Студопедия — Общественно-политические учения Древней Греции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественно-политические учения Древней Греции

Общественно-политические учения Древней Греции

Древнегреческие философы Платон и Аристотель,жившие в период кризиса полисной цивилизации, сделали весомый вклад в изучение политических феноменов. IV в. до н. э. был эпохой постепенного упадка Древней Греции. Общественно-политические учения, выдвинутые ведущими мыслителями той эпохи, возникли как ответы на вызовы, угрожавшие самому существованию эллинского общества.

 

Первым со своей концепцией выступил Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.), тяжело переживавший моральное падение своего народа. Он хотел реорганизовать жизнь людей в соответствии с идеалом «прекрасного и истинно сущего». Совершенное общество понималось им как часть совершенного космоса. Платон считал, что в обществе, лишенном моральных ориентиров, появление добродетельных людей крайне маловероятно. Если они все же появляются, их судьба, как правило, незавидна – так, учитель Платона Сократ был несправедливо казнен не понявшими его согражданами. Справиться с кризисом поможет только коренная реформа общественного устройства, учитывающая ошибки, совершенные предыдущими поколениями. История древнегреческих полисов представлялась Платону чередой катастроф, но катастрофизм парадоксальным образом сочетался у него с оптимизмом и верой в гармонию.

В платоновской философии истории различные формы правления последовательно сменяют друг друга, образуя повторяющийся цикл. За идеальным государством, существовавшим в незапамятной древности, следует аристократия. Платон также называет ее тимократией («властью честолюбцев»). Пример такого государственного устройства дает Спарта. Аристократию сменяет олигархия, для которой характерны неравенство и погоня за материальными ценностями. Следующая форма правления – демократия, царство вседозволенности и демагогии, в котором торжествуют низменные инстинкты толпы. За демократией следует тирания, опирающаяся на произвол и насилие. Все существующие формы правления, согласно Платону, отмечены неустранимыми недостатками и обречены на крах.

Платон не ограничивал свои интересы текущей реальностью, а рассматривал ее через призму должного – «идеального полиса» (описанного им в книге «Государство»). Идеальное государство должно быть небольшим по размерам, стабильным и гармоничным, отгороженным от внешнего мира, способного оказать на него разрушительное влияние. Общественная жизнь должна основываться на принципах разумности и справедливости, на строгой иерархии и последовательном разделении труда. Каждое сословие должно заниматься своим делом и ощущать себя частью целого, никто не должен претендовать на несвойственную ему роль. Разумное и благое призвано господствовать над своей противоположностью. Равенство противно справедливости; лишь иерархия, в которой каждый получает свое, может считаться справедливой. Общество естественно делится на три сословия, соответствующие трем аспектам человеческой психики – разуму, воле и физическим желаниям. Философы должны править полисом, воины – защищать его от врагов, а земледельцы и ремесленники – производить материальные ценности. В данной схеме государство уподобляется живому существу, сословия – его органам, а отдельные граждане – его клеткам. Частные интересы полностью подчиняются общественным. Государство должно опираться преимущественно на сельское хозяйство, а не на ремесло и торговлю, иначе в нем могут распространиться алчность и жажда наживы. Философам и воинам нельзя иметь семью и частную собственность. Вся система воспитания призвана готовить людей к наилучшему выполнению обязанностей, налагаемых на них сословной принадлежностью. Большинство людей искусства нужно изгнать из полиса, поскольку их творчество создает разномыслие и нарушает работу отлаженного государственного механизма. Платон считал, что государству надлежит жестко контролировать все сферы общественной и частной жизни. Позже это позволило ряду исследователей причислить его к мыслителям тоталитарного толка. Его лозунг возвращения к «золотому веку» необходимо признать утопическим. Философ трижды плавал на Сицилию, чтобы убедить тирана Сиракуз реализовать его идеал на практике, но не добился успеха. В конце жизни Платон утратил оптимизм и веру в добрую природу человека. Он написал книгу «Законы», содержащую подробную регламентацию общественного устройства. Не доверяя людям, он хотел подчинить всю их жизнь надзору начальников, призванных обуздывать их дурные наклонности. В новой версии его философии главным законом бытия была не гармония, а война, внутреннее и добровольное единство заменялось внешним и принудительным. Платон стал призывать к евгенике – выведению лучших человеческих типов под присмотром начальства.

Платоновская философия, достигшая вершины своего развития в «Государстве», пришла к вырождению в «Законах». В первом из данных трактатов философ критиковал реальность, рассматривая ее через призму своего идеала. Во втором он отказался от чистоты идеала, чтобы такой ценой купить его частичное воплощение в реальность.

Идеи Платона были популярны и в Новое время. Автор знаменитой «Утопии» Т. Мор был горячим приверженцем Платона. В XVIII в. многие верили, что «философ на троне» сумеет справиться с постигшим общество кризисом, упорядочить и улучшить его жизнь. Идею упразднения частной собственности в следующем столетии взяли на вооружение коммунисты. Современное общество отвергло предложенный философом проект тоталитарного государства, которое подавляет и деформирует личность. Впрочем, другие его идеи до сих пор сохраняют ценность и актуальность.

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был многим обязан своему учителю Платону, но отвергал часть его идей. В своем анализе он исходил из реалий современного ему общества, а не из понятий должного и идеального. Аристотель выступал против предельной централизации государства, предложенной Платоном. Он писал: «Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством». (Аристотель. Сочинения в четырех томах. – М.: «Мысль», 1976. – Т. 4. – С. 404).

Аристотель также отвергал идею упразднения семьи и частной собственности: «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого». (Аристотель. Сочинения в четырех томах. – М.: «Мысль», 1976. – Т. 4. – С. 406).

В критике платоновского учения проявились основные черты аристотелевского метода: опора на опытные данные и недоверие к априорным схемам. Аристотель и его ученики написали 158 трактатов, посвященных изучению отдельных греческих полисов. Из данных работ сохранилась только одна – «Афинская полития», но их основные выводы были отражены философом в его сводном труде «Политика». В нем Аристотель, умело применяя сравнительно-исторический и историко-социологический методы, развенчивает заблуждения своих предшественников и современников. Он предлагает свой проект государственного устройства, учитывающий как требования морали и общей пользы, так и тогдашние политические реалии.

Аристотель объяснял возникновение государства естественными потребностями человека – существа, политического по своей природе. Человек не может жить вне общества, для этого нужно быть либо животным, либо богом. Политическая жизнь свойственна только эллинам, варвары к ней неспособны (Аристотель не считал варваров людьми). По мнению философа, существуют три правильные формы государства: монархия, аристократия и полития. Монархией правит один человек, аристократия – это власть немногих, лучших, а полития – это власть многих, ограниченная имущественным цензом и законами. Во всех трех случаях правительство служит интересам общества в целом, что и позволяет охарактеризовать данные формы государства как правильные. Извращением монархии является тирания – власть одного человека, стремящегося только к своей личной выгоде. Аристократия рискует выродиться в олигархию – власть корыстных богачей. Полития может деградировать до уровня демократии – власти всех, неограниченной никакими законами, основанной на принципах полной свободы и равенства.

Наилучшей формой правления Аристотель считал политию. В ней нет ни крайнего богатства, ни крайней бедности, ни деспотизма, ни вседозволенности. В политии правит средний класс, ее лозунг – «золотая середина во всем», она органично сочетает три базовые ценности – добродетель, свободу и богатство. Средний класс – гарант стабильности общества, он должен быть сильнее обеих крайностей вместе взятых или хотя бы каждой из них в отдельности.

Если государство слишком мало, оно рискует потерять независимость. Если оно слишком велико, то управлять им и защищать его от врагов нелегко. Чужеземцы, ремесленники, торговцы и матросы, будучи лично свободными, не должны участвовать в политике, это право принадлежит только действующим и бывшим воинам. Аристотель отстаивал неравенство между людьми. Он считал, что мужчины должны господствовать над женщинами, свободные – над рабами, а эллины – над варварами. Мыслитель, веривший в исключительность эллинов, одобрил восточные походы своего ученика – Александра Македонского, но осудил последовавшее за ними уравнение в правах эллинов и варваров. Аристотель называл рабов «говорящими орудиями» и считал, что рабство коренится в самой природе вещей, поскольку одни люди, будучи способны к духовной жизни и политике, неспособны к тяжелому физическому труду, а другие – наоборот.

Цель, которой Аристотель служил своими научными исследованиями, хорошо описал советский ученый А. И. Доватур: «Аристотель, конечно, видел те огромные политические изменения в мире, которые происходили в современную ему эпоху, но они интересовали его лишь в той мере, в какой они могли оказывать влияние на дальнейшую судьбу самой высокой, с его точки зрения, политической организации – греческого полиса». (Аристотель. Сочинения в четырех томах. – М.: «Мысль», 1976. – Т. 4. – С. 52).

Аристотель первым в истории высказался за разделение государственной власти на три ветви – исполнительную, законодательную и судебную. Также он сформулировал принцип верховенства закона. Данные две идеи позже легли в основу современной либеральной демократии.

Философ, творивший в эпоху македонского владычества в Греции, так и не дождался осуществления большинства своих идей. Тем не менее, его социально-политическое учение стало краеугольным камнем западной политологии.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. Начало украинского национального возрождение на Слобожанщине связан с открытием 1805 Харьковского университета | Общественно-политические учения средневековой Европы

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 605. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия