Добро и Зло
2) Предмет этики Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль. В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей. Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент. Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет. Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали. Функции этики 1. Регулятивная (регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали) 2 Ценностно-ориентирующая - Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. 3 Познавательная (гносеологическ). Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. 4 Воспитатательная- Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения. 5 Оценочная- Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. 6 Мотивационная - Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. 7 Коммуникативная - Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Добро и Зло Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются универсальной этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, Зло есть уничтожение, разрушение блага. Добро и Зло – совокупность положительно или отрицательно оцениваемых субъектом нравственных поступков и норм поведения. Добро и Зло – не антологичны (не сущности), а ценности (аксеологичны) т.е. то, что значимо. Взаимность различения добро и зла в том, что мы соотносим эти понятия с тем, что хорошо или плохо для развития морали. Добро и Зло – взаимно определяемые понятия. Человек узнает зло, т.к. имеет представление о добре. Он ценит добро, познав зло. 5) Долг – это общественная необходимость, выраженная в таких моральных требованиях, в которых она выступает перед нравственной личностью. Это превращение требования морали в личную задачу конкретного человека. Личность осознает обязанности перед собой и другими людьми, реализуя их в своей нравственной деятельности. В долге выражается императивная, повелительная сторона морали. В этике существуют две концепции долга. Согласно первой из них человек совершенен, поэтому главная его задача – стараться не уклониться от пути добра. По второй концепции человек несовершенен, поэтому главная его задача – неукоснительно следовать долгу. Каждая из концепций относится к своему кругу людей, обладающих соответствующими ей морально-нравственными качествами. В обеих концепциях нравственная задача решается преодолением себя или внешних обстоятельств. Моральное требование не только всеобще, но и абсолютно, т.е. беспристрастно, одинаково относится к различным людям в одной и той же ситуации; и надситуативно, т.е. одинаково относится к одному и тому же человеку в различных обстоятельствах. От долга отличается склонность – способность человека совершать поступки по внутренней потребности, личному желанию, которое часто противоречит долгу. Например, одному человеку присуще влечение делать добро преимущественно себе, другому – окружающим их людям. В первом случае человек склонен нанести моральный вред ближним, во втором случае – себе. Долг же требует от человека силой воли выдерживать оптимальный баланс между своими и чужими интересами. Моральное совершенствование заключается в последовательном превращении долга в склонность. По-настоящему, долг противостоит только соблазну, влечению к нарушению моральной нормы, закона, регулирующего движение людей в душевно-духовном пространстве человечности. Достоинство – понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как моральной личности. С одной стороны, на достоинстве основываются требования человека к себе, запрет на совершение поступков, находящихся ниже своего достоинства. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к себе, признания своих прав и возможностей. 7)
|