Категория этики. Свобода. Воля.
Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека. Нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков; 2) давать им нравственную оценку 3) предвидеть их последствия 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти на своими поступками. Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда мольные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо. Свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода – это «свобода от», свобода отрицающая, разрушающая зависимость «от» – от сил природы. В этих условиях человек оказывается перед выбором, либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти о позитивной свободы. Позитивная свобода – «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требующая от личности этой реализации, свобода, основанная на неповторимости и индивидуальности каждого человека. Таким образом, перед современным человеком, обретшим свободу (в «старом», негативном, смысле), открываются два пути. Первый – дальнейшее движение к «новой», позитивной, свободе, основными способами достижения которой являются любое творчество. Второй путь – «бегство» от этой подлинной свобод. Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: -ответственность перед самим собой; -ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; -ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем. 8)
9)Справедливость и несправедливость Это ценностно-оценочные понятия, характеризующие должное и недолжное распределение добра и зла между людьми, между деянием и воздаянием. Аристотель выделил два типа справедливости: распределительную, по заслугам и уравнительную, всем одинаково. В России высоко ценится уравнительная справедливость, «око за око, зуб за зуб». Но возмездие за убийство по принципу уравнительной справедливости не восстанавливает прежнее равенство, так как за пределами этого равенства остается злая воля убийцы. Американский философ Дж. Ролз выдвинул два принципа справедливости: 1.Каждый человек должен обладать равным правом на свою свободу, совместимую со свободой других людей. Социальное и экономическое неравенство должно быть таким, чтобы от них можно было бы ожидать преимуществ для всех. 2.Доступ к положениям и должностям должен быть открыт для всех. Отсюда следует, что равенство не всегда предпочтительнее неравенства. Например, оно неприемлемо, если достигается ценой ограничения личных свобод и принудительно низким уровнем жизни. Неравенство в богатстве предпочтительнее, если существует такая компенсация, как прогрессивный налог, позволяющий частично перераспределить богатство в пользу самой бедной части населения страны. Идея справедливости относится и к эквивалентному отношению между правами и обязанностями человека: обязанности его соответствуют правам, и наоборот. Но неверно утверждать, как это иногда делается, что права человека определяются его обязанностями. Тогда чем больше у человека обязанностей, тем больше у этого человека прав. Иначе говоря, права человека прямо пропорциональны занимаемой им позиции в иерархии властной «пирамиды».
|