Философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше являются основными представителями неоидеализма. Характерная черта неоидеализма – иррационализм, т.е. учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения» и др.). Для неоидеализма объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали и др. Философия Шопенгауэра считает, что познание идет, возможно, лишь на основе человеческих представлений, а для философии Ф. Ницше важнейшим методом раскрытия сущности общественного явления оказывается переход человеческого в природное и др. Фридрих Ницше (1844-1900 гг). Родился в очень религиозной семье, был филологом, в 29 лет уходит на пенсию. "Воля к власти", "антихрист", "происхождение добра и зла", "так говорил Заратустра".
Ницше пытался понять, почему в Древней Греции появляется искусство - культ красоты ради самой красоты. Добро - исток зла. Ницше приходит к выводу, что главной ценностью является ни добро и ни зло, а сам процесс жизни, который вне добра и зла. Добро совершенно чуждо для жизни, оно искусственно, его не существует в реальности. "Философия жизни". Истоком зла в жизни является не сам факт добра, а искусственность добра по отношению к жизни. Поэтому, чтобы убрать зло, надо убрать из жизни добро. Зло - реакция на искусственность добра.
Для того, чтобы достичь идеала жизни по ту сторону добра и зла, Заратустра проходит несколько этапов: 1. Время верблюда. Накопление скептицизма по отношению к высшим ценностям морали. 2. Время льва. Уничтожение в себе высших ценностей, привитых ему с детства. 3. Время игры (играющего ребенка). Жизнь напоминает игру, где самое важное мужество, победа и результат. Ницше за сам процесс развития игры. Лучше поражение, чем быть добрым. Идеал сверхчеловека. Сверхчеловек у Ницше - это тот человек, который следует идеалу жизни, как игры, и обычно сверхчеловек это неудачник в жизни, он всегда терпет поражение.
20. Русская философия. Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. В летописях,отразился глубокий интерес русских мыслителей к историософским, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам. Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII—XIV века — время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Центрами развития русской мысли оставались монастыри. Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства.Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии.Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Заключительный этап развития русской средневековой философии характеризуется противоречивыми процессами формирования основ нового миропонимания, столкновением традиционной духовной культуры с возрастающим влиянием западноевропейской науки и просвещения. Наиболее значительные фигуры русской мысли этого периода — протопоп Аввакум — продолжатель и строгий ревнитель духовных традиций древнерусской культуры и противостоящие ему Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич — проводники западноевропейской образованности и культуры. Важнейшими темами их размышлений был человек, его духовная сущность и нравственный долг, познание и место в нем философии, проблемы власти и роли различных социальных слоев в политической жизни общества. Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли. Представители.
|