Студопедия — Элизабет Макавой Сьюзен Израэльсон
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Элизабет Макавой Сьюзен Израэльсон






1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М: Новая Москва, 1925. 240 с,

2. Бакушинский А. В. Искусство в трудовой школе: Сб. ст./Под ред. А. В. Бакушинского, М., 1926.

3. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981, 238 с.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.

5. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 30-1 с.

6. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка Л.: Художник РСФСР, 1977. 224 с.

7. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.

8. Волошин М. Суриков. Л.: Художник РСФСР, 1985.

9. Волынский Л. Лицо времени. М.: Дет. лит., 1971.

10. Выготский А. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя, 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

11. Высоцкая С. И. Факторы, определяющие выбор методов при подготовке учителя к уроку//Вопросы методов и организации процесса обучения: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 96 с.

12. Герман А. Рычаг Архимеда //Правда. 1990. 9 апреля.

13. Гладкий А.В. Что важнее для учителя — педагогика и методика или наука и культура?//Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. М. Менделеева. 1990. Т. 35. С. 289-303.

14. Гольштейн С. Утро стрелецкой казни//Художник. 1963..№ 12..- 15.

15. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.

16. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.303 с.

17. Жукова А. Рисование и мировоззрение учащихся//Художник; 1986.№ 5.

18. Изобразительное искусство в средней школе: Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в I—X классах общеобразовательной школы СССР. Вып. 1/1972—1980/ Под ред. Б. П. Юсова; НИИ ХВ АПН СССР. М.,,1072. 141 с.

19. Изобразительное искусство: Экспериментальная программа для I—X классов общеобразовательной школы СССР; Материалы к проведению эксперимента/НИИ ХВ АПН СССР. М„ 1972. Вып. 2. 158 с.

20. Изобразительное искусство: Типовая программа для 1—VI классов. Проект/ Под ред. Е. П. Юсова. М., 1976, 102 с.

21. Изобразительное искусство: Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями 1—7-й классы, 8-й класс (факультативный курс/ Под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 1088, 137 с.

— 305 —


 

22. Изюмова Е., Эвфроимсон В. На что надеемся//Знамя. 1988. № 9.

23. Ительсон Е. И. Приемы и методы обучения//Сов. педагогика. 1970.№2.

24. Карлсон А. В. Дидактика и методика на уроках рисования: Пособие для учителей рисования. Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние. 1959.

25. Кеменов В. С. Гений русской живописи//Художник. 1972. № 2.

26. Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения/Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984.

27. Кондахчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Искусство, 1951. 176 с.

28. Концепция общего среднего образования//Учит. газ. 1988. 23 авг.

29. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М, 1990.

30. Краевский В. В. Метод обучения как категория дидактики//Вопросы методов и организации процесса обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 96 с.

31. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1963. 543 с.

32. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителя, М.: Просвещение, 1972. 270 с.

33. Кузин В. С. Методика обучения изобразительному искусству в школе, М.: Просвещение, 1979.

34. Лернер И. Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам//Народное образование. 1966. № 3.

35. Лернер И. Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования: (Познавательные задачи обучения гуманитарным наукам)/Под ред. И. Я. Лернера. М.-. Педагогика, 1972.

36. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

37. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя, М.: Просвещение, 1982. 191 с.

38. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

39. Лихачев Д. С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983. 256 с.

40. Лихачев Д. С. Несвоевременные мысли//Сов. культура. 1990. 11 янв.

41. Лихачев Д. С. Классика против псевдокультуры / /Учит. газ. 1990. № 38.

42. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.

43. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. 551 с.

44. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. 240 с.

45. Медведев В. Не бросайте ежей в серпентарий//Комс. правда. 1991 7 мая.

46. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/ Под ред. А. П. Фомичева. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. 355 с.

47. Мирошник Н. Чему учит «Эконоджоко»: Необычные игры в школах Италии//Комс. правда, 1988. 22 апр.

48. Мочалов Л. В. Развитие жанров в советской живописи. Л.: Знание, 1979.


 

49. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания; Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. 192 с.

50. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя.2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. 255 с.

51. Неменский Б. М. Искусство — настройщик духовного мира//Пед. вестник. 1990. № 9.

52. Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1091. 280 с.

53. Оконь В. Основы проблемного обучения/Пер. с польск. М, Просвещение. 1968. 208 с.

54. Психология: Словарь. 2-е изд., испр. и доп.//Под ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990. 695 с.

55. Де Шардеп Пьер Тейяр. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.

56. Разумный В. Л. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. М.: Прометей, 1991. 166 с.

57. Революции — искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет. воспитания в сов. шк.: Кн. для учителя: В 2 ч. 1917—1923. 2-е изд., дораб./Сост. Н. П. Старосельцева. М.: Просвещение, 1987. Ч. 1. 240 с,

58. Революция — искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет. воспитания в сов. шк.: Кп. для учителя: В 2 ч. 1924--1929. 2-е изд. дораб./Сост. Н. П. Старосельцева. М. Просвещение, 1988. Ч. 2. 367 с.

59. Репин И. Е. Далекое, близкое. 5-е изд. М.: Искусство, 1960.

