падают в океан. Чудом спасшиеся во время катастрофы люди плывут к шлюпкам. Джеймс Бонд и молодая девушка залезают в одну из шлюпок и уст­раиваются в ней поудобнее после долгого ожидания. Три следующих плана постоянно показывают сбрасывание шлюпок с самолета, каждый последующий план все более и более приближенный, планы долгие. Затем дается приближенный план шлюпки с Джеймсом Бондом, поднимающейся вверх. Подводная лодка проплывает под шлюпкой и поднимает ее над водой.

Диалоговые сцены могут сниматься таким же образом. В Фильме "451° по Фаренгейту" Франсуа Трюффо использует эту технику, когда кто-то по телефону слышит угрозу.

Такой эффект может получаться непосредственно в студии, путем увеличения какой-то детали до размеров всего кадра. Фильм "Шпион в зеленой шляпе" Наполеона Соло использует этот вариант в нескольких планах.

Джон Франкенаймер в фильме "Секунды" использует обратную технику. М-р Хамильтон ждет жизненно важного для себя телефонного звонка. Сцена начинается с внешнего крупного плана глаз актера, который меняется серией вольных обрывов кадра, и даются все более и более уменьшенные планы, пока, наконец, актер не дается полным кадром, сидящим совсем крошечным позади своего письменного стола.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 191. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия