Задание 2. Отсортируйте значения таблицы
Замечание. Чтобы произвести сортировку значений, нужно поставить курсор в любую ячейку сортируемого столбца и щелкнуть по кнопке: - если нужно отсортировать по возрастанию; - если нужно отсортировать по убыванию.
Отсортируйте:
1) фамилии – по алфавиту (поставьте маркер на любую фамилию в столбце с названием Фамилия и щелкните мышкой по кнопке); 2) имя – по алфавиту (поставьте маркер на любое имя в столбце с названием Имя и щелкните мышкой по кнопке); 3) номер школы – по убыванию (поставьте маркер на любой номер школы в столбце с названием Школа и щелкните мышкой по кнопке); 4) год рождения – по убыванию (поставьте маркер на любой год рождения в столбце с названием Год рождения и щелкните мышкой по кнопке); 5) класс – по возрастанию (поставьте маркер на любой класс в столбце с названием Класс и щелкните мышкой по кнопке);
Билет № 7 1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах.
В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в разветвляющиеся алгоритмы входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого выполняется та или иная последовательность команд (серий). В качестве условия в разветвляющемся алгоритме может быть использовано любое понятное исполнителю утверждения, которое может соблюдаться (быть истинно) или не соблюдаться (быть ложно). Такое утверждение может быть выражено как словами, так и формулой. Таким образом, команда ветвления состоит из условия и двух последовательностей команд. Структура ветвление существует в основных вариантах:
В циклические алгоритмы входит последовательность команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла. В циклах типа пока тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие. Выполнение таких циклов происходит следующим образом: Основные разновидности циклов представлены в таблиц е.
2. Практическое задание Работа с электронной таблицей «Бюджет семьи». Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.
· Создать таблицу с заголовком «Бюджет семьи»
· Введите в соответствующую ячейку размер мин. заработной платы на сегодняшней день. · Наибольший доход у отца =9*минимальная заработная плата. Для этого в соответствующую ячейку Приход отца введите =9*адрес ячейки, в которой находится мин. зар. плата.
У матери доход составляет 65 % от дохода отца: =65%*адрес ячейки, в которой находится зар. плата отца. У деда =55% от матери. У бабушки =75% от деда. У сына стипендия, равная минимальной заработной плате. Дочь получает компенсацию в размере 60% от мин. заработной платы.
· Посчитайте общий доход семьи в ячейке Всего-Приход. · Общие расходы семьи составляют 85 % от доходов. Из оставшейся части дохода (15%) деньги распределяются на «карманные» расходы по следующему принципу: 35% - матери, 30% - дочери, 15% - сыну, 10% - отцу, 5% - деду, 5% - бабушке. · В столбце «Расход» рассчитать расходы членов семьи в денежном выражении (выделите нужный блок ячеек, выберите из меню Формат, Ячейки, Число и укажите числовой формат – денежный, обозначение – р., т.е. рубль, число десятичных знаков – 2).
· Посчитайте средний доход на одного человека в семье. Вставка, Функция, СРЗНАЧ(диапазон) · Установите денежный формат для ячеек графы «Приход» Формат, Ячейка · Выполнить обрамление таблицы Формат, Ячейка, Граница · Постройте диаграмму Приход, Расход каждого члена семьи. Для построения диаграммы необходимо: 1) выбрать Вставка, Диаграмма или Мастер Диаграмм на панели инструментов вида. 2) появится диалоговое окно, в котором необходимо: ü выбрать тип диаграммы, Далее; ü указать диапазон данных для построения диаграммы ü следующим шагом будет задание параметров диаграмм: заголовков, подписей данных, легенды и т.д. ü Закончить создание диаграммы можно нажав Готово.
Билет № 8 1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами. Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной. Величины в программировании, как и в математике, делятся на переменные и константы. Значение константы остается неизменной в течении всей программы, значение переменной величины может изменяться. У каждой переменной есть имя, тип и текущее значение. Имена переменных называют идентификаторами (от глагола «идентифицировать», что значит «обозначать», «символизировать»). В качестве имен переменных могут быть буквы, цифры и другие знаки. Причем может быть не одна буква, а не сколько. Примеры идентификаторов: a, b5, x, y, x2, summa, bukva10... Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. Тип данных характеризует внутреннее представление, множество допустимых значений для этих данных, а также совокупность операций над ними. В зависимости от типа переменной в памяти компьютера будет выделена опреде ленная область. Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение что-либо. Имя переменной – это надпись на коробочке, значение – это то, что хранится в ней в данный момент, а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку. Всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен.Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм работы с величинами, обычно, составляется из следующих команд: ü присваивание; ü ввод; ü вывод; Значения переменным задаются с помощью оператора присваивания. Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается и она получает новое значение. В языках программирования команда присваивания обычно обозначается либо «:=» (двоеточие и равно), Значок «:=» читается «присвоить». Например: z:= x + y Компьютер сначала вычисляет выражение x + y, затем результат присваивает переменной z, стоящей слева от знака «:=». Если до выполнения этой команды содержимое ячеек, соответствующих переменным x, y, z, было таким:
Прочерк в ячейке z обозначает, что начальное число в ней может быть любым. Оно не имеет значения для результата данной команды. Если слева от знака присваивания стоит числовая переменная, а справа – математическое выражение, то такую команду называют арифметической командой присваивания, а выражение – арифметическим. В частном случае арифметическое выражение может быть представлено одной переменной или одной константой. Например: x:= 7 a:= b + 10 c:= x Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, как правило, задаются вводом. На современных компьютерах ввод чаще всего выполнятся в режиме диалога с пользователем. По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен набрать на клавиатуре вводимые значения переменных и нажать клавишу <ВВОД>. Введенные значения присвоятся соответствующим переменным из списка ввода, и выполнение программы продолжится. Команд ввода в описаниях алгоритмов обычно выглядит так: ввод (<список переменных>) Вот схема выполнения приведенной выше команды. 1. Память до выполнения команды:
2. Компьютер получил команду ввод (а, в, с), прервал свою работу и ждет действий пользователя. 3. Пользователь набирает на клавиатуре: 1 3 5 и нажимает клавишу <ВВОД> (<Enter>). 4. Память после выполнения команды:
Следовательно, можно сделать вывод: Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода. Если переменной величине не присвоено никакого значения (или не введено), то она является неопределенной. Иначе говоря, ничего нельзя сказать, какое значение имеет эта переменная. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода. Команда вывода в описаниях алгоритмов обычно выглядит так: вывод (<список вывода>) Например: вывод (x1, х2). По этой команде значения переменных x1 и х2 будут вынесены на устройство вывода (чаще всего это экран). Для примера составим алгоритм вычисления периметра треугольника. Нам потребуется 4 переменных для хранения значения длин сторон треугольника и его периметра. Периметр – это сумма всех сторон. Алгоритм Вычисление периметра треугольника Сначала компьютер запросит значения переменных a, b, c у пользователя, затем произведет вычисления и выведет результат на экран. Строка переменные a, b, c, p - целые - называется описанием переменных. Некоторые языки программирования требуют обязательного описания всех переменных до начала их использования в программе, некоторые – относятся более лояльно. Полученный алгоритм имеет линейную структуру. 2. Практическое задание Поиск информации в Интернете с применением языка запросов. Поисковые системы. Несколько самых популярных поисковых систем:
Когда мы что-либо ищем в Интернете, мы прибегаем к помощи поисковых систем, и надеемся потратить как можно меньше времени на поиск нужной нам информации. В первую очередь, при поиске какой либо информации на поисковой машине важно учитывать, что степень релевантности (уместности) с точки зрения поискового механизма тем выше, чем ближе стоят искомые слова друг к другу в обнаруженной фразе и чем меньше между ними встречается других слов. Строгий поиск, т.е. строгое соответствие результатов поиска искомому слову, или фразе можно получить, применяя т.н. язык поисковых запросов. Правильное применение языка поисковых запросов существенно улучшает качество выдаваемой информации. Поэтому для качественного поиска информации в сети неплохо знать и применять приёмы составления запросов. Запрос может состоять из одного, или нескольких слов, может содержать знаки препинания, цифры. Язык поисковых запросов, это набор служебных команд - символов-операторов, дающих возможность детализировать запрос, посылаемый поисковой машине. В нём используются простейшие логические функции объединения или исключения слов из запроса. Следует упомянуть, что набор символов, используемых в языке запросов, отличается для разных поисковых машин, но имеется некий усреднённый набор, применяемый практически всеми поисковыми системами. Самыми распространёнными среди большинства поисковых систем являются команды поиска по маске: символы – "*" или "?". Символ "?" в ключевом слове запроса заменяет один символ в слове. А символ "*" - последовательность символов. Например, если в слове запроса неизвестна точно одна из букв, вместо неё может быть подставлен символ "?". При вводе слова "велос?пед", с подставленным символом "?", поисковая машина сама вставит недостающую букву "и", и выдаст результат, соответствующий запросу. Если необходимо найти производные от слова, то можно использовать символ "*". В этом случае поисковый сервер найдёт документы, содержащие все доступные формы слова. Например, введя слово "вода*", вы получите в результатах - "водный", "водяной", "водянистый" и т.д. Символы "+" и "-" принудительно добавляют, или исключают из запроса какие-либо слова. Слово, перед которым ставится знак "+", должно обязательно присутствовать в результате запроса, а слово, перед которым ставится знак "-", должно обязательно отсутствовать. Например, если вы хотите найти в сети сотовый телефон с аксессуарами к нему, вы можете составить запрос таким образом: "сотовый телефон Samsung +аксессуары". Поисковая система будет при этом искать все документы, содержащие фразу "сотовый телефон Samsung" и также содержащие слово "аксессуары". Или, например, нужно найти информацию о сотовых телефонах Samsung, но исключить из результатов информацию о продажах, Интернет – магазинах. Тогда запрос может выглядеть таким образом: "сотовый телефон Samsung -Интернет-магазин -продажа -продам -цена". В некоторых машинах эти операторы имеют другое написание. Например в Рамблере операторы "+" и "-" будут выглядеть соответственно так: "AND" и "NOT". Также оператор "AND" имеет сокращение "&". Аналогично символу "-", применяется и символ "~" – тильда, то есть исключает из результата слова, отмеченные этим знаком. Следующий символ – "", двойные кавычки, используется для поиска фразы целиком Для того, чтобы специальные символы расценивались как обычные, фразу следует заключить в двойные кавычки. Удвоение какого-либо символа применит действие не к одному предложению, а к целому документу. Например, фраза "сотовый телефон Samsung ~~цена ~~продажа ~~Интернет-магазин" Означает, что слова "цена, продажа, Интернет-магазин" должны отсутствовать в пределах всего документа, а не только в предложении. Запрос: "сотовый телефон Samsung &&цена &&продажа &&Интернет-магазин" Указывает поисковой системе, что в выдачу необходимо включить все документы, в которых удастся найти эти слова, не зависимо от того, находятся ли они в одном предложении, или разбросаны по документу в произвольном порядке. Символы-операторы можно комбинировать. Для этого применяются открывающая и закрывающая скобки. Например, "сотовый телефон &(Nokia | Samsung)" – означает, что документы должны содержать либо "сотовый телефон" и "Nokia", либо "сотовый телефон" и "Samsung". В некоторых случаях комбинировать символы можно и без применения скобок. Например, "сотовые телефоны &Samsung &&аксессуары ~~кожаные чехлы" Означает, что необходимо найти "сотовые телефоны" и "Samsung" в пределах одного предложения, "аксессуары" во всём тексте, и чтобы фраза "кожаные чехлы" ни разу не встретилась во всём тексте. Некоторые поисковые сервера используют кавычки как служебный символ, используемый для того, чтобы заключённую в них фразу искать только целиком. Также нужно заметить, что разные поисковые машины по-разному относятся к регистру вводимых слов. Поэтому, чтобы избежать ошибок, лучше всего вводить слова запроса строчными буквами, а заглавный регистр использовать только для имён и разного рода названий, географических, например.
Билет № 9 1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
Для того чтобы понять работу ветвящихся и циклических алгоритмов, рассмотрим понятие логического выражения. В некоторых случаях выбор варианта действий в программе должен зависеть от того, как соотносятся между собой значения каких-то переменных. В результате сравнения значений двух выражений возможны два варианта ответа: сравнение истинно или ложно? Например: 2+3 > 3+1 - да (истинно) 0 < -5 - нет (ложно) Выражения такого вида мы будем называть логическими выражениями. Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение: истина (true) или ложь (false). Логическая величина – это всегда ответ на вопрос, истинно ли данное высказывание. Нам известны шесть операций сравнения:
С помощью этих операций мы будем составлять логические выражения. Причём в выражениях не обязательно присутствуют только константы, но и переменные. 5 > 3 a < b c <> 7 Как выполняются операции отношения для числовых величин понятно из математики. Как же сравниваются символьные величины? Отношение «равно» истинно для двух символьных величин, если их длинны одинаковы и все соответствующие символы совпадают. Следует учитывать, что пробел тоже символ. Символьные величины можно сопоставлять и в отношениях >, <, >=, <=. Здесь упорядоченность слов (последовательности символов) определяется по алфавитному принципу. «кот» = «кот» «кот» < «лис» «кот» > «дом» Выражение, состоящее из одной логической величины или одного отношения, будем называть простым логическим выражением. Часто встречаются задачи, в которых используются не отдельные условия, а совокупность связанных между собой условий (отношений). Например, в магазине вам нужно выбрать туфли, размер которых r = 45, цвет color = белый, цена price не более 400руб. Другой пример: школьник выяснил, что сможет купить шоколадку, если она стоит 3руб. или 3руб. 50коп. В первом примере мы имеем дело с тремя отношениями, связанными между собой союзом "и" и частицей "не", во втором - с двумя отношениями, связанными союзом "или". Подобные условия назовём составными, и для их обозначения в алгоритме договоримся использовать союзы " и ", " или ", " не ", которые будем рассматривать как знаки логических операций, позволяющих из простых условий создавать составные, подобно тому, как из простых переменных и констант с помощью знаков +, - и т. д. можно создавать алгебраические выражения. Так условия наших примеров в алгоритме могут выглядеть таким образом: первое: (r = 45) и (color = белый) и (не (price>400)) второе: (цена=3) или (цена=3.5) Выражение, содержащее логические операции, будем называть сложным логическим выражением. Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «и» называется операцией логического умножения или конъюнкцией. В результате логического умножения (конъюнкции) получается истина, если истинны все логические выражения. Объединение двух (или нескольких) высказываний с по мощью союза «или» называется операцией логического сложения или дизъюнкцией. В результате логического сложения (дизъюнкции) получается истина, если истинно хотя бы одно логическое выражения. Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией. Отрицание изменяет значение логической величины на противоположное: не истина = ложь; не ложь = истина. Если в сложном логическом выражении имеется несколько логических операций, то возникает вопрос, в каком порядке их выполнит компьютер. По убыванию старшинства логические операции располагаются в таком порядке:
В логических выражениях можно использовать круглые скобки. Так же как и в математических формулах, скобки влияют на последовательность выполнения операций. Если нет скобок, то операции выполняются в порядке их старшинства. Пример. Пусть a, b, c – логические величины, которые имеют следующие значения: a = истина, b = ложь, c = истина. Необходимо определить результаты вычисления следующих логических выражений:
Получим в результате:
Пример. Составить алгоритм для вычисления: Алгоритм Вычисление x Компьютер сначала проверит условие (4*а – с >=0) и (а<>0) и если оно окажется истинно, то вычислить x, иначе выведет сообщение «нет решения». Пример. Составить алгоритм для вычисления суммы всех чисел от 1 до n. Алгоритм Вычисление суммы чисел До тех пор пока условие x<n будет истинно компьютер будет выполнять тело цикла – вычислять очередную сумму и увеличивать x на единицу.
2. Практическое задание Форматирование текстового документа. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение параметров шрифта и абзаца.
Форматирование документа – это изменение внешнего вида его частей, т.е. параметров настройки шрифта, абзаца, страницы, колонтитулов и т.д. 1) Создайте новый документ. Наберите текст используя возможности команды Формат/Шрифт Репка Посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!» Выросла репка сладка, крепка, большая – пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
2) Для каждого нечетного абзаца установите отступ слева -3 см, для каждого четного установите отступ справа -4 см. Для этого воспользуйтесь: а) командой Формат/Абзац, вкладка Отступы и интервалы, раздел Отступ, б) горизонтальной линейкой, передвигая прямоугольный движок слева и треугольный справа. · Установите отступ первой (красной) строки первого абзаца = 1,5 см. Для этого можно: а) использовать команду Формат/Абзац, раздел Отступ,список Первая строка,выбрать Отступ, на 1,5 см. б) переместить верхний маркер линейки Отступ первой строки на 1,5 см вправо.
3) На следующей странице наберите текст – Ваше расписание на понедельник. Чтобы перейти на др. страницу выберите команду Вставка, Разрыв, Начать новую страницу. Оформите расписание в виде списка, выделив его воспользовавшись кнопкой Нумерация панели инструментов Форматирование. Замените обычную нумерацию римскими цифрами, выполнив команду Формат/Список, вкладка Нумерованный. 4) Установите страницы формата А4, поля справа, снизу и сверху по 0,5см, слева- 2 см. Файл/Параметры страницы 5) Установите в верхнем колонтитуле - название учебного заведения и класс по центру, в нижнем - номер страницы справа. Колонтитул – часть страницы, содержащая одинаковый текст на всех страницах документа или номер страницы. Устанавливается автоматически для всех страниц сразу командой Вид, Колонтитулы. 6) Гиперссылка – это адрес веб страницы в Интернете. Например: http://www.yandex.ru Если удерживая CTRL нажать на ссылку, можно перейти на эту ссылку, при условии наличия подключенного Интернета.
Билет № 10 1. Представление о программировании: язык программирования Pascal; примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
Назначение программирования - разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Для составления программ существуют разнообразные языки программирования. Язык программирования - это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. В настоящее время существует много различных языков программирования: Кобол, С, Фортран, Visual Basic, Pascal и др. Языки программирования - это формальные языки, специально созданные для общения человека с компьютером. Каждый язык программирования, равно как и "естественный" язык (русский, английский), имеет алфавит, словарный запас, свою грамматику, а также семантику. ü Алфавит - фиксированный для данного языка набор основных символов, допускаемых для составления текста программы на данном языке. ü Синтаксис - система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита. ü Семантика - система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных. При описании языка и его применении используют понятия языка. Понятие подразумевает некоторую синтаксическую конструкцию и определяемые ею свойства программных объектов или процесса обработки данных. Система программирования - это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования. Система программирования предназначена для автоматизации разработки программного обеспечения. В состав системы программирования обязательно входят язык программирования, редактор для создания и исправления текстов программ и транслятор для перевода программ на язык машинных команд. Центральный процессор компьютера может исполнять только команды на машинном языке, закодированные в двоичном алфавите. Программа, состоящая из таких команд, “понятна” компьютеру, но людям работать с последовательностями команд вида 011001010101010 совершенно неудобно. Вскоре после появления первых компьютеров были разработаны специальные формальные языки – языки программирования высокого уровня, с более удобной для человека формой записи команд и не зависящие от особенностей архитектуры конкретного семейства компьютеров. Примерами таких языков являются Паскаль и Basic. Для того, чтобы программа, написанная на языке программирования высокого уровня, могла быть выполнена компьютером, она должна быть переведена на язык его машинных команд. Это делается автоматически с помощью специальной программы-переводчика, называемой транслятором. Транслятор проверяет правильность записи команд на языке программирования высокого уровня и генерирует соответствующие последовательности команд на машинном языке. Компилятор запоминает созданную для исходной программы последовательность машинных команд в специальном файле, но не дает команды компьютеру на их выполнение. Сохраненная компилятором в файле машинная программа может быть выполнена по команде пользователя в любое время. Это так называемый exe-ный файл. Для созданных компилятором файлов машинных команд уже не требуется производить трансляцию, поэтому они выполняются быстрее, чем обрабатываемые интерпретатором исходные программы.
|