60. Репин И. Е. Об искусстве. М., 1960.

61. Ростовцев Н, Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.; Просвещение, 1974, 246 с.

62. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак, пед, ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1980. 239 с.

63. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию; Рус. и сов. школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 с.

64. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.

65. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1980.

66. Учащиеся всех школ, разоружайтесь!//Коме, правда. 1991. 23 февр.

67. Цетлин В. С. Этапы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения//Вопросы методов и организации процесса обучения. М.: Изд-во АГШСССР, 1982. 96 с.

68. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство. 1953.

69. Щубинекий В. Взаимосвязь логики процесса и методов обучения//Вопросы методов организации обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

70. Щербаков В. С. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. 271 с.

71. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

72. Юсов Б. П. Современное состояние вопроса: Научная гипотеза//Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий/Под общ. ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск, 1990. 180 с.


Оглавление

ОТ АВТОРА.. 3

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА УЧИТЕЛЮ?. 4

ГЛАВА 1. НОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ. 15

§ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 15

§ 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 19

§ 3 МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 22

ГЛАВА 2. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ (ПРОГРАММ) ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 34

§ 1. РОССИЯ XVIII—XIX ВВ. 34

§ 2. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1017—1930). 38

§ 3. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1936-1979). 47

§ 4. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИЮ „ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"» (Б. ЮСОВ). 53

§ 5. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 58

«ПРИОБЩЕНИЕ К МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЧАСТИ.. 58

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (Б. НЕМЕНСКИЙ). 58

§ 7. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ (Б. ЮСОВ) 71

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ... 79

ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 89

§ 1. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ «ШКОЛА РИСУНКА - ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА» (Н. РОСТОВЦЕВ, В. КУЗИН) 91

§ 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ.. 94

ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КОНЦЕПЦИИ «ПРИОБЩЕНИЕ К МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЧАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (Б. НЕМЕНСКИЙ). 94

§ 3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКОВ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ. 1-Я КОНЦЕПЦИЯ. ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (Н. РОСТОВЦЕВ, В. КУЗИН). 99

§ 4. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА «НАТЮРМОРТ». 3-Я КОНЦЕПЦИЯ. НОВАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» (Б. НЕМЕНСКИЙ). 102

ГЛАВА 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО.. 108

ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.. 108

§ 1. ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ? (ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.) ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ. 108

§ 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 109

ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 116

§ 1. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 116

§ 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 126

§ 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НА СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО И ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на материале изображения предметов окружающей действительности). 138

§ 4. ВАРИАНТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ» ПО УСВОЕНИЮ СУЩНОСТИ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. 170

И ИХ СПЕЦИФИКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 170

(КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ). 170

ГЛАВА 7. УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.. 184

§ 1. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 184

§ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД). 191

§ 3. УРОК ИСКУССТВА — УРОК-ОБРАЗ. 195

§ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СЦЕНАРИЯ УРОКА (БЛОКА УРОКОВ) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ВАРИАНТ СХЕМЫ «ПРЕДВИДЕНИЕ УРОКА»). 203

§ 5. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОРСКОГО УРОКА ИСКУССТВА.. 206

§ 6. ПРОЕКТ УРОКА ИСКУССТВА КАК УРОКА-ОБРАЗА: «ТВОРЧЕСТВО В.И. СУРИКОВА»-2 ЧАСА.. 211

ГЛАВА 8. РОЛЬ И МЕСТО ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 221

§ 1. ЧТО ТАКОЕ ИГРА? (ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ). 221

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. 227

§ 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 233

ГЛАВА 9. КОМПЛЕКСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ. 244

(новая теория Б. Юсова). 244

ВАРИАНТ ДЕЛОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» 244

§1. I ЭТАП ИГРЫ. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ. 246

§2. II ЭТАП ИГРЫ. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.. 248

§3. III ЭТАП ИГРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ. 273

Вместо заключения. 304

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 305

 


[1] Авторы новой концепции — члены комиссии эстетического воспитания СХ СССР, сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР, школ Министерства образования РСФСР, НИИ психологии АПН СССР, ЦИУУ РСФСР. Руководитель работы Б. М. Йеменский. (Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического, развития учащихся в школе: Проект. 1990).

 

[2] Это материал для составления программ, он может меняться от специ­фики региональной и национальной культуры.

[3] Это первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга издана на русском и немецком языках. Бе алтор Иоганн Даниил Прсйслер (1666--У1737) — немецкий художник.

[4] А. П. Сапожников — военный инженер н известный художник-любитель.

[5] В последующем варианте программы – I-IV классов, включая шестилеток.

[6] Модель, план, ход и структуру игры разрабатывает преподаватель, ве­дущий методику. Желательно для этой цели привлечь юристов и психологов.

[7] В экспортную группу желательно включить специалистов: учителей-экспериментаторов, психологов, искусствоведов и т. д.

[8] Данный здесь вариант игры — один из нескольких, проводимых со сту­дентами 2-го ц 3-го курсов на занятиях по методике преподавания изобра­зительного искусства.

[9] Каждая группа представителей-«разработчиков» может в своем составе иметь «специалистов» по этим разделам.

 

[10] В данном случае это представители других концепций (II и III).

[11] В обосновании принципов ограничимся цитатами из популярных ученых пособий (Н. Ростовцев, В. Кузин}. Комментарии и выводы сделаем после того, как представим все концепции.

[12] Более.подробно принципы и методы новой программы см. в кн.: Немен-ский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. С. '109—124.

[13] Уроки разработаны автором пособия совместно со студентами в ходе деловой игры.

[14] Здесь и далее мы опираемся на теорию и классификацию методов обучения, разработанную И. Я. Лернером.

[15] Эксперимент проводился в естественных условиях на уроках в общеобразовательной школе.

[16] Ввиду большой объемности материала дается описание методики только 6-х классов.

[17] Этапы урока и их содержание полностью соответствует традиционной структуре урока.

[18] Считаем, что нет необходимости излагать подробно весь процесс урока, так как он, исходя из задач эксперимента, носит традиционный характер.

[19] Данная задача ставилась во всех классах, участвующих в эксперименте.

[20] Считаем необходимым более подробное описание учебно-познаватель­ного процесса, так как это является основной задачей эксперимента.

[21] В последующем тексте «деятельность учителя» для сокращения бу­дем называть «учитель», «деятельность учащихся» — «учащиеся».

[22] В описании данного эксперимента мы выделяем ответы и вопросы, наиболее существенные в учебно-познавательномпроцессе.

[23] Четвертый урок проводился в лабораторных условиях в течение 1,5 ч.

[24] Организация учебного процесса во всех классах (4а—6а, 4б—6б, 4в—6в) идентична.

[25] См. задание № 4, с. 165.

[26] Второй этап игры, как показал наш опыт, целесообразнее проводить после проблемной лекции «Особенности проблемного обучения изобразительному искусству».

[27] Все задания заранее готовит учитель.

[28] «Лишний час» берется за счет внеклассной работы или по договоренности с учителем истории, музыки, литературы, за счет их уроков.

[29] Из опыта работы автора данного пособия.

[30] Данный проект, как и все изложенные в пособии, разработан автором (Л. Рыловой) или в соавторстве со студентами ХГФ Удмуртского госуниверситета.

[31] Задания-проблемы могут выдаваться группам в письменном виде.

[32] См. материалы по анализу картины Сурикова «Утро стрелецкой казни» в кн.: Волошин М. Суриков. Л.: Художник РСФСР, 1985.

[33] Выполнение в материале коллективной монографии предполагается в следующей четверти при изучении темы «Книга по искусству» — 4—7-й уроки.

[34] Цит. по: Философский словарь. М: 1961, с. 240.

[35] Данные варианты игр взяты из опыта автора и работе со студентами ХГФ.

[36] Б.П. Юсов разработал и обосновал теоретическую модель полихудожественного развития. Конкретные программы, методики ее реализации, экспериментальные проверки в настоящее время разрабатываются сотрудниками его лаборатории.

[37] Описание игры дается в сокращенном варианте, в той степени конкретности, которая позволяет читателю поставить себя на место игрока и предложить собственный вариант поведения и ответов на предлагаемые ситуации.

 

[38] Студенты данного курса только что завершили изучение содержания и методики преподавания уроков в 7-м классе «Декоративно-прикладное искусство и мир интересов человека» по программе Б. Неменского. Поэтому задание преследовало еще и обобщение пройденного материала.

В первый момент студенты восприняли задание как абсурдное, не имеющее конкретного решения. Однако в ходе обсуждения различных вариантов ответов «разыгрались» и, как из рога изобилия, посыпались различные версии взаимосвязи, на первый взгляд не имеющие ничего общего, различ­ных объектов и понятий. Причем «расшифровка» фразы и ее связи с изображением включали различные аспекты: и философские, и поэтически-лирические, и юмористические, и сатирически-саркастические, и искусствоведческие и т. д.

[39] Таблица разработана Б.П. Юсовым [72].

 

[40] А в нашем понимании и все искусство как художественно-творческая деятельность.

[41] Сказку можно в любом месте прервать или закончить, чтобы дети ее сами досочинили.

[42] Эта часть вступительной речи Прокурора зачитывается в начале каждой новой темы цикла, звучит рефреном в общем сюжете уроков.

[43] Вторая часть вступительной речи Прокурора изменяется в соответствии с каждой повой темой цикла.

[44] «Этот композитор был тончайшим живописцем и поэтом природы в музыке. В его сочинениях необычайно велика роль звукоизобразительных ассоциации, связанных с цветосветовыми представлениями. Об этом говорят сами названия его сочинений. Так, симфонические эскизы «Море» озаглавлены «На море от зари до полудня», «Игры волн», «Диалог ветра и моря», Сюита «Ноктюрны» включает в себя «Празднество», «Облака», «Сирены». Не менее характерны и многие названия прелюдий: «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют». «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Терраса, освещенная светом», «Фейерверк» и т.д... Музыкальное чувство природы наполняло его сочинения воздухом и светом, подобно картинам художников-импрессионистов…» [6, с. 58].

Элизабет Макавой Сьюзен Израэльсон







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 179. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия