Духовная культура
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам. Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества. Функции культуры: - информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения-передачи); - коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей); - аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы); - социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения).
№33 Цивилизация (от латинского «civilis» - городской, гражданский, государственный) – это: 1) синоним культуры, ступень общественного развития, следующая за варварством; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, где как минимум имеются города, государство и письменность, а также значительное разделение (специализация) труда, развитый религиозный культ, экономический обмен, наука и искусство; 3) в некоторых теориях эпоха деградации и разложение человеческой естественности. Французские просветители обычно использовали термин «цивилизация» для общества, основанного на разуме и справедливости, а в XIX веке тот же термин применялся для восхваления развитых (западных) стран на фоне отсталых. Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей. Тем не менее, выделяется три основных типа цивилизации: - доиндустриальная («традиционная») цивилизация (до последней четверти XVIII в.): преобладало аграрно-ремесленное производство на основе ручных орудий труда, мускульной силы людей и животных; - индустриальная («техногенная») цивилизация (конец XVIII в. – конец ХХ в.): преобладало бурно развивающееся промышленное производство на основе машин и автоматов, использующих огромное количество энергетических ресурсов, царила узкая специализация труда и высокая степень централизации управления; - постиндустриальная («информационная») цивилизация (с конца ХХ в.): сбор и распространение информации предопределяют развитие всех сфер жизни общества, формируются производства, осуществляющиеся с помощью компьютерной техники (например, нанотехнологии, генная инженерия, автоматизированные системы управлении и т.п.), мир глобализируется, 60-90% работников заняты в сфере услуг, главная проблема – предотвращение экологической катастрофы. Не реже цивилизации делятся на два типа: восточные (где порядок превыше всего, собственность и власть едины, личность и общество подчинены государству) и западные (где свобода превыше всего, частная собственность преобладает, права и свободы личности защищены от посягательства властей). При этом славянским народам, расположенным между Востоком и Западом, их собственные философы отводят роль посредника, способного создать Великий синтез культур в условиях глобальной интеграции. При подробном делении типов цивилизации становится больше: западный, восточноевропейский, мусульманский, африканский, индийский, китайский, японский, латиноамериканский. Кроме того, некоторые философы выделяют «природные» (первобытные) сообщества в качестве особого типа цивилизации. Под научно-техническим прогрессом (от латинского «progressus» - движение вперед) понимают бурное развитие науки и техники, начавшееся в XVI веке и сопровождавшееся рядом научных революций (смотри ответ на вопрос 45). Для этого процесса характерно особо тесное взаимодействие (слияние) науки и техники (до этого их разрозненность (самостоятельность) была значительна). Много проблем создает вытеснение рабочих автоматами, а также истощение природной среды нарастающим потреблением ресурсов и лавинообразным приростом объема выбросов-загрязнений. Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.
Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и примен
№34 Глобализация – всемирный процесс упрочения взаимосвязей и усиления взаимозависимостей, превращающий человечество в единое целое. Для изучения глобализации в 90-е годы ХХ века сформирована междисциплинарная наука «глобалистика». В конце XX века стало очевидно, что кроме позитива (повышения производительности труда, уровня жизни и образования и т.п.) техногенная цивилизация несет негатив - глобальные проблемы. Такие проблемы есть: - во взаимодействии общества и природы (экология, истощение энергетических и иных ресурсов, снижение плодородия почвы); - внутри общества (социально-политические – война-мир, социально-экономические – нищета, культурные – примитивизм массовой культуры); - между человеком и обществом (демографические (рождаемость и качество населения), медицинские). Основополагающей задачей глобализации считается сохранение человеческого и природного разнообразия, национальной и культурной самобытности. Кроме того, большое внимание современная философия уделяет преодолению отчуждения человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Глобальные проблемы: - затрагивают все человечество (то есть планетарны), грозят каждому деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования; - взаимосвязаны и обостряют друг друга. Любая частная, местная и мелкая проблема легко перерастет в глобальную. Это «сложный клубок проблем». Потому и решаться они должны комплексно. Для эффективного решения необходимо: - проводить глобальный мониторинг (наблюдение) и своевременно фиксировать обостряющиеся проблемы; - усиливать комплексное научное исследование в этой области с целью выработки всесторонних и действенных рекомендаций; - своевременно предотвращать и устранять конфликты между регионами, странами, классами, сословиями, партиями, группировками и т.п.; - не допускать дисбалансов (перекосов) при осуществлении любой деятельности, особенно масштабной; - повышать уровень моральной ответственности каждого за происходящее на планете. По отношению к решению глобальных проблем различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу, якобы способному решить порожденные им проблемы) и технофобия (зеленые и прочие антиглобалисты обвиняют технику в главных бедах современного человечества и предлагают запрещать и ограничивать все виды технического воздействия).
|