Студопедия — Нравственное сознание и мораль общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нравственное сознание и мораль общества






Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения индивидов играет мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

4.4.2.1.1 Выполняя, наряду правом, роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Отличие от права:

К специфике морали относится то, что в отличие от права в морали регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом.

Человек вынужден осознавать оценку его поведения общественным мнением, принимать ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее.

Мораль не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); её нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение.

Мораль не имеет специализированных учреждений,

Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

4.4.2.2 От морали нужно отличать нравственность. Изначально эти понятия совпадали, но развитие общества придало им разные смыслы. Мораль может быть по своему духу и не нравственной, например мораль фашистского общества или мораль аборигенов (для которых съесть человека – это норма). Однако основная тенденция развития морали состоит в том, что она впитывает в себя высокие нравственные идеалы и благородные принципы и придаёт им статус общезначимых. Эта тенденция не строгая и видна не на каждом периоде человеческой истории и не в каждом обществе. Однако, если брать большие промежутки времени, то из поколения в поколение нормы нравственности и справедливости укоренялись в народной психологии, врастали в живую ткань языка, формировались в пословицах и поговорках, в мифах и легендах. Мы ощущаем это в гимнах индийских Вед, мифах Эллады, в скандинавских сагах и т.д. Нравственность – это наиболее мудрая и ценная часть морали, которая оттачивалась в жизненных испытаниях многих поколений людей и выражает лучшие стороны человеческой сущности – её истинную человечность (в противоположность животности). Это тот стержень, что позволяет людям подавлять в себе животный эгоизм ради общего блага. Мораль же общества зависит от исторических условий, от народной психологии, от того, что актуально или было актуально в недалёком прошлом, от того, какие уроки из этого прошлого были сделаны.

Современный период культуры – постмодерн, характеризуется ломкой традиционных моральных норм и расшатыванием духовных (нравственных) основ общества. Подобные периоды в истории, своеобразные декадансы, характеризующиеся духовной деградацией, упадком уже были. Они сопровождались или приводили к различным кризисам в обществе, в результате чего люди вновь осознавали ценность вечных истин и ценностей, гуманистических идеалов любви, добра, справедливости, взаимопомощи, уважения, сопереживания и т.д. Т.е. такого рода кризисы позволяют осознать неправильного выбранного направления развития и проделать в будущем «работу над ошибками». Так, современный духовный кризис рассматривается специалистами как расчищение поля для создания в будущем принципиально новой морали, более тонко отвечающей интересам общества. Для того, чтобы кардинально усовершенствовать мораль общества, необходимо сначала отбросить из неё всё то, что отжило свой век, что лишь мешает раскрепощению сущностных сил человека, не позволяет свободно раскрываться его позитивному потенциалу.

Так, цель моральных правил общежития состоит в том, чтобы воспитать в гражданах тот нравственный стержень, что позволит охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, безопасности, достоинству и благополучию людей. Однако наиболее глубокая мораль не только защищает и держит в общество в единстве, но и способствует духовному развитию, развитию самого духа, души людей в направлении благожелательности и душевной доброты, милосердия. Такая мораль исходит не из запретов и принуждений, и даже не из понимания взаимозависимости всех людей, а из пробуждения естественного душевного порыва делать добро.

Само слово "мораль" произошло от латинского "moralitas", "moralis" и соотносимо с понятиями "нрав", "характер", "склад души", "привычка"; или "mores" – обычаи, мода, поведение.

В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля "мораль" соотносится с правилами для воли, совести человека; слово "нравственный" поясняется как духовный, душевный, добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Мораль, по определению известного философа, специалиста по этике А. А. Гусейнова, есть форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

Основными понятиями морали являются "добро" и "зло", "справедливость", "правильное" и "неправильное", "честь", "долг", "стыд", "совесть", "счастье" и др. В истории общества менялось понимание смыслов этих понятий. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое "добро" или "счастье". Это зависело от уровня просвещённости и уровня духовного развития людей. Чем менее образованно общество, чем менее развит его нравственный стержень, тем больше вероятность, что смыслы этих понятий будут поняты примитивно, а может даже будут использоваться, искажаться политической верхушкой или культурной элитой в своих корыстных целях (например, в целях удержания власти или большей популярности).

Поэтому господствующие в данный момент моральные нормы, нравы и обычаи, представления о должном могут быть критически оценены с точки зрения их нравственности, степени их приближения к гуманистическим идеалам. Например, на этот случай выработался самый основной принцип морали, который является ключом к её пониманию на все века. Это, так называемое, золотое правило нравственности: «чего не любишь получать от других, того и сам никому не делай, а что любишь и ценишь от других, то и сам стремись дать окружающим». Когда это правило соблюдается всеми взаимно, то чем больше человек отдаёт, тем больше к нему возвращается в ответ.

Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, он является авторитетом духовным, общепризнанным как пример для подражания (Сергей Радонежский, Л.Н. Толстой, Христос, Будда, Заратустра, Мухаммед).

Теперь познакомимся поближе с основными категориями морали.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 291. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия