Народна культура
Народная культура - это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности. Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды. Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа. Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка. Поп-культура - совокупность произведений различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры, прикладного искусства и т.п.), использующих приёмы и средства, рассчитанные на массовое восприятие. У массовой культуры есть множество научных определений. Все они сходятся в одном: они понимают под этим явлением широко распространенные в каком-либо обществе культурные элементы. Поп-культура ныне включает в себя музыку, кинематограф и мультипликацию, литературу, средства массовой информации (включая комиксы и Интернет), моду, кулинарию, рекламу, спорт, туризм, дизайн и множество других элементов. Фольклор (сказки, легенды, былины и пр.) и наука (в ее "облегченной" версии) также считаются составной частью и\или одним из источников массовой культуры. Культура приобретает приставку "поп" в случае, если она превращается в нечто большее, чем просто игру разума или творческое рефлексирование - некое произведение должно стать широко популярным в обществе. Поп-культура (англ. pop, от popular— популярный, общедоступный, и cultura — культура) — совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 50-60-х гг. XX в. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиске новых форм в искусстве, стиле жизни, выражающем мировоззренческий протест молодёжи против моральных норм современного западного общества. Термин возникает в художественном контексте Великобритании (по одним источникам, это понятие используется в 1947г. по отношению к коллажу Э. Паолоцци «Я была игрушкой богатых мужчин», по другим — данным термином впервые обозначается коллаж Р. Гамильтона). Термин «поп» в критическую литературу вводит Л. Оллоуэй, обозначая им действия художников, критически подходящих к стереотипам, навязываемым СМИ по отношению к предметам массового потребления. К середине 1950-х гг. термин «поп» обозначает стиль, широко представленный в современной массовой культуре — от изобразительного искусства до кинематографа и музыки поп-арта. С возникновением в Великобритании и США на рубеже 1950-1960-х гг. рок-музыки (англ. rock music) (и рок-культуры вообще), её интенсивным распространением по всему миру меняется и значение термина «поп-музыка». Помимо широкого значения этого термина (обозначавшего все музыкальные стили и направления, не связанные с «серьёзной», классической музыкой), появилось и другое, более узкое толкование поп-музыки (в отличие от рок-музыки) как области музыкального искусства, для которой характерны тиражирование произведений средствами массовой информации, изначально коммерческий характер, стандартизированность («форматность») музыкально-поэтического языка; развлекательность, предполагающая легкость восприятия. Колядки — веселые обрядовые песни, которые с давних времен распевала молодежь на рождественские праздники. В наши дни колядки тоже очень популярны, ведь распевая их, можно не только хорошо повеселиться, но и колоритно поздравить и пожелать всяких благ родственникам, друзьям, соседям. Коляда — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Вертеп — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. У украинцев, белорусов и русских представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр. Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене — ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Сцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.
|